аутентичный вариант: 39._Civilizacciya_i_kultura.pdf

 О. Г. УСЕНКО

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА (В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ-ОБЩЕСТВОВЕДУ)

 

     Современная школьная программа предусматривает изучение не только «мировой художественной культуры», но также «истории  цивилизаций». Между тем, несмотря на обилие соответствующей научной, научно-популярной и учебной литературы1, школьникам и даже самому учителю весьма сложно уяснить, чем «культура» отличается от «цивилизации». Единственное, что улавливается легко, – это то, что культура может быть «мировой» и «национальной», а цивилизация – «мировой» и «локальной».

_________________________________________

1 См., например: Античная цивилизация. М., 1975; Бажов С. И. Проблемы культуры и цивилизации в философско-исторической концепции Н. Я. Данилевского // Социальная философия в России в XIX веке. М., 1985; Барг М. А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР. 1991. № 5; Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993; Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988; Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Месоамерики. М., 1972; Гуревич П. С. Культурология. М., 1996; Гутнова Е. В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. М., 1990. Вып. 53; Драгунский Д. В. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. № 1; Древние цивилизации. М., 1989; Ерыгин А. Н. Восток – Запад – Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д., 1993; Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М., 1986; Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992; Ионов И. Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4; История европейской цивилизации в русской науке. М., 1991; Иэнага С. История японской культуры. М., 1972; Кондратов А. М. Погибшие цивилизации. М., 1968; Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989; Немировская Л. З. Культурология. М., 1992; Новикова Л. И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1992. № 10; Рейснер Л. И. Цивилизация и способ общения. М., 1993; Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Формации или цивилизации? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 10; Цивилизации. М., 1992–1993. Вып. 1–2; Цивилизации и культуры. М., 1994. Вып. 1; Цивилизация и исторический процесс. М., 1983; Цивилизация и общественное развитие человека. М., 1989; Цивилизация как проблема исторического материализма. М., 1983. Ч. 1–3; Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988; Цивилизация: теория, история и современность. М., 1989; Человек и общество. М., 1993. Кн. 1–3; Черняк Е. Б. Цивилизации и революции // Новая и новейшая история. 1993. № 4; Он же. Цивилиография: наука о цивилизации. М., 1996; Яковец Ю. В. История цивилизации. М., 1995.

 [с. 205]

________________________________________________________________________

 

 

     Взять, к примеру, учебник И. Н. Ионова «Российская цивилизация». Здесь интересующие нас понятия объясняются одно через другое, вследствие чего читатель скорее запутывается, нежели приближается к пониманию: «По своему содержанию понятие "локальная цивилизация" близко понятию "национальная культура". Но в отличие от истории культуры, изучающей конкретные формы последней (материальная культура, духовная культура, искусство), история цивилизаций в основном занята изучением основополагающих идеалов, которые придают культуре целостность, проявлению этих идеалов в различных областях индивидуальной, семейной, общественной, государственной жизни людей. История цивилизаций изучает формы и степень универсализации национальной культуры, т. е. её способность стать организующей силой нового, наднационального (цивилизационного) единства в государственной жизни, экономике, духовной жизни»1.

     Не слишком большую пользу принесёт и обращение к научным работам и справочным изданиям. Во-первых, предлагаемые в них определения оказываются слишком общими и мудрёными. Во-вторых, для них тоже характерна «игра слов», когда взаимосвязанные понятия раскрываются посредством перекрёстных отсылок.

     Например, «Философский энциклопедический словарь» сообщает: «Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской лит-ре употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)»2.

     Ещё один пример. В исследовании Э. В. Соколова утверждается: «Культура – одно из самых общих философско-социологических понятий, охватывающее огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции. Подобно другим категориям такого рода, оно не может быть исчерпывающим образом определено в одной фразе»3. Тем не менее краткое определение этому понятию автор даёт: «Культура  в современном понимании есть совокупность материалов и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности»4.

     Всё бы хорошо, но Э. В. Соколов попутно добавляет: «Близок по значению к термину культура термин "цивилизация", происходящий от латинского civis, что значит город». И вместо того, чтобы развести эти

___________________________________________

1 Ионов И. Н. Российская цивилизация: IX – начало XX века. М., 1995. С. 5–6.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 765.

3 Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. С. 32.

4 Там же. С. 20.

[с. 206]

______________________________________________________________________

 

 

понятия, автор просто описывает ситуацию с их употреблением в научном мире, заставляя тем самым читателя ещё больше напрячься: «В английской социологической литературе чаще употребляется термин "цивилизация", а в американской антропологии – "культура", но различия между ними почти никогда не делается. (...) Культура и цивилизация определяются часто друг через друга: культура рассматривается как стадия цивилизации, а цивилизация – как стадия культуры... Некоторые авторы, основываясь на этимологии, стремятся употреблять слово "цивилизация" только применительно к обществам, имеющим письменность и городские поселения, а слово "культура" – применительно к сельским, дописьменным обществам... Такой подход противоречит широко распространённому мнению, что культура есть нечто высшее по сравнению с цивилизацией»1.

     Итак, поскольку интересующие нас понятия оказываются неразрывно связанными, логично определять их путём сравнения по одним и тем же параметрам (см. таблицу).

 

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

«КУЛЬТУРА»

1) объект анализа и угол зрения на него

социум и природа (кормящий ландшафт) в их единстве, причём рассматриваемые как равнозначные субъекты

преимущественно социум (если природа и рассматривается, то лишь как объект человеческой активности)

2) предмет анализа

только типические* проявления  человеческой и природной активности за большой период времени (несколько столетий или даже тысячелетий)

все проявления человеческой жизнедеятельности (и типические, и уникальные) – за любой период времени (и большой, и малый)

3) ход анализа

от окружающего мира к человеку: индивид – лишь часть социума и природы; он – объект и продукт их воздействия

от общества к человеку и обратно (индивид и социум – равноправные и взаимовлияющие субъекты)

4) получаемая в результате анализа модель

преимущественно статическая (изучаемый объект рассматривается как неизменный или слабо подверженный эволюции)

а) статическая,

б) динамическая (описывающая развитие объекта),

в) смешанная

_________________________________

1 Там же. С. 22, 30–31.

* признаки типического – массовость и повторяемость (воспроизводимость).

[с. 207]

________________________________________________________________________

 

 

5) соответствующая понятию историческая эпоха

стадия государственности1 (т. е. за пределами первобытности)

любая эпоха (в том числе и первобытность)

6) классы феноменов, обозначаемые понятием

а) реальные культурно-исторические общности

(= «локальные цивилизации»):

  • этнические системы2:

¨   этнос;

¨   суперэтнос;

¨   группа этносов или суперэтносов;

б) всё человечество в целом (= «мировая» или «человеческая» цивилизация);

в) умозрительные общности:

  • обитатели иных космических миров (= «внепланетные цивилизации»)

 

 

а) индивид;

б) семья;

в) социальная группа или коллектив;

г) реальные культурно-исторические общности: 

  • этнос, суперэтнос или группа таковых;
  • конфессия;
  • политическое образование (государство) или его часть (область, регион);
  • группа государств;
  •  социальная страта (класс, слой, сословие, половозрастная или профессиональная категория и т. д.);

д) умозрительные общности:

  • эпоха («средневековье», «Возрождение» и пр.);
  • поколение
  • верующие и неверующие;
  • язычники и монотеисты;
  • вневременные сообщества интеллектуалов и творцов («наука», «искусство» и пр.);

е) всё человечество в целом

    

___________________________________

1 Первичной формой государственности можно считать устойчивый (существующий десятилетия) союз племён.

2 «Этническая система – сообщество людей, объединенных мироощущением  и стереотипом поведения»; «Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения  коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности»; «Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном ландшафтном регионе, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность» (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 331–332).

[с. 208]

______________________________________________________________________

 

 

     Если для правильного понимания термина «культура» вполне достаточно краткого определения Э. В. Соколова, приведённого выше, то для другого термина требуется развёрнутая дефиниция.

     В общих чертах цивилизация представляет собой этносоциальную общность (этническую систему или совокупность подобных систем), связанную с естественным образом отграниченной территорией и отличающуюся характерными особенностями хозяйственно-экономической, социальной, политической, религиозной, интеллектуально-творческой жизни, а также особенностями мышления (ментальностью1).

     Какие именно «характерные особенности» имеются в виду, позволяет понять перечень конкретных параметров цивилизации:

   1) территория: а) границы и их динамика;

                             б) географические условия;

   2) этнодемографическая характеристика:

      а) этносы-носители («ядро» и «периферия»);

      б) этническое окружение (соседи; «друзья» и «враги»);

      в) динамика этнического развития;

      г) численность населения;

      д) продолжительность жизни;

      е) особенности расселения и проживания;

   3) хозяйственно-экономическая активность:

      а) главные секторы экономики;

      б) технологический уровень:

  • производственные технологии;
  • средства сообщения (транспорт и связь);

      в) взаимодействие с природой;

   4) социальная жизнь:

      а) общественный строй;

б) социальная структура:

  • половозрастная;
  • формально-правовая2;

      в) особенности личности:

  • отношения индивида и социума (понятия «человек», «личность», «индивидуальность»);

______________________________________

1 «Ментальность... – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное», «совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом» (Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 176).

2 Имеется в виду официально оформленное разделение людей на категории в зависимости от объёма приписываемых им прав и обязанностей.

[с. 209]

_________________________________________________________________________

 

 

  • механизмы социализации1 (воспитание; социальное инкорпорирование);

      г) культура повседневности:

  • будни и праздники;
  • структура питания, пищевые предпочтения;
  • культура пития;
  • брак и семья;
  • положение женщины;

   5) политическая жизнь:

      а) политическая «оболочка» цивилизации (характер и тип политического образования, в рамках которого она существует);

       б) преобладающая форма правления:

  • система управления;
  • отношения внутри государственного аппарата;

       в) взаимоотношения государства и общества:

  • государственная идеология;
  • отношения между госаппаратом и населением:

¨   отношение к верховному правителю и его окружению;

¨   взаимодействие государства и общества;

¨   взаимоотношения государства и духовенства;

       г) правовая система;

   6) религиозная жизнь:

       а) конфессии, отношения между ними;

       б) господствующая конфессия:

  • вероучение;
  • религиозные воззрения мирян и духовенства;
  • организация духовенства, особенности его внутренней жизни;
  • взаимоотношения мирян и духовенства;

   7) интеллектуально-творческая жизнь:

       а) социокультурные языки, отношения между ними;

       б) характер и степень культурной разнородности;

       в) словесность (литература; деловая письменность; фольклор);

       г) архитектура;

       д) изобразительное искусство;

   8) ментальность2:

       а) парадигма сознания:

  • концепция мироздания:

_____________________________________

1 Социализация – процесс усвоения индивидом общепринятой системы знаний, норм и ценностей и превращения его в полноправного члена общества (См.: Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 138).

2 См.: Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999. С. 23–77.

[с. 210]

________________________________________________________________________

 

 

¨   восприятие времени и пространства;

¨   различение природы и общества;

  • универсальные оппозиции сознания;
  • фундаментальные ценности;

       б) «картина (образ, модель) мира»:

  • модель мироздания;
  • представления об обществе:

¨   о месте «своего» общества в мире;

¨   социальные идеалы;

¨   видение общественных перспектив;

  • преобладающий эмоциональный настрой;

       в) «стиль мышления»:

  • представления об истине и путях её достижения;
  • господствующие принципы и стереотипы мышления;
  • отношение к творчеству;
  • особенности юмора и комического.

[с. 211]

____________________________________________________________________

Бесплатный хостинг uCoz