…орных произведений и настрой их слушателей в доиндустриальных обществах тоже определяли особенности их стиля мышления, а именно – архаичное понимание нормальности/ненормальности. «Устный» характер фольклорной культуры приводит к тому, что произведения фольклора существуют лишь в системе вариантов, не имея в принципе зафиксированного раз и навсегда текста. Таким образом, норма здесь противостоит унификации. При этом вариативность, как принцип мышления, коррелирует с принципом конкретности – принципом обязательной «привязки» жанра и объёма фольклорного произведения, а

[с. 72]

_____________________________________________________________________________

 

 

также манеры его исполнения к определённому месту, времени, обряду, аудитории.

     Наконец, на исполнение и восприятие фольклорных произведений могла влиять и такая черта «мифологического сознания», как отождествление анализа какого-либо явления с описанием его происхождения. Например, загадывание и отгадывание загадок было обязательным элементом ритуалов, связанных с проводом старого и встречей нового года. При этом загадки обычно загадывались в последовательности, более или менее повторяющей порядок сотворения мира: небо – земля – солнце, месяц, звёзды – время – растения – животные – человек – дом и т. д.[64]

     7.2. Набор культурных «заготовок» семиотического характера, необходимый для регуляции социальной жизни, но при этом структурирующий и оценочно-познавательную деятельность, в примитивных обществах включал прежде всего различные виды орнамента.

     Из орнаментальных мотивов с функцией оберега наиболее популярными были солярные розетки, круги, ромбы и квадраты. Помимо этого, характер и расположение узоров на одежде (теле) служили выделению различных социальных и половозрастных групп. Одни народы предпочитали использовать для этого растительный орнамент, другие же предпочитали зооморфный или геометрический.

     Большой интерес представляет и символика цвета. Белый цвет у всех народов был атрибутом сакрального. В то же время он мог быть связан и с важнейшими событиями человеческой жизни, входя в систему кодекса поведения. Белую одежду человек надевал, когда вступал в лоно церкви (конфирмация) или в брак; он мог её носить и в знак траура (обычай японцев); она могла оказаться и знаком смерти (саван). Белый цвет одежд маркировал жрецов и носителей высшей власти (впрочем, последние могли выделяться и другими по цвету – например, красными одеждами, как это было в Индии, Византии).

[с. 73]

___________________________________________________________________________

 

 

     Символику цвета дополняла символика материалов. Опять-таки в сакральных ситуациях использовался, как правило, материал белого цвета. Но выбор его был различен у разных народов. Так, у монголов сакральным материалом являлся белый войлок: на него сажали молодых в свадебном обряде, его расстилали на месте погребения человека, на нём поднимали в воздух только что избранного великого хана. В Полинезии сакральным материалом считалась тапа (лубяная ткань): она использовалась в свадебном обряде, ею накрывали изображения богов. Однако она могла выполнять и запретительную функцию: будучи вывешенной в определённом месте, она означала табу на культовые места или плодоносящие деревья[65].

_________________________________________



[1] См., например, о структуре мировоззрения: Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 68; Философский энциклопедический словарь (далее – ФЭС). М., 1983. С. 375; о понятии «картина мира»: Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. С. 37–38, 44–47, 50–54, 139, 182; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 7–8; Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991. С. 13.

[2] Ср.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 366; Современная западная философия: Словарь (далее – СЗФ). М., 1991. С. 227; Свод этнографических понятий и терминов (далее – СЭПТ). М., 1991. Вып. 4. С. 75–76; Молчанов В. И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. № 3. С. 7–10, 23–24, 30–33.

[3] См.: ФЭС. С. 638; Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1975. С. 298–299. Под «групповым симбиозом» я подразумеваю ситуацию постоянного и всестороннего взаимодействия (взаимозависимости) нескольких первичных социальных групп; «групповое объединение» отличается тем, что взаимодействие временное и на определённых условиях.

[4] Парыгин Б. Д. Социальное настроение как объект исторической науки // История и психология. М., 1971. С. 99–100, 110.

[5] См.: ФЭС. С. 815; СЗФ. С. 28, 398–399.

[6] СЗФ. С. 176–177.

[7] См.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 46–49, 103–111, 158; СЭПТ. Вып. 4. С. 53–54, 77.

[8] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 113–123, 156; Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 215, 254–255; Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 184–185.

[с. 74]

___________________________________________________________________________

 

 

[9] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 79–80, 90–91; Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988. С. 18–19, 25–31.

[10] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 97–99; Успенский Б. А. К системе передачи изображения в русской иконописи // Уч. зап. Тартуского ун-та. 1965. Вып. 181. С. 248–257.

[11] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 45–46, 101, 111–113, 145–151; СЭПТ. Вып. 4. С. 31; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Указ. соч. С. 103, 110–112, 118–120, 168, 173.

[12] См.: Ярская В. Н. Время в эволюции культуры. Саратов, 1989. С. 57–67.

[13] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 22, 49, 58–59, 66–70, 74–79, 174–175, 177, 294; СЭПТ. Вып. 4.  С. 53, 78.

[14] См.: СЭПТ. М., 1989. Вып. 3. С. 203–205; Вып. 4. С. 31, 67, 79; Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. С. 196–197.

[15] См.: СЭПТ. Вып. 3. С. 204; Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. С. 24–25; ФЭС. С. 105, 527, 655, 786.

[16] Столович Л. Н. Указ. соч. С. 36–37, 42–49; Соколов Э. В. Указ. соч. С. 197–198.

[17] Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971. С. 188–189.

[18] СМ.: СЭПТ. Вып. 4. С. 8; Ерунов Б. А. Мнение и умонастроение в историческом аспекте // История и психология. М., 1971. С. 109; Лурия А. Р. Психология как историческая наука // История и психология. С. 56; Гуревич А. Я. Категории... С. 187–191; Он же. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 99, 165–167, 207.

[19] См. Гуревич А. Я. Проблемы... С. 32.

[20] См.: СЭПТ. Вып. 4. С. 63; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Указ. соч. С. 63 и сл.; Кузнецов И. В. Одежда армян Понта (опыт структурного семиотического анализа): Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1992. С. 11–12.

[21] См.:  Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф – имя – культура // Уч. зап. Тартуского ун-та. 1973. Вып. 308. С. 282–303.

[22] СЭПТ. Вып. 4. С. 54.

[23] Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М., 1985. С. 160.

[24] СЭПТ. Вып. 4. С. 63–64.

[25] См.: Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 12.

[26] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 227–228, 268–280, 326; Чёрная Л. А. Проблема человеческой личности в русской общественной мысли второй половины XVII – начала XVIII века: Автореф. дисс. ... канд.  ист. наук. М., 1980. С. 20; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 178.

[27] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 182, 209, 215, 255–260, 268–269; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1981. С. 81–126.

[28] СЭПТ. Вып. 3. С. 77.

[29] См.: СЭПТ. Вып. 4. С. 76–77; Гуревич А. Я. Категории... С. 121, 136.

[30] ФЭС. С. 192.

[с. 75]

_____________________________________________________________________________

 

 

[31] СЭПТ. Вып. 4. С. 6–7, 43, 45–46.

[32] См.: СЭПТ. Вып. 4. С. 8; Лурия А. Р. Указ. соч. С. 56; Гуревич А. Я. Проблемы... С. 32; Он же. Категории... С. 188; Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 507.

[33] См.: Гуревич А. Я. Проблемы... С. 207; Раевский Д. С. О генезисе повествовательной мифологии как средства моделирования мира // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 66.

[34] См.: Лурия А. Р. Указ. соч. С. 52–54, 58–60.

[35] См.: Раевский Д. С. Указ. соч. С. 67–68; СЭПТ. Вып. 4. С. 115.

[36] См.: СЭПТ. Вып. 4. С. 8, 31, 76, 78–79.

[37] См.: Лингвистический энциклопедический словарь. С. 592.

[38] Журавлёв А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. М., 1989. С. 90–92.

[39] Кондаков Н. И. Указ. Соч. С. 112.

[40] См.: Смирнова И. М. Мистика чисел, камней, знаков: Из жизни суеверий. М., 1992. С. 16–17; Щапов А. П. Русский раскол старообрядства... Казань, 1859. С. 107.

[41] Журавлёв А. П., Павлюк Н. А. Указ. соч. С. 101, 103, 112.

[42] См.: Гуревич А. Я. Категории... С. 22, 140; Он же. Проблемы... С. 45; Лихачёв Д. С. Указ. соч. С. 15–16, 20, 88–89.

[43] См.: СЭПТ. Вып. 4. С. 128–129, 134; Гуревич А. Я. Проблемы... С. 271–324; Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. 

[44] См.: Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. С. 175–193; СЭПТ. Вып. 4. С. 20–21; Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 146–155.

[45] СЭПТ. Вып. 3. С. 13, 150, 152, 162, 204; Вып. 4. С. 34–35.

[46] См., например: Соколов Э. В. Указ. соч. С. 180–188.

[47] См.: Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991; Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М., 1991.

[48] СЭПТ. Вып. 3. С. 205.

[49] Байбурин А. К., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 66.

[50] СЭПТ. Вып. 3. С. 204.

[51] Маслов А. А. Образы маскулинности – фемининности и супружеских отношений в традиционном Китае // Этнические стереотипы... С. 58.

[52] СЭПТ. Вып. 3. С. 204.

[53] СЭПТ. Вып. 3. С. 137; Байбурин А. К., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 24, 27, 43.

[54] СЭПТ. Вып. 3. С. 17, 158; СЗФ. С. 399; ФЭС. С. 815.

[55] См.: Смирнов Ю. Почему Ева съела яблоко? // Памир. 1985. № 8. С. 140–144; СЭПТ. Вып. 4. С. 34–35, 61–62.

[56] Журавлёв А. П., Павлюк Н. А. Указ. соч. С. 89.

[57] См.: СЭПТ. Вып. 3. С. 16, 102; Вып. 4. С. 31, 67–76, 78–79, 145, 149; Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Указ. соч. С. 283–284, 295–300.

[58] См.: Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990. С. 74; Егоров В. Л. Указ. соч. С. 160.

[с. 76]

___________________________________________________________________________

 

 

[59] См.: Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории: 1991. М., 1991. С. 84–102; см. также тематику работ в этом и других выпусках «Одиссея» (с 1989 г.).

[60] См.: Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 178–193.

[61] См.: Песков В. Маловато воды для щуки... // Комсомольская правда. 1996, 12 мая. С. 9.

[62] СЭПТ. Вып. 4. С. 35.

[63] СЭПТ. Вып. 3. С. 18, 71, 99; Гуревич А. Я. Категории... С. 227–228; Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л., 1979. С. 239.

[64] См.: СЭПТ. Вып. 3. С. 28–30, 42, 105–106, 113–114, 163; Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К проблеме «У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 229–245.

[65] См.: СЭПТ. Вып. 3. С. 17, 21, 78–79, 106, 204–205; Вып. 4. С. 34–35, 97.

[с. 77]

______________________________________________________________________________

Бесплатный хостинг uCoz