О. Г. УСЕНКО
ПЕРВЫЕ ДОНСКИЕ ЛЖЕХРИСТЫ
Цель моего сообщения – ввести в научный оборот сведения о двух самозванцах теозического («божественного») типа, с которых, по всей видимости, и началась история «проявлений» лжемессий на Дону. Эти сведения извлечены из дел Сената и Тайной канцелярии, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).
О самом первом донском Лжехристе властям стало известно в 1725 г., когда поступил донос «о появлении на Дону Христа Агафона, из казаков, с 12 апостолами и богоматерью»1.
[с. 283]
___________________________________________________________________________
Дополнить это краткое известие позволяют извлечённые из дел Сената списки лиц, отправленных в 1725–1729 гг. за религиозные преступления в монастырь, в ссылку, «в работу» и «на каторгу».
В одном из этих списков упоминаются «расколщики – реки Бузулука Яменской станицы атаман Архип Топилин с товарыщи – 11 человек»2. В другом документе перечисляются подельники А. Топилина: «рядовые казаки [Яменской станицы]3 Александр, Герасим Невейкин, Захар Блудов; Карповской станицы казачья девка Марья Агафонова, казаки – вышеписанной девки отец Агафон Бобылка, Кирила Дементьев, Прокофей Сирота, Фома Высоцкой, девка – помянутого Сироты приимыш; Черновской станицы казак Агафон»4.
К сожалению, в документах не указано, кто именно из двух Агафонов выдавал себя за Христа и которая из двух девиц играла роль Богородицы. И всё же можно полагать, что Богоматерь (деву Марию) играла Марья Агафонова, соответственно Лжемессией был её отец – А. Бобылка.
О движении во главе со вторым по счёту донским Лжехристом – М. Елфимовым – сообщает ведомость сосланных в 1730 г. на каторгу, помещённая в журнале «решённых дел» Тайной канцелярии. Соответствующий «экстракт» (краткое изложение дела) приводится ниже почти полностью (исключены лишь стереотипные обороты, характерные для канцелярской речи и лишь мешающие пониманию текста):
«Донские казаки Архип Топилин, Кирей Коныгин, Гарасим Титов, Макар Григорьев – за то, что они, слыша от донского казака Мирона Елфимова, что оной Елфимов говорил им: "Веруйте де вы в меня, я де пророк и Христос и Бог ваш, от Бога избранной на земли и в человецех первы пророк, и дано де мне чрез Духа Святаго знать в человецех всю совесть и действа"; и из уст своих на оных Топилина и Коныгина дунув, говорил: "Подаю де вам силу небесную, и знатно де вы не хотите мне веровать, а во мне де Дух Святы есть подлинно"; и что оной же Елфимов девке Марье говорил: "Учиню де я с тобою блуд и дам де тебе за то от Духа Святаго знание, и будеш де ты Богородица, а естество твое - Евангелие, а в блуде де греха нет"; и учинил с нею блуд, а учиня и поцеловав в естество, ей говорил: "Ты де Мария и будеш де ты в царстве небесном"; он же, Алфимов, был у... Коныгина и при той же Марье да при жонке Ульяне говорил тому Коныгину: "Ты де всё не веруеш, что во мне есть Дух Святый"; он же, Елфимов, при... Топилине и жонке Марье пел стих о Алексее – человеке Божии, слыша от нищих, выхваляя себя, якобы он знает Божественное Писание, и чтоб де они в него веровали:
[с. 284]
____________________________________________________________________________
"Что де вы ни делаете, я де знаю"; он же де, Елфимов, ... жонке Ульяне при... Коныгине говорил: "Веруйте де в меня, во мне де есть Дух Святый, будеш де ты во царствии небесном. А ежели де веровать не будеш, то де ты на земли в огне згориш и в царствии небесном не будеш. И святым де иконам не поклоняйся, иконы де – дел рук человеческих, а Бог наш на небеси, а на земли – какой Бог?"; да и после де вышеписанных слов при... жонке Ульяне... Коныгин оному Елфимову кланялся в ноги трижды: "Ты, сын Божий, прости мя"; да он же, Елфимов, в Петров пост в доме у... Коныгина с ним, Коныгиным, ел ветчину и молоко при... жонке Ульяне и говорил ей, чтоб и она мясо и молоко ела: "В том де греха нет, мясо де и молоко в посты и в среды и в пятки есть не грех, а грех бранитца"; он же, Елфимов, говорил... Топилину и Титову: "Будите де вы у Бога вышние пророки, а мои де вы сынове, а я де Христос и Бог ваш"; он же де, Елфимов, будучи в доме у оного казака Григорьева, назывался пророком и иконам не кланялся; да при... Григорьеве он, Елфимов, тому казаку Григорьеву молвил: "Многие де люди грешные", - и, дунов, он, Елфимов, говорил: "Бог де тех грешных людей простит, я де их во всём не оставлю, и будут де они в царствии небесном"; а нигде на него о том не известили, а допросами показали, что они о том на него не известили недознанием, – биты кнутом и отосланы в губернскую канцелярию для ссылки в Сибирь на Нерчинские заводы»5.
Интересующую нас информацию содержит и присланная в Тайную канцелярию «Ведомость, учинённая в Сибирской губернской канцелярии... сколко в котором году [февраля] по первое число сего 745 году ссылных было прислано...» Вот что говорится в соответствующей справке:
«Июля 10 числа [1730 г.] при указе из оного ж Сената присланы в сылку донские казаки Архип Топилин, Кирей Коныгин, Герасим Титов, Макар Григорьев за то, что слыша[ли] от донского ж казака Мирона Елфимова богомерския слова, со учинением наказания кнутом, и велено их послать на Нерчинские заводы.
По силе оного указу из оных Коныгин, Титов и Григорьев по определению Сибирской губернской канцелярии генваря 4 дня 731 году ис Тоболска посланы были в город Тару для по[се]ления и положения в подушной оклад, а июля 14 дня прошлого 743 году по определению ж Сибирской губернской канцелярии из оных казаков Коныгин да Титов по прошению их по силе имянного Ея Императорскаго Величества всемилостивейшаго декабря 15 дня 741 году указу из сылки свобожены и отпущены в донское местечко по пашпорту. А в Таре на их места в подушной оклад велено написат ис
[с. 285]
___________________________________________________________________________
подлежащих по указом не положенных в тот оклад. Оное определение – за руками генерал-маэора и губернатора Сухарева, секретаря Ивана Замощикова. Свидетелство подписал прокурор Елисеев. А вышеписанной ж казак Архип Топилин умре»6.
К сожалению, обнаруженная информация – достаточно краткая, поэтому мы многого не знаем и лишь кое о чём имеем возможность предполагать.
Во-первых, А. Топилин, приговорённый к ссылке в 1725 г. за поддержку самозванца А. Бобылки, вероятно, был освобождён из неё уже в 1727 или 1728 г. благодаря амнистии в честь вошествия на престол Петра II. Получается, что Топилин не успел или не захотел переосмыслить свою жизнь, раз пошёл на рецидив, поддержав нового Лжемессию – М. Елфимова.
Во-вторых, можно полагать, что М. Елфимов начал свою «мессианскую» деятельность во второй половине 1720-х гг., т.к. уже в начале 1730 г. был под арестом.
Однако остаются вопросы: сколь долго длилась псевдомессианская деятельность А. Бобылки и М. Елфимова? Сколько всего было у них почитателей? Какова была реакция донского общества и войсковой администрации? Когда и как самозванцев арестовали? Какое наказание они понесли – были казнены или же отправлены в монастырь «под начало»? Когда именно им были вынесены приговоры?
На все эти вопросы можно будет ответить, по всей видимости, лишь после обнаружения следственных материалов. Поиски их в тех фондах РГАДА, где хранятся дела о государственных преступлениях (ф. 6; 7; 248, оп. 113; 349; 371), успехом не увенчались. Если материалы следствий о первых донских лжехристах не утрачены, то, очевидно, искать их нужно в делах Синода или того же Сената, но уже не ограничиваясь описями 4 и 113.
______________________________________
1 Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 281.
2 РГАДА. Ф. 248. Оп. 4. Кн. 165. Л. 2.
3 Здесь и далее вставки в квадратных скобках сделаны мной. – О. У.
4 РГАДА. Ф. 248. Оп. 4. Кн. 165. Л. 30.
5 РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 5, ч. 1. Л. 377 об. – 378 об.
6 Там же. Ед. хр. 5, ч. 3. Л. 24.
[с. 286]
__________________________________________________________________________