…7044. Л. 12, 13 об., 15; Ф. 371. Оп. 1, ч. 1. Ед. хр. 3433. Л. 7, 10; Ед. хр. 3755. Л. 26 об., 36, 37.

[26] См.: РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 367, ч. 1. Л. 31, 39, 47, 49.

[27] См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 113, примеч. 120; 123–124; РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2537. Л. 2 об., 6–8, 10–11 об.; Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7113. Л. 1–2.

[28] См.: Соловьёв С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1991. Кн. 7. С. 129; Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 44, 47, 383–386, 388; Лукин П. В. Указ. соч. С. 124–127, 134.

[29] Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 120.

[30] См.: Щебальский П. Начало и характер Пугачёвщины. М., 1865. С. 52; Соловьёв С. М. Заметки... Стлб. 272, 274; Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. XVIIIa (56). С. 208, 210; Троицкий С. М. Указ. соч. С. 134, 144; Васецкий Н. А. Указ. соч. С. 59.

[31] См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 45–46; Лукин П. В. Указ. соч. С. 11, 104, 122–123, 134–136,139–149, 153–161.

[32] См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 89.

[33] См.: Разорёнова Н. В. Указ. соч. С. 54; Андреев И. Л. Указ. соч. С. 47.

[34] См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 124, прим. 160; Чистов К. В. Указ. соч. С. 121, 129–130; Покровский Н. Н. Обзор... С. 51; Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 43–47; Лукин П. В. Указ. соч. С. 112–163.

[35] См. указ. работы С. М. Соловьёва, Б. Кубалова, С. М. Троицкого, Б. А. Успенского, Н. А. Васецкого, а также: Щербатов М. М. Краткая повесть о бывших в России самозванцах. СПб., 1774.

[36]  Мыльников А. С. Указ. соч. С. 243.

[37] См.: Троицкий С. М. Указ. соч. С. 139; Успенский Б. А. Указ. соч. С. 82–84; Мауль В. Я. Социальная психология участников народных движений в России XVII–XVIII вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1996. С. 15; Лукин П. В. Указ. соч. С. 67–68, 163–168.

[38] См. примеч. 34, а также: Алефиренко П. К. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30–50-х годах XVIII века. М., 1958. С. 325–326.

[39] Реутский Н. В. Люди божьи и скопцы. М., 1872. С. 37.

[40] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 334. Л. 189, 196, 202.

[41] См.: Реутский Н. В. Указ. соч. С. 28, 32–35, 39–40, 65.

[42] Успенский Б. А. Указ. соч. С. 117.

[43] См.: Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Рус. вест. 1867. № 12; Реутский Н. В. Указ. соч. С. 12–22; Дмитриев А. Д. Инквизиция в России. М., 1937. С. 112–113.

[44] См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 46; Лукин П. В. Указ. соч. С. 28, 122–123, 139–140, 145–157, 160–161; Новомбергский Н. Слово и дело государевы (процессы до издания Уложения Алексея Михайловича 1649 года). М., 1911. Т. 1. С. 63–65, № 52; 318–320, № 174; 515–516, № 273; 570, № 315; РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 266. Ч. 44. Л. 249; Ч. 89. Л. 7–8 об.; Ед. хр. 272. Ч. 16. Л. 37; Оп. 3. Кар. 294. Ед. хр. 2. Л. 21 об., 60–60 об., 64–64 об.

[45] Слово «государь» имело и другие значения, помимо указания на верховного владетеля (см.: Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1977. Вып. 4. С. 109), поэтому, по сути,  прав был дьякон И. Мякушин, заявивший в 1756 г.: «Я де могу и свою жену назвать государыней» (РГАДА. Ф. 7. Оп. 3. Кар. 344. Ед. хр. 211. Л. 88).

[46] См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 46–47; Лукин П. В. Указ. соч. С. 134–137; Новомбергский Н. Указ. соч. С. 41–42, № 32; 121, № 65; 125, № 68; 244–245, № 147; 311–312, № 170; РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 278, ч. 8. Л. 69–70; Ч. 13. Л. 349–350; Оп. 3. Кар. 294. Ед. хр. 1. Л. 7 об.; Ед. хр. 2. Л. 43 об., 50.

[47] РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2046. Ч. 3. Л. 386; Ед. хр. 2551. Л. 2.

[48] Есипов Г. В. Люди старого века: Рассказы из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. СПб., 1880. С. 377,  379, 409–410; РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 288. Л. 1–17.

[49] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 288. Л. 6, 25 об., 38 об., 42–42 об., 67 об.

[50] «Амок, Амокова пляска (от японского слова amok, т. е. убивать) – порыв переходящего  бешенства (Маniа transitoria), к которому по местным условиям расположены малайцы, жители Индийского архипелага. Обусловленное, может быть, преобладающим флегматико-холерическим темпераментом, у этих народов развивается особого рода умопомешательство, оно появляется внезапно и почти всегда от  ревности, гнева или других аффектов; в этом состоянии они достигают высшего психического возбуждения, делающего их невменяемыми. У малайцев для обозначения этого состояния существует выражение "Маtа glab", т. е. "слепой глаз". Одержимые этим бешенством вынимают меч, которым вооружён каждый малаец, пускаются бежать и безжалостно поражают на бегу всякого, кого могут достичь. Такие бешеные, будучи чрезвычайно опасными, считаются лишёнными покровительства законов и каждому дозволено убивать их на месте. Сами они не стараются спасаться от преследователей» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1894. Т. Ia (2). С. 664–665).

[51] См.: Менделевич В. Д. Указ. соч. С. 255, 258–259.

[52] «Аффект (лат. affectus – волнение, страсть) – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию...» (Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 13).

[53] Десятилетие смерти Н. И. Костомарова // Сев. вест. 1895. № 6. С. 107.

[с. 49]

_____________________________________________________________________________

 

 

[54] Щапов А. П. Указ. соч. № 12. С. 186.

[55] Мельников П. И. (Печерский А.). Отчёт о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии, составленный состоящим при Министре Внутренних Дел Коллежским Советником Мельниковым // Труды Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. Нижний Новгород, 1910. Т. 9. С. 241, 249.

[56] Кубалов Б. Указ. соч. С. 164, 170. См. также: Сивков К. В. Указ. соч. С. 96–97.

[57] РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2798. Л. 3, 6–6 об., 10–12.

[58] См.: Даль В. И. Указ. соч. (статьи «Благий», «Блажь», «Божатый»).

[59] См.: Библер В. С. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 83; Он же. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991. С. 119–122, 133–134; Ингерфлом К. С. Указ. соч. С. 99.

[60] См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 53–72; Лукин П. В. Указ. соч. С. 9–15, 18–169; Новомбергский Н. Указ. соч. №№ 14, 21, 22, 32, 43, 44, 52, 54, 61, 65, 68, 135, 138, 143, 149, 162, 163, 170, 174, 182, 196, 200, 202, 209, 228, 236, 237, 252, 261, 267, 273, 277, 280, 286, 299, 315, 325.

[61] См.: Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 57–72; Симченко Ю. Б. Анализ политических и государственных процессов 1630–1640-х годов по книге Н. Новомбергского // Русские: историко-этнографические очерки. М., 1997. С. 46–48; РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2027, 2270, 2308, 2608, 2721, 3030, 3507, 3195, 3575; Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 2234; Оп. 2. Ед. хр. 7198, 7466.

[62] См.: Реутский Н. В. Указ. соч.; Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. СПб., 1868. Т. 1; Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (К вопросу о веротерпении). М., 1905; Колчин М. Ссыльные и заточённые в острог Соловецкого монастыря в XVI–XIX вв. М., 1908; Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1946–1952. Т. 2–3.

[63] См.: Сивков  К. В. Указ. соч. С. 129; Покровский Н. Н. Самозваный сын Петра I. С. 188; Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 386, 388; Лукин П. В. Указ. соч. С. 127; РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2400. Л. 32–32 об.; Ед. хр. 2712. Л. 7; Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 1111. Л. 31 об.; Ед. хр. 1225. Л. 11–12.

[64] Так был наказан, к примеру, И. Клеопин в 1671 г. (Соловьёв С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1991. Кн. 7. С. 129; Лукин П. В. Указ. соч. С. 124).

[65] Подобная участь, например, в 1708 г. была уготована Г. Михайлову (РГАДА. Ф. 371. Оп. 1., ч. 1. Ед. хр. 491. Л. 13).

[66] См.: Соловьёв С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1990. Кн. 5. С. 587; М., 1991. Кн. 6. С. 455; М., 1993. Кн. 10. С. 646; Голикова Н. Б. Политические процессы при Петре I. М., 1957. С. 179; Чистов К. В. Указ. соч. С. 119, 124, 128–129; Сивков К. В. Указ. соч. С. 98–132; Троицкий С. М. Указ. соч. С. 137, 140–145; Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 45, 47.

[67] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 266, ч. 27. Л. 29; Ед. хр. 731. Л. 2, 9, 12, 17.

[68] См.: Кубалов Б. Указ. соч. С. 175–176; Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1898. Т. XXV (49). С. 250.

[69] Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996. С. 76–77.

[70] См.: Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904. С. 169, 177, 211–212.

[71] См.: Соловьёв С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1993. Кн. 8. С. 167–169; Булавинское восстание. М., 1935. С. 401–402, 413–414, 416; Материалы по истории Башкирской АССР. М.; Л., 1936. Ч. 1. С. 43, 45–47, 49–50, 212, 214, 223, 225, 232–233, 236–243, 252, 257–265, 268–273, 411.

[72] До XIX в. «в русском праве не было специальных законов, которые бы кодифицировали состав такого преступления, как самозванство» (Анисимов Е. В. Указ. соч. С. 45).

[73] См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1898. Т. XXV (49). С. 250; Колокольцов В. Б. Законодательство Российской империи о самозванстве // Законодательство Российской Империи о дворянстве и современное российское дворянство: Материалы к Первому науч. семинару. СПб., 1996. С. 10–12.

[74] РГАДА. Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 593. Л. 1–2 об.; Оп. 2. Ед. хр. 5551. Л. 2 об., 3 об.; Ед. хр. 6016. Л. 2 об.

[75] РГАДА. Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 1237. Л. 1–3, 7.

[76] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 272. Ч. 25. Л. 325 об. – 327 об.; Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 2281. Л. 1–4.

[77] См.: Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1896. Т. 35 (XVIII). С. 53; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба. СПб., 1885. С. 16–48; РГАДА. Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 1.

[78] См.: Строев А. Ф. «Те, кто поправляет фортуну»: авантюристы Просвещения. М., 1998. С. 258.

[79] Чистов К. В. Указ. соч. С. 182; Успенский Б. А. Указ. соч. С. 77, 82, 95, примеч. 10.

[80] См.: Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1861. Вып. 3. С. 63, 80–81, 106–107; Ливанов Ф. В. Указ. соч.. СПб., 1870.  Т. 2. С. 406–409; Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей... Б. м., б. г. Отд. 2. С. 10–11.

[81] См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 97–99; РГАДА. Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7086. Л. 2, 6–7, 9 об., 11 об., 142, 144–145, 158–159, 203 об. – 204 об., 206–207, 326 об., 379 об., 382 об., 394–394 об., 402–404, 478–478 об., 482.

[82] См.: Сивков К. В. Указ. соч. С. 130–131; РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2744. Л. 5–6, 30–

30 об., 33, 75 об., 89–90, 103–104, 277–277 об., 294.

[83] Кубалов Б. Указ. соч. С. 176.

[84] РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2441. Л. 12; Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7428. Л. 34 об.

[85] О них упоминает и Е. В. Анисимов (Указ. соч. С. 45, 47), однако не вся информация в его  работе достоверна: Дюков почему-то называется Фёдором, а монах – Исааком; неверно указан год ареста Дюкова (1740 вместо 1734 г.); указывается, что он убил свою жену, в то время как убита была чужая женщина. Неправильно даны и ссылки на архивные дела, что, впрочем, характерно и для работы в целом  – перепутанных или некорректных ссылок очень много.

[86] РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 272. Ч. 2. Л. 394–394 об.

[87] Там же. Ч. 16. Л. 171 об.

[88]  См.: Успенский Б. А. Указ. соч. С. 77, 94–95, 143–147.

[89] Примеры такого рода являют Ф. Тучин и Я. В. Селезнев (1728 г.) – см.: РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 5. Ч. 1. Л. 364–364 об.; Ф. 371. Оп. 1, ч. 1. Ед. хр. 3746. Л. 2–2 об., 7–8 об.

[90] По некоторым сведениям, царём Михаилом считал себя Кузьма Косой – предводитель «староверческого» восстания на Дону в конце 80-х гг. XVII в. (Успенский Б. А. Указ. соч. С. 78). Подобным образом смотрел на себя беглый крестьянин Леонтий Волков, арестованный в 1740 г., однако он ограничивался лишь поучениями и критикой «новой веры» (См.: РГАДА. Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 1111. Л. 23 об. – 26 об.)

[91] Примерами служат случаи с драгуном Я. Татариновым (1740 г.) и отставным кадетом Е. Корякиным (1761 г.). Оба «царя Михаила» публично объявляли, что богом пожалованы в будущие правители Российского государства, и готовились принять трон (См.: РГАДА. Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 1165. Л. 4 об. – 7 об.; Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2047. Ч. 1. Л. 45 об. – 47; Ч. 2. Л. 103–106).

[с. 50]

_____________________________________________________________________________

 

 

[92] Там же. Ф. 248. Оп. 113. Ед. хр. 1415. Л. 3, 6–8 об., 14 об.; Ед. хр. 1730. Л. 12.

[93] См.: Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 151–225.

[94] См.: Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995. С. 158–182.

[95] РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2441. Л. 1, 12; Ф. 349. Оп. 2. Ед. хр. 7428. Л. 12, 26.

[96] См.: РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Ед. хр. 2699. Л. 8 об., 56, 59, 81–84 об., 118 об. – 130 об.

[97] Я нахожу ошибочным утверждение, что Хрипунов был самозваным претендентом на трон (см.: Кубалов Б. Указ. соч. С. 163; Сивков К. В. Указ. соч. С. 131–132; Троицкий С. М. Указ. соч. С. 144; Покровский Н. Н. Обзор... С. 69–70; Побережников И. В. «Самиздат» осьмнадцатого века // Родина. 1994. № 5. С. 40–41).

[с. 51]

________________________________________________________________________________________

Бесплатный хостинг uCoz