Например, уже сама постановка вопроса: какое имя в паре «Пётр III — Пугачёв» является истинным? — для носителей «мифологического сознания» была абсурдной, некорректной. Среди записей А. С. Пушкина имеется такая: «Расскажи мне, говорил я Д. Пьянову, как Пугачёв был у тебя посажёным отцом? — Он для тебя Пугачёв, отвечал мне сердито старик, а для меня он великий государь Пётр Фёдорович».
Далее. Для «мифологического сознания» характерно представление о количественной ограниченности предметов и явлений в окружающем мире. Отсюда стремление рассматривать совершенно различные (на наш взгляд) предметы как один. Всё дело в том, что для носителей «мифологического сознания» всякий знак аналогичен имени собственному.
С нашей точки зрения, имя собственное (к примеру, Иван, Москва, Христос) только обозначает объект, является его «этикеткой» или «визитной карточкой». Да, это словесный знак, но особого рода, отличный от всех других словесных знаков типа: «человек», «силач», «косой», «великий». В глазах же людей, мыслящих по законам «мифологического сознания», любой словесный знак, любой эпитет может стать именем собственным (кстати, именно так и возникли многие фамилии).
Таким образом, один и тот же объект, обладающий различными свойствами (а значит, ипостасями), может получить несколько названий и тем самым раздвоиться, растроиться и т. д. Вот и получается, что Христос вроде бы один, однако может воплотиться одновременно в нескольких людях (как, например, у «хлыстов»).
Уместно вспомнить, кого «староверы» считали воплощением Антихриста. Сначала им оказался патриарх Никон, затем было названо имя Алексея Михайловича и, наконец, Петра I. Каждый из этих государственных мужей был, таким образом, един в двух лицах, звался двумя именами. При этом подразумевалось, что Антихрист может существовать и вне своих воплощений.
Аналогичным образом появление какого-либо самозваного царя никак не мешало появлению других самозванцев под тем же именем. Причём их неудачный опыт никоим образом не препятствовал сохранению в народном сознании комплекса представлений о принципиально безымянном «царе-избавителе», который берёт себе то или иное имя лишь для того, чтобы его узнали, и лишь тогда, когда собирается «объявиться». Доказательством того, что «царь-избавитель» в массовом сознании был действительно безымянным, служит появление в 40—50-х годах XVIII века самозванцев, называвших себя просто «императорами» или «самодержцами».
В системе координат «мифологического сознания» разные объекты, получившие одинаковое имя, воспринимаются как различные модификации одного и того же. Соответственно, потенциальный самозванец, обнаружив на своём теле «царский знак» и памятуя о том, что народ ждёт «царя-избавителя» под именем, к примеру, Петра III, неминуемо начнёт себя идентифицировать не просто как царя, но как «императора Петра III». Сменив имя, он поменяет и своё прошлое.
Однако это лишь первая стадия «мифологического отождествления». Следующим шагом должно стать внутреннее и внешнее перевоплощение самозванца, его вживание в конкретный образ «царя-избавителя».
Между самозванцем и теми, кто его поддерживает, устанавливаются отношения подданства, и только в системе этих отношений претендент на царский трон чувствует себя психологически комфортно, полностью забывая о своём самозванстве. Выпадение из этой системы (или её перестройка) мгновенно отрезвляет очередного «царя-избавителя». Самозванец по-прежнему верит в свою Богоизбранность, но отдаёт себе отчёт в том, что взятое им второе имя всё-таки чужое, что он, к примеру, никакой не «царевич Дмитрий», никакой не «Пётр III».
Кстати, «мифологическому отождествлению» помогало и создание определённого антуража, формирование свиты из людей, играющих роль конкретных исторических лиц. Характерна в этом плане пугачёвская политика переименований. Сакмарский городок стал «Киевом», Каргале — «Петербургом», а Берда — «Москвой».
Кроме того, Пугачёв звал своего сподвижника И. Н. Зарубина-Чику «графом Чернышёвым», Шигаева — «графом Воронцовым», а Овчинникова — «графом Паниным».
Равным образом и скопческий «Пётр III» (Кондратий Селиванов) имел своего «графа Чернышёва», которым был другой руководитель скопцов — Александр Шилов. И «Богородица» Акулина Ивановна, игравшая «императрицу Елизавету», держала при себе самозваную «Екатерину Дашкову». (Деталь: подлинная Е. Р. Дашкова была приближённой не Елизаветы, а Екатерины II.)
Наконец, в сознании самозванца происходило самоотождествление со своими предшественниками, носившими то же царское имя. Например, Пугачёв отождествлял себя с Ф. Казиным (Богомоловым) — самозванцем, который под именем Петра III действовал в 1772 году на Волге, попал в царицынскую тюрьму, был освобождён восставшими горожанами и всё-таки схвачен вторично. Пугачёв утверждал, что его арестовали в Царицыне и отправили в сибирскую ссылку, но ему удалось убежать. Тем самым он присваивал себе не только имя, под которым действовал Казин-Богомолов, но также его славу и успех.
Подобное обогащение своей биографии деяниями предшественников случалось и ранее, причём даже в более значительных масштабах. Лжедмитрий II присвоил себе не только реальную биографию первого самозванца, начиная с его появления в качестве «истинного государя», не только его славу и успех, но и его жену и её родственников. Имеется в виду пленение М. Мнишек, которая направлялась в Польшу из Ярославля, и принуждение её признать Лжедмитрия II своим спасшимся мужем*.
Пугачёв постоянно утверждал себя в роли «Петра III» с помощью разговоров о царевиче Павле как своём сыне и «воспоминаний» о нём. По свидетельству многих лиц, Емельян постоянно провозглашал тосты за Павла и его жену великую княгиню Наталью Алексеевну. Секретарь самозванца Я. Почиталин рассказывал на допросе, как Пугачёв плакал (!), разглядывая привезённый ему портрет Павла: «Вот-де я оставил ево малинькова, а ныне-де вырос какой большой, уж без двух лет двадцати; авось-
______________________________________________
* Подробнее об этом см.: «Родина». 1994. № 5.
[с. 70]
_______________________________________________________________________________
либо господь, царь небесной, свет, велит мне и видится с ним».
Вне всяких сомнений — чтобы «мифологическое отождествление» произошло, нужно обладать специфическим душевным складом, особой нервной организацией. Нет, речь не идёт о патологии или умопомешательстве, хотя среди самозванцев встречались и лица, признанные сумасшедшими. Скорее, стоит говорить о повышенной возбудимости самозванцев, их ярко выраженной способности поддаваться внушению со стороны и самовнушению. Например, Иван Миницкий, объявивший себя в 1738 году «царевичем Алексеем», уверовал в своё царское происхождение «от некоторых сонных видений, ему бывших».
Наконец, вполне возможно, что готовность увидеть в себе лицо царского сана могла быть вызвана оценкой со стороны. Пугачёв показывал на допросах, что идея самозванства овладела им после того, как целый ряд людей заметили в нём сходство с Петром III. Правда, затем он заявил, что на всех этих людей «показал ложно». Однако это означало лишь то, что никто не советовал Пугачёву принять имя покойного императора. «Злой умысел» был только его идеей, его и никого больше.
Предрасположенность к самозванству можно связать с определённым типом личности, весьма характерным для средневековой Руси. Его носители часто встречались среди «живущих во Христе» — юродивых. Юродство предполагало внешнее уподобление евангельскому Христу и считалось одним из подвигов христианского благочестия. Юродивые добровольно отказывались не только от всех благ и удобств земного бытия, но и от всех преимуществ общественной жизни.
Такими же чертами наделялся и чаемый «царь-избавитель». Соответственно, можно предположить, что одной из душевных черт, благоприятствующих самозванству, была неспособность терпеть общественную несправедливость. Эта черта характерна не только для псевдоцарей, но и для самозванцев, притязавших на статус мессии или пророка.
Скорее всего, самозванство религиозного толка и по другим параметрам не слишком отличалось от самозванства царистской окраски. Люди, верившие в свою святость или мессианство, по всей видимости, должны были обладать большой силой самовнушения. Впрочем, кое-кто из них мог прийти к подобной самооценке и благодаря внушению со стороны. Вспомним «хлыстов». Каждый из них во время «радений» испытывал «сошествие святого духа», но далеко не каждый доходил до мысли, что он — «Христос». Для этого требовалось признание окружающих. Очередным «Христом» становился тот, кого считала таковым хлыстовская община, на кого указывали хлыстовские «пророки» и «пророчицы». Лишь после этого «перста Божия» человек начинал сам видеть себя «Христом».
При анализе психологических корней религиозного самозванства нельзя сбрасывать со счетов роль снов и мистических видений. Известно, что перед взором протопопа Аввакума довольно часто представали сцены Страшного суда и мучений «никониан», а также картины его путешествий в потустороннем мире, где он беседовал с самим Господом. Например, в 1669 году во время Великого поста Аввакума посетило такое видение: «Божиим благоволением в нощи... распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земли распространился, а потом Бог вместил в меня небо, и землю, и всю тварь». Вполне возможно, что подобные видения посещали Аввакума ещё в юности, и именно поэтому он стал считать себя посланником «вышняго Бога».
Впрочем, такая самооценка могла быть и следствием раннего раскрытия способностей к «чудотворчеству» — способностей, которые отличали не только Аввакума, но и других претендентов на высший сакральный статус. Наиболее распространённым чудом было мгновенное исцеление безнадёжных больных с помощью молитвы к Богу.
[иллюстрация: Е. И. Пугачёв. Французская гравюра XVIII в.]
«Мифологическое отождествление» самозваных пророков и мессий было несколько более лёгким делом, чем у самозваных «царей-избавителей». Ведь отождествить себя, к примеру, с мессией, чей образ в народном сознании был весьма расплывчат, всё же несколько легче, нежели убедить себя в том, что ты и есть, к примеру, самый настоящий царевич Дмитрий. Тем не менее, как мы помним, скопческий «Христос» — Кондратий Селиванов называл себя одновременно и «самодержцем Петром Фёдоровичем». Очевидно, в его сознании обе эти ипостаси увязывались воедино, взаимно обуславливали друг друга.
Осознание себя мессией (пророком) и «царём-избавителем» имело в своей основе один и тот же психологический акт — притязание на некие полномочия, полученные свыше. Другими словами, обе разновидности самозванства вырастали из одного корня, были побегами на одном и том же стволе.
Но какова была почва, питавшая самозванство? Первым «питательным слоем» для самозванцев всех мастей был, очевидно, постепенный распад древнерусской «соборной» культуры, вызревание индивидуального сознания, выходившего из рабского подчинения коллективному мнению. Поскольку этот процесс проходил в условиях господства средневековой по своему типу культуры (каковой и была культура «низов» в России XVII—XVIII веков), то и генезис индивидуальности в народной среде принимал чаще всего традиционные, средневековые формы.
Человек, осознавая свою уникальность и личностную автономность, начинал противопоставлять себя коллективу, привычному окружению. Кто-то покидал свой дом и становился разбойником — мстителем за народные слёзы. Кто-то никуда не уходил, оставаясь формально в составе «родного» социального коллектива, но своим образом жизни «выламывался» из него, нарушал привычные нормы поведения и общественные установления. Второй
[с. 71]
_______________________________________________________________________________
путь становления личности в эпоху, когда господствовало религиозное мировоззрение, был сопряжён с таким феноменом индивидуального сознания, как самосакрализация.
Рождающаяся личность нуждалась в доказательствах своей неповторимости, и чем больше их находилось, тем было лучше. Однако в той идейно-психологической «почве», из которой «вырастали» самозванцы, был ещё один «питательный слой». Речь идёт об уникальной культурно-исторической ситуации, в которой тогда оказались народные массы. Имеется в виду повсеместное распространение эсхатологических ожиданий и связанный с этим рост религиозной экзальтации.
В XVII и XVIII веках массы людей жили в постоянном ощущении страха и надежды — страха перед Антихристом и надежды на скорый приход Искупителя. Сутью народной эсхатологии было представление о наступлении «последних времен» и ожидание скорого «конца света». Постоянное психическое напряжение приводило к осознанию индивидуальной ответственности за происходящее и толкало человека на поиски личного спасения. Для одних таким путем было самоуморение, для других — готовность пострадать за «старую веру» или бегство в раскольничий скит, для третьих — стремление покончить со злом, царящим в обществе.
Последнее прямо вело к самозванству. Именно переживание «конца света», помноженное на самосакрализацию, и может объяснить огромное количество самозванцев, претендующих на роль не только царя, но и мессии (пророка).
Теперь от самозванства вновь обратимся к самозванчеству, к социально-психологическим факторам народной поддержки «царей» и «пророков». В ожидании Страшного суда, который в сознании простых людей должен был включать суд над угнетателями, очередной «царь-избавитель» воспринимался и как мессия. Известно, к примеру, что Пугачёв не сам писал свои манифесты и даже не всегда указывал, что же он хочет в них услышать. Следовательно, их можно рассматривать как отражение взглядов пугачёвского окружения и других повстанцев. Так вот, анализ этих документов показывает, что Пугачёв, будучи «Петром III», отождествлялся в то же время с мессией. Приведем несколько цитат: «Точно верьте: в начале бог, а потом на земли я сам, властительный ваш государь»; «А ныне ж я для вас един из потеренных объявился и всю землю своими ногами исходил и для дарования вам милосердия от создателя создан»; «Глава армии, светлый государь дву светов, я, великий и величайший повелитель всех Российских земель, сторон и жилищ, надо всеми тварями и самодержец и сильнейший в своей руке...»; «И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни...» (подчеркнуто мной. — О. У.).
Впрочем, в лицах, не претендовавших на царский титул, а просто обладавших военной силой и обещавших избавить народ от злой доли, тоже выискивались мессианские, сверхъестественные черты. Об этом говорят фольклорные образы разбойничьих атаманов. Но Христос мог явиться людям и в другой ипостаси. Поскольку в народном сознании магия христианская и языческая переплетались, поскольку осуждалось лишь «чёрное» колдовство (как антиобщественное по своей сути), постольку Спаситель вполне мог предстать и в образе колдуна, употребляющего своё искусство на пользу людям.
В конце концов мы приходим к выводу, что история самозванчества и история крестьянских войн в России совсем не случайно связаны между собой. И дело здесь не только в том, что предводители восставших были самозваными царями («царевич Пётр», Е. Пугачёв) или их помощниками (И. Болотников, С. Разин). Стоит учесть, что они воспринимались в качестве «искупителей» и «избавителей». Участие в боевых действиях под руководством «царя-избавителя» или «мессии» могло оцениваться людьми как соучастие в осуществлении Страшного суда, как один из путей спасения души.
Подавление восстаний ослабляло эсхатологические ожидания в народе. «Конца света» всё не было, а находиться в состоянии бесконечного психического напряжения люди, естественно, не могли. Крестьянская война под предводительством Пугачёва была последней вспышкой вооружённого протеста, связанного с народной эсхатологией и хилиазмом. Ядром восставших были те, кто всё ещё ждал мессию в образе «царя-избавителя» и был готов помочь ему свершить Страшный суд. У тех же, кто не был настроен на активные действия, хотя по-прежнему верил в наступление «последних времён», переживания «конца света» принимали условные, иллюзорные формы. В конце XVIII столетия наступил период бурного развития сектантства. Вступление в секту аллегорически означало очищение от «скверны» и достижение личной праведности. Обряды и песни сект символически изображали Страшный суд и помогали его «пережить».
В итоге самозванцы конца XVIII — первой половины XIX века всё меньше стремились к борьбе с социальным злом, вполне довольствуясь простым осуждением «греховного мира» и его неприятием.
Таким образом, закат эпохи самозванчества напрямую связан с угасанием средневекового мировоззрения в целом, с утверждением новых взглядов на мир и человеческую личность. Развитие капитализма в России и отмена крепостного права окончательно вытеснили самозванцев с исторической арены, которую заняли новые герои и «властители народных дум».
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Е. А. Устная проза о Разине // Учёные записки Даугавпилсского гос. пед. ин-та: Серия гуманитарных наук. 1959. Т. 4. Вып. 3.
Документы ставки Е. И. Пугачёва, повстанческих властей и учреждений: 1773—1774 гг. М., 1975. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л., 1968.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1954. Т. 1; М., 1962. Т. 3.
Козловский И. П. Один из эпизодов революционных движений на Дону в XVIII веке (1772 г.) // Известия Северо-Кавказского ун-та. Ростов н/Д., 1926. Т. 10.
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура // Уч. записки Тартуского гос. ун-та. 1973. Вып. 308.
Мавродин В. В. Рождение новой России. Л., 1988.
Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.
Плюханова М. Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья. М., 1982.
Сивков К. В. Самозванчество в России в последней трети XVIII в. // Исторические записки. 1950. Т. 31.
Успенский Б. А. Царь и самозванец // Художественный язык средневековья. М., 1982.
Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв. М., 1967.
[с. 72]
______________________________________________________________________________