…ет достиг в 1994 году (в 1987 году было 1:11, в 1992 году – 1:8,5). При этом расширение пре­подавательского персонала не приводило к ухудшению его качественной структуры: в первой половине 90-х годов доля преподавателей ТвГУ с учёными степенями и званиями составляла 57–60%, в том числе доля про­фессоров и докторов наук – 9%. (Средние показатели по университетам России на 1992 год составляли соответственно 62% и 7%.) Возрастная структура преподавательских кадров близка к оптимальной: средний воз-

[с. 104]

_____________________________________________________________________________

 

  

­раст – 48 лет, причём молодые преподаватели (до 30 лет) составляют 11,3%, преподаватели старше 65 лет – 7%.

     В 1991/92 учебном году студенты Тверского университета обучались на 10 факультетах (историческом, математическом, педагогическом, прик­ладной математики и кибернетики, романо-германской филологии, физичес­ком, филологическом, химико-биолого-географическом, экономическом и юридическом). В следующем году появился ещё один факультет – физичес­кой культуры. К 1996/97 учебному году в ТвГУ были также созданы три новых отделения: журналистики, психологии и социальной работы, социо­логии и управления.

     Осенью 1991 года в ТвГУ насчитывалась 71 кафедра ( включая обще­университетские), а к лету 1996 года их стало 76. В число вновь образо­ванных вошли кафедры: русского языка как иностранного, экологии, дош­кольной педагогики и психологии, естественнонаучных дисциплин, соци­альной психологии, в процессе создания находятся ещё три кафедры: государственного управления, документационного обеспечения управления, журналистики и литературной критики.

     В июле 1992 года был образован филиал кафедры теоретической ки­бернетики (с ноября 1993 года – кафедры исследования операций) в меж­отраслевом центре эргономических исследований и разработок в военной технике («Эргоцентре»). Создание филиала диктовалось расширением эрго­номических исследований в стране и ростом потребности в специалистах высшей квалификации по комплексной проблеме высокоэффективного взаимо­действия человека и ЭВМ.

     Усложнение организационной структуры университета было вызвано велением времени. В 1991/92 учебном году в Тверском университете нача­лось обучение студентов по специальности «Журналистика» (на филологи­ческом факультете), в следующем году на физическом факультете откры­лась специализация «Физика, программирование, английский язык», а на математическом факультете – специализация «Теоретические основы школь­ного курса математики и методика его преподавания».

     Осенью 1993 года была открыта специализация «Математические мето­ды и исследование операций в экономике» (на факультете прикладной ма­тематики и кибернетики). Кроме того, число новых специальностей попол­нили «Психология» (в соответствии с заказами Госкомвуза, администра­ции Тверской области и областного комитета занятости населения ), а также «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (в соответствии с заявками от областной администрации и Волжской  природоохранной  прокуратуры). Последняя специальность с

[с. 105]

_____________________________________________________________________________

 

 

1994/95 учебного года называется «Геоэкология».

     С сентября 1994 года в ТвГУ началась подготовка студентов по специальности «Социология»; на факультете прикладной математики и кибер­нетики открыта специализация «Применение ЭВМ в технологии создания те­левизионных и радиовещательных программ" (по заявке из Управления те­левидения и радиовещания РФ); на экономическом и юридическом факульте­тах вводятся модули интегрированной подготовки («Менеджмент со знанием иностранного языка», «Бухучёт и аудит с основами юриспруденции», «Юриспруденция со знанием иностранного языка»).

     В 1995/96 учебном году к числу специальностей добавились: «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа», «Документоведение и документационное обеспечение управления». Кроме того, Учёный совет ТвГУ принял решение об открытии специальности «Финансы и кредит», а также учебного отделения для подготовки специалистов по экономической кибернетике. При кафедре исследования операций (факуль­тет прикладной математики и кибернетики) создан филиал по направлению «Телевизионная и радиовещательная кибернетика».

     Если осенью 1991 года обучение студентов в ТвГУ осуществлялось по 17 специальностям, то к осени 1996 года – по 21 специальности и 5 нап­равлениям. При этом студенты получили право учиться одновременно по двум специальностям. Приобретающих второе высшее образование («слуша­телей") в 1995/96 учебном году среди студентов ТвГУ было 38 человек, из них 19 – на платной основе.

     Студенты Тверского университета могли получить дополнительное об­разование и на факультете общественных профессий, который с 1995 года являлся составной частью учебного центра довузовского образования. Факультет включал в себя 5 отделений: театрально-режиссерское, школь­ной психологии, машинописи, журналистики, переводчиков. С 1995 г. в университете работает также лингвистический центр, благодаря которому не только студенты, но и все желающие могут углубить знание иностран­ного языка или овладеть вторым иностранным языком.

     В августе 1993 года был создан социально-гуманитарный центр ТвГУ. Его задачей стала ориентация всего процесса обучения на усвоение буду­щими специалистами системы знаний о природе и человеке, истории и культуре, на развитие искусства межличностного общения (в том числе на иностранных языках), на выработку у студентов способностей к исследованию и решению социально-политических и технико-экономических проб­лем.

     Усиление внимания к гуманитарным наукам проявилось и в организа-

[с. 106]

_____________________________________________________________________________

 

 

­ции музея истории ТвГУ и музея археологии, куда с 1993/94 учебного го­да регулярно приходят на экскурсии студенты, слушатели факультетов по­вышения квалификации, а также иностранные стажёры и гости.

     С 1993/94 учебного года начался переход университета на много­уровневую систему образования: на 5 факультетах студенты 1 курса днев­ного отделения – будущие физики, математики, специалисты по прикладной математике, историки, химики – стали обучаться по программам подготов­ки бакалавров (4 года обучения). Через год в ТвГУ наряду с другими наи­более передовыми вузами России уже была открыта магистратура (по нап­равлениям «Прикладная математика и информатика», «Физика», «Химия», «Математика, прикладная математика», «История»). В ноябре 1994 года Учёный совет университета утвердил «Положение о магистерской подготов­ке (магистратуре) ТвГУ" и «Правила приёма в магистратуру ТвГУ».

     В первой половине 90-х годов Тверской университет выпускал при­мерно 1400 специалистов ежегодно. Более половины из них составляли вы­пускники дневного отделения. Эффективность выпуска (процент получивших дипломы из числа поступивших некогда на 1 курс) в среднем равнялась 71%. Из 7002 специалистов, подготовленных университетом в 1991–1995 годах, 63% составляли учителя, 19% – экономисты, 11,3% – юристы и 6,7% – специалисты по прикладной математике.

     К сожалению, после 1990 года возникли серьёзные проблемы с трудо­устройством молодых специалистов. Например, в 1991 году из тех, кто получил дипломы по специальностям «Физика» и «Химия», направления на работу получили только 50%, из выпускников юридического факультета – 35%, специалисты в области прикладной математики оказались трудоуст­роенными на 26%, а закончившие ТвГУ по специальности «Экономика и со­циология труда» – лишь на 18%.

     Появились трудности с распределением даже тех выпускников, чья специальность являлась дефицитной. Сложная ситуация возникла с учи­тельскими кадрами: до 90-х годов в Тверской области ежегодно не хвата­ло 700–800 учителей, однако затем органы народного образования стали брать на места, предназначенные для окончивших вузы, учителей со средним образованием. В итоге на конец 1995 года из 7,5 тыс. специалистов, работавших в дошкольных заведениях Тверской области, только 1,5 тыс. закончили вузы, причём лишь около 500 человек имели специальное высшее образование. Среди учителей начальных классов у 2,5 тыс. человек вообще не было диплома с высшем образовании, при этом в сельской местности в начальных классах работали около 70 человек со средним образованием.

     В этих условиях огромное значение приобрела деятельность факуль­-

[с. 107]

_____________________________________________________________________________

 

 

­тетов для повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечиваю­щих дополнительное (послевузовское) обра­зование.

     Факультет повышения квалификации учительских кадров, организато­ров народного образования (декан – Г. Ю. Ксензова) до 1992 года обучал школьных администраторов, но в 1992/93 учебном году, в соответствии с предложением областного управления народного образования, перешёл на переподготовку школьных учителей, преподавателей техникумов и ПТУ. На факультете за 4 года обучилось 748 человек, причем в 1992/93 году вы­пуск составил 130 человек (по 5 учебным программам), а 1995/96 году – 260 человек (по 13 учебным программам). На факультете разрабатываются и внедряются программы ООН и ЮНЕСКО «Образование во имя мира», а также реализуется программа «Региональная школа». В 1994 году факультет про­вёл международную конференцию «Духовные ценности и образование».

     В ТвГУ успешно работал факультет повышения квалификации препода­вателей вузов (декан – И. Д. Лельчицкий), на котором с 1993 года открыто направление «Новые технологии образования в вузе». С этого же времени на факультете в качестве хозрасчётного структурного подразделения су­ществует кафедра иностранных языков для дипломированных специалистов. В 1991–1995 годах на факультете прошли переподготовку 509 человек (вы­пуск 1991 года – 69 человек, выпуск 1995 года – 130 человек). Из них свою педагогическую квалификацию по новому направлению повысили 89 преподавателей.

     В октябре 1991 года при ТвГУ на условиях самофинансирования был создан специальный факультет по переподготовке кадров по новым перс­пективным направлениям науки, техники и технологии (декан – А. Ф. Шикун). Вначале на нём велось обучение по трём направлениям: «Практичес­кая психология», «Социальная работа» и «Экономика» (специальность «Управление производством»). Затем в 1993 году на спецфакультете открыли три отделения: психолого-социологическое, экологическое и экономи­ко-правовое. В первые годы спецфакультет предоставлял возможность по­лучить второе высшее образование по пяти специальностям: «Психология», «Социальная работа», «Экология», «Менеджмент», «Юриспруденция». В 1995/96 учебном году открылась ещё одна специальность – «Бухгалтерский учёт и аудит». В 1994/95 учебном году здесь учились 450 человек, а приём на спецфакультет составил 180 человек. В 1995/96 учебном году специальный факультет при ТвГУ закончили более 200 человек.

     С конца 80-х годов Тверской университет стремится стать образова­тельным центром международного уровня. В 1989 году он принял на учёбу

[с. 108]

_____________________________________________________________________________

 

 

студентов из США, Великобритании, Болгарии, Югославии, Афганистана, Вьетнама. В 1991 году университет стал партнёром Консорциума амери­канских колледжей, приняв очередную партию студентов из США. В ТвГУ в первой половине 90-х годов учились стажёры из Китая, Финляндии, Герма­нии, Англии. Преподаватели университета обменивались опытом с коллега­ми в Польше, Югославии, Израиле, Японии. Университет заключил договоры о сотрудничестве с университетами г. Оснабрюка и Касселя (Германия), Бергамо (Италия), Анже, Пуатье и Безансона (Франция), Кила (Великобри­тания), университетом Сунг-Хва (Южная Корея), а также с университетами США: Восточно-Вашингтонским. Миссурийским и г. Буффало (штат Нью-Йорк). Деловые и творческие отношения связывают ТвГУ с университетами Феррары (Италия), Амстердама (Нидерланды) и Висконсинским (г. Мэдисон, США).

     В соответствии с заключёнными международными договорами происхо­дят регулярные обмены студентами, преподавателями и стажёрами, органи­зуются совместные проекты. В 1994 году Тверской университет стал участником программ «Партнёрство Восток – Запад» (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, Ю. Г. Пастушенков) и «Партнёрство институтов германистики» (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, В. Д. Нефёдов), которые финансиру­ются Службой академических обменов Германии. Благодаря этому универси­тет получил партию компьютеров, оргтехники, учебной и научной литера­туры, видеоаппаратуры и видеокассет с учебными программами. Ряд препо­давателей ТвГУ приняли участие в конференции по экологии (г. Оснабрюк) и прошли обучение в Международной школе экологов (г. Мюнстер).

     С 1993 года Тверской университет является участником международ­ной программы сотрудничества в сфере высшего образования «Темпус/Тацис», финансируемой Европейским сообществом. ТвГУ – единственный реги­ональный университет России, имеющий в данной программе два проекта. Летом 1994 года руководство университета приняло решение о создании из внебюджетных источников централизованного фонда для поддержки международной деятельности в области науки и образования. Для координации международных связей местных вузов при ТвГУ в 1995 году был образован также межвузовский центр международного сотрудничества (директор - А. Ф. Гиренко).

 

ТвГУ как центр науки и культуры

 

     В число главных задач ТвГУ, согласно его Уставу, входят организа­ция и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных ис­следований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в

[с. 109]

_____________________________________________________________________________

 

 

том числе по проблемам образования, а также накопление и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

     Общий объём научно-исследовательских работ (НИР) в начале 90-х годов оставался стабильным, однако в последние два года начал снижать­ся. Если в 1994 году он составил 1,5 млрд рублей, то в 1995 году – около 1 млрд рублей. Снижение этого показателя в последний год объяс­няется резким уменьшением доли государственного финансирования, кото­рая в общем объёме НИР составила только треть.

     Неурядицы в экономике и сфере финансов объясняют и тот факт, что постепенно сокращалось число работ, опубликованных сотрудниками ТвГУ. Дело в том, что возможности для публикации научных трудов с каждым го­дом сужались: росли цены на бумагу и типографские услуги, кроме того, издательства если не полностью исключали, то всё больше ограничивали выпуск «невыгодной» научной литературы. И тем не менее в 1995 году сотрудники ТвГУ опубликовали свыше 500 работ, из них около 100 – в центральной печати, более 50 – за границей (в 1991 году было более 900 публикаций). Интересно, что число студенческих публикаций, наоборот, из года в год увеличивалось: если в 1991 году студенты опубликовали 51 работу, то в 1995 году – уже 80.

     Свидетельством того, что у студентов 90-х годов сохранилась тяга к научному творчеству, стал тот факт, что по-прежнему действовали воз­никшие ранее межвузовская студенческая научно-исследовательская лабо­ратория математического обеспечения ЭВМ и студенческое конструкторское бюро на физическом факультете.

     Наиболее одарённые студенты могли продолжить своё образование в аспирантуре ТвГУ. К сожалению, в начале 90-х годов эффективность рабо­ты аспирантуры (число защитивших диссертации к числу её выпускников) снизилась. Если в 1991 году по России она составляла в среднем 50%, то в ТвГУ лишь 29%. В 1992 году эти показатели равнялись соответственно 40% и 20%. Дело в том, что начался массовый отток аспирантов в сферы деятельности, не связанные с наукой. Главной причиной этого была не­возможность прожить на аспирантскую стипендию, которая не превышала минимального размера заработной платы. Однако уже в 1994 году Тверской университет оказался на третьем месте среди вузов России по эффективности работы аспирантуры: в среднем по стране она равнялось 50%, а в ТвГУ – 65%. Университетский показатель за 1995 год (30%) тоже был выше общероссийского (20%).  Улучшение данного показателя можно объяснить тем, что в аспирантуре остались самые целеустремлённые и преданные на­уке, а также ростом удельного веса аспирантов-заочников,   т. е. людей,

[с. 110]

_____________________________________________________________________________

 

 

способных себя обеспечить. Свою роль сыграло и решение Совета универ­ситета о социальной поддержке аспирантов и докторантов.

     Докторантура в Тверском университете открылась в 1994 году. Сна­чала в ней было две специальности: «Прикладная математика» и «Физика твёрдого тела», а в 1996 году добавились «Физика магнитных явлений» и «Физическая химия». Разумеется, преподаватели ТвГУ защищали свои дис­сертации и за пределами университета. Общее количество защит за пос­ледние годы выросло: 1991 год – 19 (из них 5 докторских диссертаций), 1994 год – 23 (2 докторские), 1995 год – 58 (8 докторских).

     К 90-м годам в Тверском университете сложились известные в стране научно-педагогические школы по физике, математике, химии, биологии, филологическим наукам, истории.

     Преподаватели и сотрудники физического факультета (декан - В. А. Друин) успешно работали над проблемами ядерной физики (А. М. Горба­тов), физики твёрдого тела (В. М. Рудяк, А. А. Богомолов. Б. Б. Педько, Н. Н. Большакова), физики магнитных явлений (Н. П. Супонев, Д. Д. Мишин, Ю. Г. Пастушенков, А. Г. Пастушенков), кристаллографии и физики жидких кристаллов (Ю. М. Смирнов, В. М. Горохов, А. Ю. Ивлев).

     Значительных результатов учёные ТвГУ добились в сфере математи­ческого анализа и теории функций (Л. В. Тайков, В. Г. Шеретов, А. А. Голу­бев), геометрии (А. М. Шелехов), математической физики (В. П. Цветков, Б. М. Барбашев, И. Ш. Могилевский, Г. С. Шаров), философии и истории матема­тики. Развитие прикладной математики связано с достижениями преподава­телей и сотрудников ТвГУ в области математического моделирования (А. Н. Кудинов, В. А. Колдунов), исследования операций (А. Н. Катулев, Ю. С. Хохлов), компьютерных наук (М. А. Тайцлин, В. А. Масюков, Е. А. Андрее­ва).

     Химическая школа в ТвГУ обязана своим авторитетом исследованиям в области неорганической и аналитической химии (И. П. Горелов), органичес­кой химии (Л. И. Ворончихина), физики и химии полимеров (П. М. Пахомов), физической химии (Л. М. Щербаков, В. М. Самсонов, Ю. Г. Папулов, В. М. Смоляков, П. Г. Халатур).

     Широкую известность получили труды университетских ученых по зоо­логии (В. И. Зиновьев, Л. В. Викторов, В. А. Тихомирова), ботанике (А. В. Смирнов, А. С. Сорокин, С. М. Дементьева), физиологии человека и жи­вотных (В. И. Миняев, А. Я. Рыжов, Т. А. Шверина), биохимии и биотехнологии (Г. А. Грибанов, А. А. Панкрушина), геоэкологии (А. Г. Емельянов, А. П. Тищенко).

     Успешное функционирование филологической школы в Тверском уни-

[с. 111]

_____________________________________________________________________________

 

 

верситете обусловлено активной исследовательской деятельностью как преподавателей филологического факультета (Р. Д. Кузнецова, Р. В. Туркина, Г. А. Пастушенков, В. Я. Кузнецов, Т. В. Гончарова, И. В. Карташова, А. В. Ог­нев, В. А. Юдин, В. А. Миловидов, Н. А. Корзина. Н. В. Семёнова), так и преподавателей факультета романо-германской филологии (А. А. Залевская, К. Э. Клюканов, Г. И. Богин, А. Д. Травкина. Е. В. Розен, В. В. Климов, Ю. Л. Ле­витов, В. Д. Нефёдов, Д. Я. Новикова, Е. С. Воскресенская).

     Весомых результатов учёные ТвГУ достигли в изучении отечественной истории (В. В. Комин, Н. В. Ефременков, М. М. Червякова. В. А. Смирнов. И. Г. Серёгина, Н. С. Воскресенская, Ф. X. Арсланова), истории древнего мира и средних веков (И. П. Портнягина, А. В. Чернышов, В. А. Закс, И. Г. Воробьёва), новой и новейшей истории (Л. А. Медведев, Л. В. Кошелев, А. Н. Квакин, Н. А. Лучинина).

     На юридическом факультете идёт активная работа над решением проб­лем конституционного права (В. Д. Ломовский), гражданского права (Н. В. Ченцов, Р. Е. Гукасян, Л. В. Туманова), административного права (М. Я. Масленников, В. А. Владимиров), трудового (Н. Т. Мелешенко) и эколо­гического права (М. И. Васильева).

     Развитие гуманитарных наук в ТвГУ связано также с разработкой та­ких направлений, как теория и история культуры (Б. Л. Губман, Е. П. Беренштейн), социальная философия (Н. А. Суровегина, А. Н. Гурьянова), педа­гогическая психология (А. Ф. Шикун, Х. И. Лейбович, Г. В. Телятников).

     Большое внимание вопросам становления рыночной экономики уделяют преподаватели экономического факультета (декан – В. А. Петрищев). На фа­культете физической культуры (декан – А. Н. Отраднов) главной темой ис­следований является совершенствование процесса физического воспитания в вузе и подготовка спортсменов высокого класса. Научные интересы пре­подавателей педагогического факультета (декан – А. А. Бутузов) связаны прежде всего с разработкой новых концепций и методик начального обра­зования, а также с изучением проблем детской психологии.

     Примечательно, что представители смежных наук в ТвГУ тесно сот­рудничают между собой. Примером может служить история возникновения научно-исследовательской лаборатории по комплексному изучению проблем романтизма. Базой для её создания ( 1994 г.) явились давние творческие связи преподавателей филологического и педагогического факультетов, отделения психологии, кафедры теории и истории культуры.

     Закономерным следствием функционирования научных школ в ТвГУ ста­ло открытие в нём новых специализированных советов по защите диссерта­ций. Если к 1 сентября 1991 года в ТвГУ было 4 совета (все – по защите

[с. 112]

_____________________________________________________________________________

 

 

кандидатских диссертаций), то летом 1996 года их было уже 8: 2 – по защите докторских диссертаций (прикладная математика; физическая хи­мия) и 6 – по защите кандидатских диссертаций (инженерная психология и психология труда: русский язык; общее языкознание; русская литература; отечественная история; биохимия, физиология человека и животных).

     Фундаментальные научные изыскания в 1991–1996 годах преподаватели и сотрудники ТвГУ проводили как самостоятельно, так и в сотрудничестве с коллективами других вузов, научных учреждений и организаций – рос­сийских и зарубежных.

     Университет участвовал в выполнении общероссийской программы «Фундаментальные исследования» (заключив 6 договоров с головными орга­низациями), разрабатывал 14 тем по единому заказу-наряду Министерс­тва науки, высшей школы и технической политики. Кроме того, сотрудники Тверского университета проводили исследования благодаря грантам Госкомвуза, Российского фонда фундаментальных исследований, а с 1995 года – и Международного научного фонда Дж. Сороса.

     Тверской университет в марте 1992 года на правах учредителей и коллективного члена вошел в «Фонд научных исследований и наукоёмких технологий высшей школы». С ноября 1993 года он является членом Евра­зийской ассоциации университетов. Преподаватели и сотрудники ТвГУ так­же принимают участие в деятельности Союза учёных Верхневолжья.

     ТвГУ активно сотрудничает с местными вузами – техническим универ­ситетом, медицинской академией, сельскохозяйственной академией, воен­ной академией ПВО им. Г. К. Жукова, а также с центральными научными уч­реждениями: Объединённым институтом ядерных исследований. Физическим институтом РАН, Институтом славяноведения и балканистики РАН, Институ­том российской истории РАН, Институтом мировой литературы РАН и др. Постоянно укрепляются и расширяются связи ТвГУ с другими вузами Рос­сии, как столичными, так и провинциальными (Санкт-Петербурга, Иваново, Ярославля, Тамбова, Ростова-на-Дону. Нижнего Новгорода, Перми, Екате­ринбурга и др.).

     В первой половине 90-х годов преподаватели и сотрудники Тверского университета участвовали в международных конференциях и симпозиумах по кибернетике, физике, математике, химии, физиологии, культурологии, фи­лологическим наукам, истории, экологии. Некоторые из этих научных ме­роприятий проходили в Твери, на базе ТвГУ.  Например, под эгидой уни­верситета в июле 1992 года прошёл Международный симпозиум по логичес­ким основаниям компьютерных наук.

     В условиях становления рыночной экономики всё  большую  роль  для

[с. 113]

_____________________________________________________________________________

 

 

ТвГУ начала играть научно-исследовательская деятельность прикладного характера, ядро которой составляла разработка хоздоговорных тем. Пона­чалу (в 1990–1992 годах) имел место спад объёма хоздоговорных работ. Дело в том, что с 70-х годов многие прикладные НИР в университете ве­лись по заказам предприятий ВПК, но в начале 90-х годов финансирование оборонной промышленности и соответственной тематики сошло на нет. Одна­ко уже к 1994 году положение удалось выправить: в 1993 году впервые за несколько лет объём хоздоговорных работ составил 50. 8% от общего объёма НИР.

     Тверской университет на правах головной организации принимал участие в трёх государственных научно-технических программах. В 1991 году он возглавил программу «Технологии, машины и производство будуще­го» по направлению «Мелкосерийная и малотоннажная наукоёмкая продук­ция». В 1994 году ТвГУ вошёл в программу «Технопарки» и на следующий год стал уже головной организацией. Наконец, в 1995 году Тверской уни­верситет возглавил вузы, только что объединённые программой «Сырьевые ресурсы». Помимо этого. Тверской государственный университет являлся участником ещё четырёх общероссийских научных проектов.

     В 1991 году сотрудники университета внесли свою лепту в реализа­цию программ «Народы России: возрождение и развитие» (8 тем) и «Авто­матизированные системы медико-биологического назначения» (1 тема).

     Как только приказом Госкомвуза в марте 1992 года была сформирова­на программа «Университеты России»,  ТвГУ сразу же вошёл в неё. Сначала университет разрабатывал 3 направления (из 7), а с 1993 года – уже 5: «Развитие университетов как региональных центров образования, науки и культуры» (руководитель А. Н. Кудинов), «Развитие фундаментальных иссле­дований в университетах» (руководитель В. А. Друин), «Университеты как учебно-методические центры» (руководитель В. П. Гавриков), «Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образова­ния и науки» (руководитель Ю. Г. Пастушенков), «Университеты как состав­ная часть рыночной экономики и инновационной деятельности» (руководи­тель Е. А. Лурье).

     В программе «Конверсия научно-технического потенциала вузов» (современное название – «Конверсия и высокие технологии») Тверской университет принимает участие с момента её рождения (1993 год). Среди тем, порученных университету, можно назвать такие, как «Биологические методы и средства очистки техники от нефтепродуктов и других химических веществ», «Разработка и исследование чувствительных элементов (датчиков) для приборов телевидения и  ночного  видения», «Управление

[с. 114]

_____________________________________________________________________________

 

 

дыханием человека в экстремальных условиях (методы и аппаратура без­массовой пневмографии на компьютерной основе)».

     Расширение объёмов и проблематики научно-исследовательских работ в университете влекло за собой соответствующие структурные изменения.

     Расширилось такое структурное подразделение ТвГУ, как научное уч­реждение. До 1992 года оно состояло из 7 научно-исследовательских ла­бораторий (НИЛ): 4 межвузовских (магнитных сплавов; кристаллизации; физики сегнето- и пьезоэлектриков; общих методов химического анализа), 1 отраслевой (биохимических препаратов) и 2 чисто университетских (прикладной биотехнологии и биохимии; органической химии). В феврале 1992 года научное учреждение ТвГУ пополнилось НИЛ физико-математичес­ких методов управления качеством, а в декабре того же года в него вош­ла НИЛ музыкального краеведения, созданная на базе кафедры теории му­зыки и методики музыкального воспитания.

     Преобразования коснулись также информационно-вычислительного центра ТвГУ. В декабре 1992 года он стал включать 4 сектора: математи­ческого обеспечения учебного процесса и научных исследований на ЭВМ; обслуживания ПЭВМ; обслуживания ЭВМ ЕС; обеспечения работы центра.

     В 1992 году научно-методический центр по инновационной деятель­ности высшей школы при ТвГУ (ИнноЦентр) стал хозрасчётным предприятием и вошёл в состав инновационных структур Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. На ИнноЦентр (директор – Е. А. Лурье) были возложены функции базовой организации по разработке и созданию в системе высшей школы научно-технологических парков, инновационных биз­нес-центров и инкубаторов, развитию малого наукоёмкого бизнеса и сти­мулированию инновационной деятельности вузовской науки. При активном участии Тверского ИнноЦентра в октябре 1992 года в г. Ташкенте прошла III Международная научно-методическая конференция по научно-технологи­ческим паркам, на которую съехались руководители вузов России, Украи­ны, Казахстана и Средней Азии, а также зарубежные специалисты.

     В августе 1992 года на основе решения Госкомвуза при ТвГУ был создан областной центр новых информационных технологий в сфере науки и образования (ОЦ НИТ). Цель его создания заключалась в координации дея­тельности по разработке и внедрению систем учебно-методического обес­печения студентов и преподавателей ТвГУ, а также автоматизированных средств и новых информационных технологий в вузах, техникумах и школах Тверской области.

     В 1993 году при ОЦ НИТ (руководитель – Ф. И. Гиренко) возникли 4 подразделения:   лаборатория компьютерной графики и средств анимации,

[с. 115]

_____________________________________________________________________________

 

 

лаборатория технических и программных средств информатизации и марке­тинга, лаборатория средств автоматизации управления регионом и лабора­тория КАДРЫ (экономико-математических и программных средств анализа рынка труда специалистов с высшим и средним специальным образованием). Кроме того, на базе ОЦ НИТ и кафедры картографии и геоэкологии в ок­тябре 1993 года был сформирован Центр экологического образования, пе­реименованный затем в Межрегиональный экологический центр при ТвГУ.

     В 1996 году ОЦ НИТ был преобразован в Региональный центр информатиза­ции высшей школы. Сфера его деятельности расширилась: помимо Тверской области, в неё вошли Смоленская, Новгородская и Псковская.

     В августе 1992 года руководство университета приняло решение о создании научно-инновационного центра «Тверь – России» (директор – В. Н. Расторгуев), главной задачей которого была организация на базе ТвГУ научных исследований по основным направлениям Государственной программы социально-культурного развития Тверской области. Эта инициа­тива была подкреплена постановлением главы администрации г. Твери от 14 декабря 1992 года. В последующие годы центр «Тверь – России» координиро­вал и разрабатывал научные проекты, темы и заказы по проблемам эколо­гии, экономики и культуры Тверской области.

     Научно-исследовательская деятельность ТвГУ в первой половине 90-х годов всё больше ориентировалась на проблемы Тверского региона. … Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz