аутентичный вариант: 67._Monarhicheskoe_samozvanchestvo_v_Rossii_17_v.pdf

О. Г. УСЕНКО

МОНАРХИЧЕСКОЕ САМОЗВАНЧЕСТВО В РОССИИ XVII ВЕКА: НОВЫЕ ФАКТЫ И ОБЩАЯ КАРТИНА

  

     Мы исходим из тезиса, что не каждый индивид, называющий себя “царём”, “государем” и т. д. (произносящий “непригожие речи”), заслуживает квалификации “лжемонарх (псевдомонарх, самозванец монархического типа)”. “Лжемонархом” является индивид, который публично притязает на статус верховного правителя отдельного государства или члена его фамилии (в неё входят ближайшие родственники и свойственники монарха) и стремится получить соответствующие этому статусу полномочия – официально занять высокий пост или же сформировать группу сторонников и добиться того, чтобы они вели себя как его “подданные”.

     При этом “российскими” являются лишь те самозванцы, которые в своей мифической ипостаси не просто находились на территории России, но хотя бы недолго пребывали там на свободе.

     Приводим составленный нами перечень лжемонархов, претендовавших на верховную власть в России, сопредельных государствах или же на соответствующий их “происхождению” статус в “неродной” стране. В квадратных скобках указан период их мифического бытия от “проявления” на российской земле до разоблачения, а если такового не было, то до смерти или отъезда за границу; жирным шрифтом выделены вновь открытые самозванцы:

     1. “Царевич Дмитрий Иванович, сын царя Ивана IV”, он же Лжедмитрий I [13 октября 1604 – 17 мая 1606] – Григорий, в миру Юрий Богданов сын Отрепьев, беглый монах (?).

     2. “Царевич Пётр, сын царя Фёдора Ивановича” [зима 1605/1606 – 10 октября 1607] –Илья Иванов сын Коровин (Горчаков), по прозвищу Муромец, терский казак.

     3. “Царевич Иван, по прозвищу Август, сын царя Ивана IV” [лето 1606 – лето/осень 1608] – “вольный” казак (?).

     4. “Царевич Фёдор, сын царя Фёдора Ивановича” [лето 1606 (?) – перед 14 апреля 1608] – “вольный” казак (?).

     5. “Царь Дмитрий Иванович”, он же Лжедмитрий II [12 июля 1607 – 11 декабря 1610] – крещёный еврей, выходец из Речи Посполитой (?).

     6. “Царевич Лаврентий (Лавр, Лавёр), сын царевича Ивана Ивановича” [осень 1607/начало 1608 (?) – лето/осень 1608] – “вольный” казак (?).

[с. 223]

_____________________________________________________________________________

 

 

     7–13. “Царевичи, сыновья царя Фёдора Ивановича” – Клементий, Савелий, Симеон, Василий, Ерофей, Гавриил, Мартын [1607 (?) – лето/осень 1608 (?)] – “вольные” казаки (?).

     14. “Царевич Осиновик, сын царевича Ивана Ивановича” [зима/весна (?) – лето 1608] – “вольный” казак (?).

     15. “Царь Дмитрий Иванович”, он же Лжедмитрий III [начало 1611 – 20 мая 1612] – Сидор (Исидор) или Матвей, беглый дьякон или дьяк.

     16. “Царь Дмитрий Иванович”, он же Лжедмитрий IV [1611 (?) – начало (?) 1612] – предположительно Гурий.

     17. “Султан Ахия (Иахия, Якия), в крещении Александр, великий князь Оттоманский, сын турецкого султана Магомета III” [2 декабря 1625 – май (?) 1626] – иноземец, путешественник.

     18. “Московский царевич”, предположительно – “Иван, сын царя Дмитрия Ивановича и царицы Марии Юрьевны” [вторая половина июня 1641 – начало 1642?] – Мануил Сеферов (?) сын, по прозвищу Дербинский, армянин, польский подданный, арестант.

     19. “Царевич Иван, сын царя Дмитрия Ивановича” [между 13 июля 1645 и 30 января 1676] – бродяга.

     20. “Прямой потомок царя Александра Македонского, помазанник божий” [перед 10 августа – после 1 сентября 1665] – Андрей Николаев (Миколаев, Микулаев) сын, по  прозвищу Греченин, грек, османский подданный, толмач на российской службе.

     21. “Крымский хан” [между 14 сентября 1666 и концом августа 1667] – Тарас Авдеев сын Сизиков, драгун.

     22. “Царевич Алексей, сын царя Алексея Михайловича” [август (?) 1670 – перед 6 июня (?) 1671] – бродяга (?).

     23. “Царевич Алексей, сын царя Алексея Михайловича” [1/12 августа – 2/11 октября 1671] – Иван Алексеев сын Клеопин, путешествующий дворянин.

     24. “Царевич Симеон, сын царя Алексея Михайловича” [сентябрь/ноябрь (?) 1673 – 17 сентября 1674] – Семён Иванов сын Воробьёв, “вольный” казак.

     25. “Царевич Матвей Леонтьев, по прозвищу Дедионов и Дидьянец, сын царя Мегрелии Левана II Дадиани” [1681/начало 1682 (?) – 14 июня 1682] – иноземец (видимо, грузин) в статусе высокого гостя.

     26. “Побочный сын польского короля Яна Собеского” [1682/1683 (?)] – Бризасье (Brisacier), француз, путешественник.

     27. “Царь Пётр Алексеевич” [25 марта/начало апреля (?) – 28 апреля 1690] – Терентий Прокофьев сын Чумаков, бродяга.

     28. “Царевич Иван, сын царя Ивана IV” [21–25 октября 1690], а также, видимо, “Бог Саваоф” – Иван Васильев сын, бродяга.

     29. “Первый капитан Преображенского полка Пётр Алексеев”, т.е. царь Пётр I [7–30 января 1697] – Тимофей Евтифеев сын Кобылкин, путешествующий посадский человек.

 

     Всего в России с 1601 по 1800 г. известны 147 лжемонархов, значит самозванцы XVII в. составляют 20%. При этом среди последних не было женщин (в XVIII в. – 8), не

[с. 224]

______________________________________________________________________________

 

 

было повторных “проявлений” с новым именем и/или статусом (в XVIII в. – 8) и отмечен лишь один случай двойного – монархическо-религиозного самозванства (в XVIII в. – 18). Зато один лжемонарх подчинил на время всю страну и ещё один – значительную часть её (в XVIII в. имел место второй вариант – 1 раз). 16 лжемонархов (55%) – дети Смутного времени. В правление Михаила Романова “проявились” 2 самозванца, Алексея – 6, Фёдора – 1, Ивана V и Петра I – 4. Хотя бы минимальная поддержка в обществе была у 21 лжемонарха (72%), но только 5 из них действовали после 1613 г. С движениями социального протеста были связаны 19 чел. (66%), но лишь трое – после 1613 г. Ради корысти поддержкой пользовались Т. Сизиков и Т. Кобылкин.

     Российскими подданными были 23 псевдогосударя (79%). Все они, видимо, – восточные славяне (не менее 5 – русские). По одному представлены евреи, армяне, грузины, греки и французы (об Ахии сведений нет). Все самозванцы – христиане: католик, представитель армяно-григорианской церкви и 27 православных (93%), причём из последних лишь один (И. Васильев) может быть отнесён к “староверам”.

     24 лжемонарха (83%) принадлежали к социальным “низам” (о Лжедмитрии IV сведений нет): 13 казаков, 7 бродяг, драгун, толмач без жалованья, посадский человек и арестант. К элите общества, и то с оговорками, можно отнести лишь И. Клеопина и М. Леонтьева.

[с. 225]

_______________________________________________________________________________

Бесплатный хостинг uCoz