О. Г. УСЕНКО
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «МЕНТАЛИТЕТ»
1. Цель доклада – определение понятия «менталитет» посредством его сопоставления с другими понятиями, которые наиболее часто употребляются при изучении человеческого сознания и культуры.
2. Фундаментальным свойством человеческой психики является противопоставление себя окружающей среде при постоянном взаимодействии с ней. Это свойство закреплено в понятии «мироотношение». Сознание человека представляет собой единство рационального и эмоционального (по содержанию), а также процессов и явлений (по форме). Соответственно, структуру мироотношения образуют: 1) мировоззрение (мировидение, миросозерцание) – совокупность представлений о мире и месте человека в нём; 2) миропонимание – процессы познания, т. е. получения, обработки и усвоения информации; 3) мироощущение – процессы непосредственно-чувственного отражения (реакции порождения и поддержания эмоций, аффектов и чувств); 4) мировосприятие – совокупность переживаний (эмоций, аффектов и чувств), отражающих жизненный смысл объективных явлений и ситуаций. Основой мироотношения можно считать «обыденное сознание», представляющее собой продукт личного жизненного опыта человека и в то же время фундамент его повседневной деятельности (рис. 1).
3. Человек – существо социальное, и потому индивидуальная психика является носителем общественного и группового сознаний, а также социально-психологических явлений и процессов (рис. 2).
Идейно-эмоциональные образования, определяющие поведение людей и представляющие собой совместное достояние общественного и группового сознаний, составляют содержание таких понятий, как «идеология» и «общественное умонастроение», которые выступают связующим звеном между мировоззрением и мировосприятием (рис. 2, секторы 1, 2).
с. 3
___________________________________________________________________
4. Психические образования, изображенные на рис. 1 и 2, слабо затрагивают сферу подсознания и поведения. Исключение может составить лишь «массовое сознание». С помощью этого понятия в психике индивида выделяются черты, общие для всех без исключения членов той референтной общности, представителем которой он выступает по воле исследователя (такой общностью может быть сословие, класс, этнос, государство, учёное сообщество и пр.). Иначе говоря, массовое сознание – это абстрактная конструкция, содержимое которой зависит от угла зрения исследователя, которая служит ему средством обобщения и типизации в ходе конкретно-исторических сравнений. Не случайно употребление данного термина требует пояснительных слов, что порождает словосочетания типа: «массовое сознание крестьянства», «массовое сознание средневековья», «массовое сознание в развивающихся странах».
По определению массовое сознание должно включать в себя и психические черты, которые принадлежат сфере бессознательного. Соответственно, эта категория не может не пересекаться с теми понятиями, что группируются вокруг термина «менталитет».
5. Термины «менталитет» и «ментальность» часто употребляются как синонимы, однако было бы разумным их развести. Ментальность можно определить как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определённому социуму и времени. Таким образом, своё конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов.
В образном виде менталитет можно представить строительной конструкцией, фундамент которой – сфера «коллективного бессознательного», а крыша – уровень самосознания индивида. Структуру менталитета образуют «картина мира», «стиль мышления» и «кодекс поведения». Поле их пересечения, очевидно, и есть то, что называют «парадигмой сознания» (рис. 3, сектор 1).
5.1. Содержание парадигмы составляют: 1) установки, лежащие в основе концепции мироздания (т. е. определяющие
с. 4
__________________________________________________________________
отношение человека ко времени, пространству, природе, обществу и самому себе); 2) представления о том, что такое ценность и соответствующий набор «ценностных образцов» (фундаментальных ценностей); 3) априорные представления об истине, а также те из «аксиом сознания», что выполняют одновременно три функции: средств монтажа «картины мира», опорных элементов познавательно-оценочной деятельности и фундаментальных основ социальных норм и правил поведения; 4) система универсальных оппозиций сознания, их модификаций и воплощений, а также обозначений (символов).
5.2. Помимо парадигмы, главными элементами картины (модели) мира являются: 1) концепция мироздания – система представлений и аксиом о сущности времени, пространства, природы, общества и человека вообще; 2) система ценностей, характерная для данного социума (представляет собой совокупность ценностных иерархий отдельных социальных слоёв и групп), 3) сфера переживаний, атрибутивно связанных с концепцией мироздания и системой ценностей (рис. 3, сектор 5).
5.3. Ядро стиля мышления образуют: 1) рациональные (познавательные и оценочные) установки, диктующие понимание того, что такое знание, логика, истинность, аргумент, польза, престиж и т. д.; 2) правила мышления (т. е. правила, по которым формируются представления, понятия и оценки, строятся суждения и умозаключения, создаются теории
и т. п.); решение одних и тех же (иди сходных) задач заставляет часть установок и соответствующих мыслительных операций связываться друг с другом настолько крепко, что рождаются шаблонные оценки и алгоритмы, т. е. стереотипы мышления; 3) особенности познавательной и оценочной деятельности, закреплённые в языках тех семиотических систем, что характерны для данной общности (эпохи); 4) комплекс эмоциональных установок и соответствующих чувств, благодаря которому те или иные виды интеллектуальной деятельности в разное время и у разных народов имеют различную окраску и значимость (рис. 3, сектор 6).
5.4. В число главных элементов кодекса поведения, помимо парадигмы, входят: 1) система установок, определяющих
с. 5
___________________________________________________________________
единую направленность поведения индивида в самых различных ситуациях; 2) социальные нормы и правила поведения, рассчитанные уже на строго определённый набор ситуаций (ибо невозможно составить план действий на все случаи жизни); повторение ситуаций рождает поведенческие стереотипы, которые группируются в блоки – социальные роли (половозрастные, бытовые, этикетные, ритуальные и пр.); система последних, освоенная индивидом, составляет костяк его кодекса поведения; 3) семиотика поведения – одежды, жеста,
с. 6
____________________________________________________________________________
мимики, моды, косметики, ритуалов, этикета и т. д. (рис. 3, сектор 7).
5.5. Совместным достоянием картины мира и стиля мышления предстают: 1) общий фонд знаков, символов, понятий и образов, посредством которых закрепляется единство рациональных процессов и их результатов (явлений), 2) стереотипы формирования, пополнения и перестройки картины мира как единой системы (рис. 3, сектор 2). Общим элементом картины мира и кодекса поведения выступает набор представлений, понятий, аксиом сознания и переживаний, с помощью которых индивид ориентируется в обществе и выполняет свои социальные функции (здесь можно выделить взгляды на труд, богатство и собственность, отношение к праву, традиции, семье и браку, представления о власти и авторитете, понятие индивидуальности и т. д.) (рис. 3, сектор 4).
Одновременно к стилю мышления и кодексу поведения относятся: 1) установки, диктующие индивиду оценки тех или иных социальных процессов и явлений, а также его собственных поступков; 2) набор символов и соответствующих им значений, необходимый как для описания процессов и результатов познания, так и для выражения в поведении людей принципов социального разделения и взаимодействия, – например, символика цвета, материалов, металлов, драгоценных камней и пр. (рис. 3, сектор 3).
с. 7
_____________________________________________________________________________