О. Г. УСЕНКО
О МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
В работе обобщается опыт проведения семинарских занятий на II курсе исторического факультета ТвГУ. Студенты-второкурсники на протяжении I семестра работают в семинаре, тема которого – «Социальная структура древнерусского общества в VI–XII вв.». На примере данного семинара характеризуются общие принципы и методы проведения практических занятий по отечественной истории периода феодализма.
[с. 67]
_______________________________________________________________________________
Методика проведения любых семинарских занятий зависит как от характера их тем, так и от конкретных задач, решаемых в ходе того или иного занятия, а также от конечных целей семинара, которые, в свою очередь, обусловлены местом данных занятий в структуре учебного процесса вообще.
В связи с последним стоит обратить внимание на то, что семинары на II курсе посещают студенты, ещё только приступающие к овладению профессиональными умениями и навыками. Соответственно в ходе семинарских занятой второкурсники должны усвоить главные методологические принципы работы с историческими источникам, овладеть конкретными приёмами их изучения и использования. Помимо этого конечной целью занятий является стимулирование самостоятельного мышления студентов, развитие их логических способностей и расширение их профессионального кругозора.
В достижении поставленных целей большую роль играет правильный выбор темы семинара. В идеале она должна отвечать следующим требованиям: 1) способствовать изучению студентами важнейших вопросов курса, дополняя, но не дублируя лекционный материал, 2) носить интегральный характер, т. е. представлять собой проблему, тесно связанную с рядом других, не менее важных, 3) быть достаточно изученной, но оставаться предметом научных дискуссий, т. е. давать студентам возможность познакомиться с разными точками зрения на предмет, оставляя им простор для самостоятельных умозаключений, 4) поддаваться изучению на основе сравнительно небольшого круга источников, которые неоднократно издавались и доступны для понимания студентов-второкурсников.
Тема «Социальная структура древнерусского общества в VI–XII вв.» вполне соответствует указанным требованиям. Без её изучения невозможно составить представление об уровне развития и жизни восточных славян в конце I – начале II тысячелетий н.э. Данная тема способствует изучению и таких проблем, как политический строй древнерусского общества до середины ХIII в., система общественных отношений в Киевской Руси, наконец, общественное сознание людей того времени (представления о свободе и зависимости, авторитете и социальном статусе человека, о положении женщин и пр.). Важно и то, что учёные до сих пор спорят о системе социальной иерархии на Руси в X–XIII вв., о том, каково было положение тех или иных категорий населения. Причём все исследователи опираются в первую очередь на «Русскую Правду», именно оттуда берут они главные сведения о правах и обязанностях различных социальных групп. Проблема в том, что характер источника
[с. 68]
________________________________________________________________________________
(его уникальность и своеобразие формулировок) позволяет делать самые различные, порой противоположные, выводы на основе имеющихся в нем сведений.
«Русская Правда» выступает прекрасным пособием для проведения семинарских занятий ещё и потому, что являет собой источник, небольшой по объёму и растиражированный во множестве учебных пособий к. документальных сборников. При этом нужно заметить, что для семинарских занятии наиболее удобны такие издания, где наряду с текстами «Русской Правды» содержатся отрывки из других источников X–XIII вв. Учебный эффект будет высок только в том случае, когда выводы, сделанные в ходе анализа «Русской Правды», будут сопоставляться с данными иного происхождения.
Работа в семинаре ставит перед студентами II курса следующие цели конкретно-исторического характера: 1) научиться читать и переводить тексты на древнерусском языке, 2) выявить изменения в социальной структуре древнерусского общества с VI по XIII вв. и составить представление об эволюции общественного строя восточных славян в этот период, 3) решить для себя проблему типологии Древнерусского государства XI–XII вв., 4) познакомиться с общественно-политическими представлениями и мировоззрением жителей Древней Руси.
Указанные цели достигаются постепенно, посредством решения студентами локальных задач, которые в виде вопросов на дом изучаются ими самостоятельно, а затем разбираются в семинаре под руководством преподавателя.
Работа на семинарских занятиях будет наиболее успешной в том случае, если студенты сумеют временно абстрагироваться от концепций и оценок, извлечённых ими из научной литературы, от навязанной извне точки зрения, взятой ими за истину в последней инстанции, а также от уверенности в том, что они знают, какова истина и где её искать. Преподаватель должен добиться того, чтобы студенты в первую очередь изучали не литературу, а источники, поскольку именно работа с источниками формирует исследовательскую культуру историка. Но эту работу нельзя сводить лишь к усвоению типовой схемы анализа и применению стандартного набора исследовательских приёмов.
Студенты должны понять, что методика исследования напрямую зависит от методологии, на которую опирается исследователь. При этом смена угла зрения на проблему (т. е. методологии) ведёт к поиску новых способов её решения, а значит, к рождению новой методики изучения давно известных источников, из которых теперь можно извлечь дополнительную информацию. Студентам также нужно помочь осознать,
[с. 69]
_________________________________________________________________________________
что методология определяет и представления исследователя о том, что такое доказательство, какова должна быть система аргументации и каковы критерии истинности полученного знания. В конце концов студенты должны прийти к пониманию относительности научного знания, научиться держать в уме сразу несколько точек зрения на предмет, различать их слабые и сильные стороны, наконец, аргументировать свою личную точку зрения.
Навык сознательного применения исследовательской методики студенты II курса вырабатывают прежде всего в процессе изучения следующих вопросов: 1) образование Древнерусского государства (сравниваются представления летописцев и современных исследователей), 2) положение неполноправных категорий древнерусского населения – холопов, закупов, смердов, челяди. В последнем случае характеристики, данные этим социальным группам историками различных школ, сравниваются между собой и сопоставляются с теми выводами, что рождаются на семинарах в ходе непосредственного анализа источников. Методологическую основу такого анализа предлагает преподаватель. Современному состоянию исторической науки наиболее соответствуют принципы объективности, историзма, системности и логической непротиворечивости.
Разумеется, мыслительная работа студентов, ход их рассуждений направляется преподавателем, и вполне естественно, что их умозаключения чаще всего соответствуют взглядам руководителя семинара. Но последний не должен видеть в достижении этого соответствия одну из целей семинарских занятий. Наоборот, преподаватель обязан постоянно следить за тем, чтобы студенты находились в ситуации выбора, чтобы они сознательно относились к восприятию тех или иных концепций и формированию собственных представлений. Развитию творческого мышления у студентов помогают споры с преподавателем, которые тот может искусственно провоцировать, нарушая, к примеру, какие-либо исследовательские каноны или же навязывая систему аргументации, не соответствующую установкам студентов.
[с. 70]