Изучению самозванства помогает и разделение его инициаторов на «авантюристов», «реформаторов» и «блаженных».
Под «авантюристами» разумеются индивиды, которые приняли на себя новое имя и/или статус только ради личной выгоды, которые даже не прикрывали свою корысть обещаниями популярных мер и привлекательными для народа лозунгами, а также добивались своих целей путём дополнительных (по отношению к факту самозванства) нарушений правовых и моральных норм, принятых в той среде, где они вращались.
«Реформатор» – это самозванец, который пытается сочетать личные интересы с интересами своих соратников и сторонников (неважно – искренне или только для виду). К этой же группе можно отнести и лиц, которые хотя не обещали провести социальные преобразования, но были замешаны в движениях социального протеста.
«Блаженный» самозванец желает лишь одного – «объявить» о себе, предстать перед людьми в новом качестве, при этом возможные последствия этого шага видятся ему в позитивном свете – он уверен, что его ждёт успех и даже официальное признание.
_________________________________
28 Для оценки метода см: Усенко О. Г. Монархическое самозванчество в России... С. 309–342.
[с. 41]
______________________________________________________________________________
Изложенный материал мог бы стать основой методологического консенсуса исследователей российского самозванчества. И если таковой сформируется, то постижение интересующего нас феномена пойдёт более быстрыми темпами, нежели сейчас.
[с. 42]
______________________________________________________________________________