аутентичный вариант: 88._Kulturologiya.pdf
 

[О. Г. УСЕНКО]

2.3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

     Контрольная работа по культурологии – это официальный письменный отчёт студента, в котором демонстрируется его умение логично и грамотно изложить почерпнутый из литературы материал по выбранной теме.

     При выставлении оценки учитываются полнота раскрытия темы, оформление работы, стиль и грамотность.

     Оценка контрольной работы снижается при обнаружении в ней одного или нескольких из при­веденных ниже недостатков:

1)      отсутствие плана работы,

2)      отсутствие списка использованной литературы,

3)      слишком краткое или, наоборот, слишком подробное раскрытие  одного из вопросов, нарушающее логику повествования,

4)      дословное или почти дословное переписывание целых разделов, глав или параграфов книги или статьи,

5)      замена связного изложения конспектом или тезисами,

6)      отсутствие чёткой структуры и логики в изло­жении,

7)      неточное цитирование и/или отсутствие ссылок на использованную литературу.

[с. 35]

_______________________________________________________________________________

 

 

     Методика написания контрольной работы. Написание контрольной работы помогает студенту расширить кругозор, приучает его к самостоятельному поиску и анализу информации, а также формирует у него навыки работы с научными трудами и умение излагать свои мысли на бумаге.

     Написание контрольной работы начинается с выбора её темы. После того как выбрана тема работы, нужно прочесть соответствующую главу (раздел) в учебнике или в одной из книг обобщающего характера.

     Для правильного понимания избранной темы необходимо чётко представлять её место в системе научного знания, её взаимосвязи с другими проблемами культурологии, знать ход и характер культурных процессов на данный период. Полезно также составить предварительный план (схему анализа выбранной проблемы), который в дальнейшем будет уточняться и конкретизироваться.

     Следующий этап работы – изучение литературы по теме . Помимо тех изданий, что указаны в данном пособии, разрешается привлекать другие исследования, освещающие данную тему. Обязательным является использование как минимум   двух  исследований  р а з н ы х  авторов. Написание контрольной работы на основе трудов одного и того же автора не может гарантировать того, что она будет принята преподавателем.

     В процессе изучения литературы нужно составить собственное представление о степени изученности выбранной проблемы, о различных подходах к её решению, окунуться в атмосферу научных поисков и дискуссий.

     Не стоит увлекаться «сплошным» конспектированием работ, т. е. делать выписки строго по ходу авторского изложения материала и в соответствии с логикой данного исследования. Настоятельно рекомендуется уже в процессе чтения вести первичную систематизацию материала в форме выписок на библиографических карточках или отдельных листах под определёнными рубриками. Такими рубриками могут быть понятия и термины, которые будут использоваться или раскрываться в контрольной работе, а также вопросы (аспекты выбранной темы), вызывающие споры среди исследователей или же недостаточно изученные.

     При составлении подобных выписок-справок большую помощь могут оказать различные энциклопедии, справочники и словари.

     После изучения литературы нужно выделить главное и второстепенное в освещаемой проблеме и составить подробный план письменной работы. Без этого нельзя добиться ясного и логичного изложения, а также застраховаться от рассмотрения несущественных вопросов и проблем, вообще не относящихся к выбранной теме.

     План контрольной работы обязательно должен включать следующие разделы:

1) введение (вводную часть),

2) основную часть (с разбивкой на параграфы или пункты),

3) заключение,

[с. 36]

________________________________________________________________________________

 

 

4)  список использованной литературы.

     Следующим этапом является написание чернового варианта контрольного сочинения. В соответствии с планом заготовленные выписки переносятся на бумагу и  увязываются посредством рассуждений и умозаключений автора контрольной работы. 

     Введение, как правило, занимает не более трети всей работы и включает, во-первых, постановку проблемы, во-вторых, задачи работы, в-третьих, краткий обзор изученной литературы.

     Постановка проблемы начинается с формулировки темы работы и обозначения её рамок – хронологических и географических.

     Далее следует обоснование актуальности выбранной темы: указываются причины интереса к ней в среде учёных и/или в широких слоях общества, обозначается место избранной проблемы в системе научного знания и важность её изучения.

     При формулировании задач работы указываются те вопросы, которые в ней и будут рассматриваться. Выбор этих вопросов может определяться не только их научной значимостью, но и наличием разных точек зрения на них, а значит, и на проблему в целом.

     Характеристика существующих точек зрения на проблему даётся в обзоре использованной литературы, причем здесь разрешается опираться на обзоры историографии, сделанные другими – например, авторами тех исследований, которые показались наиболее интересными и глубокими.     Но, беря на вооружение чужую мысль, нельзя забывать о том, что научная этика требует упоминать её творца и строго соблюдать правила цитирования (см. «Требования к оформлению контрольной работы»).

     Итак, вводная часть лишь предваряет изложение фактического материала по теме, который выносится в основную часть работы.

     В основной части контрольной работы раскрывается содержание выбранной темы: описывается ход событий, приводятся факты, их трактовки, разбираются точки зрения различных исследователей (уже на конкретном материале, а не в общих чертах, как это было в обзоре литературы), делаются самостоятельные выводы и т.д.

     Основная часть, как правило, разбивается на параграфы или пункты, которые, в свою очередь, также могут делиться на подпункты.

     Желательно, чтобы  каждый подраздел основной части был увязан с одним из аспектов темы – каким-либо вопросом или его частью.

     Поскольку этот раздел контрольной работы строится на выписках из литературы, то обязательным является оформление цитат и пересказов чужих мыслей в виде ссылок (см. «Требования к оформлению контрольной работы»).

     В заключении подводятся итоги работы: повторяются и обобщаются выводы, сделанные студентом по ходу изложения, указывается, насколько выполнены те задачи, что были поставлены во введении, а также, если это возможно,

[с. 37]

_______________________________________________________________________________

 

 

обрисовываются перспективы дальнейшего изучения темы.

     В заключительной части совсем не обязательно приводить суждения по всем рассмотренным вопросам, можно ограничиться обобщением лишь основных, важнейших выводов.

     В список использованной литературы включаются только те работы, которые студент лично изучил, т. е. сюда не попадают работы, на которые ссылаются авторы используемых студентом исследований.

     Список формируется по алфавитному принципу, но работы одного и того же автора могут приводиться также в хронологическом порядке (от более ранних к более поздним) или же в логической последовательности (если исследователь посвятил данной проблеме несколько работ, каждая из которых соответствует определённому этапу в развитии или изучении данного процесса или явления).

     Желательно, чтобы работа была выдержана в одном стиле и выражала манеру мыслить и излагать одного человека – её автора. По крайней мере, к этому надо стремиться. Соответственно не стоит злоупотреблять цитатами и слепо копировать стиль повествования тех исследователей, чьи мысли пересказываются или анализируются.

     Когда черновик написан, его необходимо внимательно перечитать, чтобы удостовериться в том, что всё предусмотренное планом выполнено и ничто важное не упущено; в противном случае надо внести изменения. Кроме того, следует исправить грамматические ошибки и описки.

     После этого можно приступать к переписке работы набело, компьютерному набору и распечатке.

 

 

Тематика контрольных работ

 

  • Возникновение человека и рождение культуры.
  • Разум и чувства в истории культуры.
  • Культура как семиотическая система.
  • Этнокультурные стереотипы.
  • Культура и цивилизация.
  • Мифология как часть культуры.
  • Соотношение политики и морали.
  • Соотношение науки и морали.
  • «Социальная инженерия» проблемы и перспективы.
  • Межкультурные различия в общении.
  • Сексуальность в истории культуры.
  • Иррациональное в культуре.
  • Управленческая и корпоративная культура.
  • Культура обучения и образования.
  • Игровая культура в прошлом и настоящем.
  • Праздник, досуг и отдых как феномены культуры.
  • Свобода и необходимость с точки зрения культурологии.

[с. 38]

_______________________________________________________________________________

 

 

  • Творчество как явление культуры.
  • Ритмы и волны в истории культуры.
  • Роль идеала в культурной деятельности.
  • Проблема закономерностей в развитии культуры.
  • Культурно-исторические типы в прошлом и настоящем.
  • Ментальность как явление духовной культуры.
  • Стили жизни и стили речи.
  • Утопии и антиутопии в культуре.
  • Культурная стратификация и культурная мобильность.
  • Общество и природа: проблема взаимоотношений.
  • Культура и  личность: общее и особенное у разных народов.
  • Исторические особенности русской культуры.
  • «Евразийство» как теория культуры.
  • Место и роль России в мировой культуре.
  • Мистическое и мистицизм в истории культуры.
  • Ценностные ориентации как элемент индивидуальной и групповой культуры.
  • Сравнительная характеристика мировых религий.
  • Искусство и наука: проблема взаимоотношений.
  • Соотношение морали и права.
  • Спорт как явление культуры.
  • Техника как феномен культуры.
  • Социокультурная обусловленность мышления.
  • Труд и его восприятие в истории культуры.
  • Проблема прогресса в культуре.
  • Проблема культурно-исторических циклов.
  • Семья и брак в кросс-культурной перспективе.
  • Мужское и женское в прошлом и настоящем.
  • Культура детства.
  • Аскетизм как феномен культуры.
  • Особенности тоталитарной культуры.
  • Язык и мышление.
  • Изобразительное искусство как зеркало этнической культуры.
  • Изобразительное искусство как зеркало эпохи.
  • Сравнительный анализ «письменной» и «устной» культур.
  • Война и культура.
  • Политическая культура, форма и режим правления: проблема соотношений.
  • Героизм как явление культуры.
  • Характерные черты фольклорной культуры.
  • Искусство и религия.
  • Комическое как явление культуры.
  • Музыкальная культура в прошлом и настоящем.

[с. 39]

________________________________________________________________________________

 

 

  • Мирское и сакральное в жизни общества.
  • Культура индивида: структура и особенности.
  • Календарь как составная часть культуры.
  • Кинематограф как явление культуры.
  • Текст и контекст в сфере культуры.
  • Художественная литература как способ отражения мира.
  • Наука как социальный институт и деятельность.
  • Герменевтика – наука или искусство?
  • Средства массовой информации в системе культуры.

 

 

Рекомендованная литература

 

Учебники, учебные пособия, справочные издания и работы обобщающего характера

 

  • Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т. 1–2.
  • Атеистический словарь. М., 1985.
  • Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
  • Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. М., 2000.
  • Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.
  • Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
  • Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.
  • Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культу­ры. М., 1990.
  • Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1: Древняя Русь.
  • Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2, кн. 1: Киевская и Московская Русь.
  • Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 3: XVII – начало XVIII века.
  • Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4: XVIII – начало XIX века.
  • Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 5: XIX век.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., 1996.
  • Ислам: Словарь атеиста. М., 1988.
  • История и культурология. М., 2004.
  • История культуры Древней Руси (домонгольский период). М.; Л., 1948–1951. Т. 1–2.
  • История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов н/Д., 2004.
  • Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
  • Католицизм: Словарь атеиста. М., 1991.
  • Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.
  • Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971.
  • Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

[с. 40]

________________________________________________________________________________

 

 

  • Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала  XIX в. М., 1983.
  • Краткий политический словарь. М., 1987.
  • Краткий словарь по социологии. М., 1988.
  • Культурология. Ростов н/Д., 2004.
  • Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб., 1998.
  • Культурология: Краткий тематический словарь. Ростов н/Д., 2001.
  • Культурология. История мировой культуры. М., 2000.
  • Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
  • Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  • Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1991. Т. 1–2.
  • Муравьёв А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв. М., 1984.
  • Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  • Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
  • Православие: Словарь атеиста. М., 1988.
  • Протестантизм: Словарь атеиста. М., 1990.
  • Психология: Словарь. М., 1990.
  • Русский демонологический словарь. СПб., 1995.
  • Свод этнографических понятий и терминов. М., 1987–1991. Вып. 1–4.
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
  • Словарь иностранных слов. М., 1987.
  • Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  • Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
  • Томашевский Б. В. Стилистика. Л., 1983.
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
  • Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Рос­тов н/Д, 2004.
  • Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие. М., 1998.
  • Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.
  • Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  • Эстетика: Словарь. М., 1989.

[с. 41]

________________________________________________________________________________

 

<…>

 

3.2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Вопросы к зачёту

 

  • Культурология как научная дисциплина. Понятие «культура».
  • Основные проблемы культурологии.
  • Философский и социологический подходы к изучению культуры.
  • Исторический и культурно-антропологический подходы к изучению культуры.
  • Типология культур: материальная и духовная; мировая, региональная и национальная.
  • Типология культур: доминирующая, субкультура, контркультура, антикультура.
  • Типология культур: элитарная и массовая; восточная и западная.
  • Европейская культурологическая мысль в период античности.
  • Европейская культурологическая мысль в период средневековья.
  • Европейская культурологическая мысль в эпоху Возрождения.
  • Европейская культурологическая мысль XVII века.
  • Европейская культурологическая мысль XVIII века.
  • Европейская культурологическая мысль XIX века: романтизм и модернизм.

[с. 93]

________________________________________________________________________________

 

 

  • Европейская культурологическая мысль XIX века: эволюционизм.
  • Европейская культурологическая мысль XIX века: Г. Гегель, Ф. Ницше.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: факторы развития и общие черты.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: неоэволюционизм.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: диффузионизм.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: функционализм.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: структурализм и семиотика.
  • Европейская культурологическая мысль XX века: психоанализ.
  • Теория локальных цивилизаций. Н. Я. Данилевский.
  • Теория локальных цивилизаций. О. Шпенглер.
  • Теория локальных цивилизаций. А. Тойнби.
  • Экзистенциализм.
  • Теория культуры К. Ясперса.
  • Периодизация истории мировой культуры.
  • Первобытная религия.
  • Первобытное искусство.
  • Древний Египет: политическая культура, религия.
  • Древний Египет: наука, письменность.
  • Древний Египет: словесность, изобразительное искусство.
  • Месопотамия: политическая культура, религия.
  • Месопотамия: наука, письменность.
  • Месопотамия: словесность, изобразительное искусство.
  • Крито-Микенская цивилизация.
  • Древняя Греция: политическая культура, религия.
  • Древняя Греция: наука, письменность.
  • Древняя Греция: словесность, изобразительное искусство.
  • Культура этрусков.
  • Древний Рим: политическая культура, религия.
  • Древний Рим: наука, письменность.
  • Древний Рим: словесность, изобразительное искусство.
  • Индуизм.
  • Буддизм.
  • Древнейшие культы Китая.
  • Даосизм.
  • Конфуцианство.

[с. 94]

_______________________________________________________________________________

 

 

  • Синтоизм.
  • Буддизм и конфуцианство в Японии.

[с. 95]

________________________________________________________________________________

 

Бесплатный хостинг uCoz