[с. 104]
_____________________________________________________________________________
раст – 48 лет, причём молодые преподаватели (до 30 лет) составляют 11,3%, преподаватели старше 65 лет – 7%.
В 1991/92 учебном году студенты Тверского университета обучались на 10 факультетах (историческом, математическом, педагогическом, прикладной математики и кибернетики, романо-германской филологии, физическом, филологическом, химико-биолого-географическом, экономическом и юридическом). В следующем году появился ещё один факультет – физической культуры. К 1996/97 учебному году в ТвГУ были также созданы три новых отделения: журналистики, психологии и социальной работы, социологии и управления.
Осенью 1991 года в ТвГУ насчитывалась 71 кафедра ( включая общеуниверситетские), а к лету 1996 года их стало 76. В число вновь образованных вошли кафедры: русского языка как иностранного, экологии, дошкольной педагогики и психологии, естественнонаучных дисциплин, социальной психологии, в процессе создания находятся ещё три кафедры: государственного управления, документационного обеспечения управления, журналистики и литературной критики.
В июле 1992 года был образован филиал кафедры теоретической кибернетики (с ноября 1993 года – кафедры исследования операций) в межотраслевом центре эргономических исследований и разработок в военной технике («Эргоцентре»). Создание филиала диктовалось расширением эргономических исследований в стране и ростом потребности в специалистах высшей квалификации по комплексной проблеме высокоэффективного взаимодействия человека и ЭВМ.
Усложнение организационной структуры университета было вызвано велением времени. В 1991/92 учебном году в Тверском университете началось обучение студентов по специальности «Журналистика» (на филологическом факультете), в следующем году на физическом факультете открылась специализация «Физика, программирование, английский язык», а на математическом факультете – специализация «Теоретические основы школьного курса математики и методика его преподавания».
Осенью 1993 года была открыта специализация «Математические методы и исследование операций в экономике» (на факультете прикладной математики и кибернетики). Кроме того, число новых специальностей пополнили «Психология» (в соответствии с заказами Госкомвуза, администрации Тверской области и областного комитета занятости населения ), а также «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (в соответствии с заявками от областной администрации и Волжской природоохранной прокуратуры). Последняя специальность с
[с. 105]
_____________________________________________________________________________
1994/95 учебного года называется «Геоэкология».
С сентября 1994 года в ТвГУ началась подготовка студентов по специальности «Социология»; на факультете прикладной математики и кибернетики открыта специализация «Применение ЭВМ в технологии создания телевизионных и радиовещательных программ" (по заявке из Управления телевидения и радиовещания РФ); на экономическом и юридическом факультетах вводятся модули интегрированной подготовки («Менеджмент со знанием иностранного языка», «Бухучёт и аудит с основами юриспруденции», «Юриспруденция со знанием иностранного языка»).
В 1995/96 учебном году к числу специальностей добавились: «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа», «Документоведение и документационное обеспечение управления». Кроме того, Учёный совет ТвГУ принял решение об открытии специальности «Финансы и кредит», а также учебного отделения для подготовки специалистов по экономической кибернетике. При кафедре исследования операций (факультет прикладной математики и кибернетики) создан филиал по направлению «Телевизионная и радиовещательная кибернетика».
Если осенью 1991 года обучение студентов в ТвГУ осуществлялось по 17 специальностям, то к осени 1996 года – по 21 специальности и 5 направлениям. При этом студенты получили право учиться одновременно по двум специальностям. Приобретающих второе высшее образование («слушателей") в 1995/96 учебном году среди студентов ТвГУ было 38 человек, из них 19 – на платной основе.
Студенты Тверского университета могли получить дополнительное образование и на факультете общественных профессий, который с 1995 года являлся составной частью учебного центра довузовского образования. Факультет включал в себя 5 отделений: театрально-режиссерское, школьной психологии, машинописи, журналистики, переводчиков. С 1995 г. в университете работает также лингвистический центр, благодаря которому не только студенты, но и все желающие могут углубить знание иностранного языка или овладеть вторым иностранным языком.
В августе 1993 года был создан социально-гуманитарный центр ТвГУ. Его задачей стала ориентация всего процесса обучения на усвоение будущими специалистами системы знаний о природе и человеке, истории и культуре, на развитие искусства межличностного общения (в том числе на иностранных языках), на выработку у студентов способностей к исследованию и решению социально-политических и технико-экономических проблем.
Усиление внимания к гуманитарным наукам проявилось и в организа-
[с. 106]
_____________________________________________________________________________
ции музея истории ТвГУ и музея археологии, куда с 1993/94 учебного года регулярно приходят на экскурсии студенты, слушатели факультетов повышения квалификации, а также иностранные стажёры и гости.
С 1993/94 учебного года начался переход университета на многоуровневую систему образования: на 5 факультетах студенты 1 курса дневного отделения – будущие физики, математики, специалисты по прикладной математике, историки, химики – стали обучаться по программам подготовки бакалавров (4 года обучения). Через год в ТвГУ наряду с другими наиболее передовыми вузами России уже была открыта магистратура (по направлениям «Прикладная математика и информатика», «Физика», «Химия», «Математика, прикладная математика», «История»). В ноябре 1994 года Учёный совет университета утвердил «Положение о магистерской подготовке (магистратуре) ТвГУ" и «Правила приёма в магистратуру ТвГУ».
В первой половине 90-х годов Тверской университет выпускал примерно 1400 специалистов ежегодно. Более половины из них составляли выпускники дневного отделения. Эффективность выпуска (процент получивших дипломы из числа поступивших некогда на 1 курс) в среднем равнялась 71%. Из 7002 специалистов, подготовленных университетом в 1991–1995 годах, 63% составляли учителя, 19% – экономисты, 11,3% – юристы и 6,7% – специалисты по прикладной математике.
К сожалению, после 1990 года возникли серьёзные проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Например, в 1991 году из тех, кто получил дипломы по специальностям «Физика» и «Химия», направления на работу получили только 50%, из выпускников юридического факультета – 35%, специалисты в области прикладной математики оказались трудоустроенными на 26%, а закончившие ТвГУ по специальности «Экономика и социология труда» – лишь на 18%.
Появились трудности с распределением даже тех выпускников, чья специальность являлась дефицитной. Сложная ситуация возникла с учительскими кадрами: до 90-х годов в Тверской области ежегодно не хватало 700–800 учителей, однако затем органы народного образования стали брать на места, предназначенные для окончивших вузы, учителей со средним образованием. В итоге на конец 1995 года из 7,5 тыс. специалистов, работавших в дошкольных заведениях Тверской области, только 1,5 тыс. закончили вузы, причём лишь около 500 человек имели специальное высшее образование. Среди учителей начальных классов у 2,5 тыс. человек вообще не было диплома с высшем образовании, при этом в сельской местности в начальных классах работали около 70 человек со средним образованием.
В этих условиях огромное значение приобрела деятельность факуль-
[с. 107]
_____________________________________________________________________________
тетов для повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающих дополнительное (послевузовское) образование.
Факультет повышения квалификации учительских кадров, организаторов народного образования (декан – Г. Ю. Ксензова) до 1992 года обучал школьных администраторов, но в 1992/93 учебном году, в соответствии с предложением областного управления народного образования, перешёл на переподготовку школьных учителей, преподавателей техникумов и ПТУ. На факультете за 4 года обучилось 748 человек, причем в 1992/93 году выпуск составил 130 человек (по 5 учебным программам), а 1995/96 году – 260 человек (по 13 учебным программам). На факультете разрабатываются и внедряются программы ООН и ЮНЕСКО «Образование во имя мира», а также реализуется программа «Региональная школа». В 1994 году факультет провёл международную конференцию «Духовные ценности и образование».
В ТвГУ успешно работал факультет повышения квалификации преподавателей вузов (декан – И. Д. Лельчицкий), на котором с 1993 года открыто направление «Новые технологии образования в вузе». С этого же времени на факультете в качестве хозрасчётного структурного подразделения существует кафедра иностранных языков для дипломированных специалистов. В 1991–1995 годах на факультете прошли переподготовку 509 человек (выпуск 1991 года – 69 человек, выпуск 1995 года – 130 человек). Из них свою педагогическую квалификацию по новому направлению повысили 89 преподавателей.
В октябре 1991 года при ТвГУ на условиях самофинансирования был создан специальный факультет по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки, техники и технологии (декан – А. Ф. Шикун). Вначале на нём велось обучение по трём направлениям: «Практическая психология», «Социальная работа» и «Экономика» (специальность «Управление производством»). Затем в 1993 году на спецфакультете открыли три отделения: психолого-социологическое, экологическое и экономико-правовое. В первые годы спецфакультет предоставлял возможность получить второе высшее образование по пяти специальностям: «Психология», «Социальная работа», «Экология», «Менеджмент», «Юриспруденция». В 1995/96 учебном году открылась ещё одна специальность – «Бухгалтерский учёт и аудит». В 1994/95 учебном году здесь учились 450 человек, а приём на спецфакультет составил 180 человек. В 1995/96 учебном году специальный факультет при ТвГУ закончили более 200 человек.
С конца 80-х годов Тверской университет стремится стать образовательным центром международного уровня. В 1989 году он принял на учёбу
[с. 108]
_____________________________________________________________________________
студентов из США, Великобритании, Болгарии, Югославии, Афганистана, Вьетнама. В 1991 году университет стал партнёром Консорциума американских колледжей, приняв очередную партию студентов из США. В ТвГУ в первой половине 90-х годов учились стажёры из Китая, Финляндии, Германии, Англии. Преподаватели университета обменивались опытом с коллегами в Польше, Югославии, Израиле, Японии. Университет заключил договоры о сотрудничестве с университетами г. Оснабрюка и Касселя (Германия), Бергамо (Италия), Анже, Пуатье и Безансона (Франция), Кила (Великобритания), университетом Сунг-Хва (Южная Корея), а также с университетами США: Восточно-Вашингтонским. Миссурийским и г. Буффало (штат Нью-Йорк). Деловые и творческие отношения связывают ТвГУ с университетами Феррары (Италия), Амстердама (Нидерланды) и Висконсинским (г. Мэдисон, США).
В соответствии с заключёнными международными договорами происходят регулярные обмены студентами, преподавателями и стажёрами, организуются совместные проекты. В 1994 году Тверской университет стал участником программ «Партнёрство Восток – Запад» (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, Ю. Г. Пастушенков) и «Партнёрство институтов германистики» (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, В. Д. Нефёдов), которые финансируются Службой академических обменов Германии. Благодаря этому университет получил партию компьютеров, оргтехники, учебной и научной литературы, видеоаппаратуры и видеокассет с учебными программами. Ряд преподавателей ТвГУ приняли участие в конференции по экологии (г. Оснабрюк) и прошли обучение в Международной школе экологов (г. Мюнстер).
С 1993 года Тверской университет является участником международной программы сотрудничества в сфере высшего образования «Темпус/Тацис», финансируемой Европейским сообществом. ТвГУ – единственный региональный университет России, имеющий в данной программе два проекта. Летом 1994 года руководство университета приняло решение о создании из внебюджетных источников централизованного фонда для поддержки международной деятельности в области науки и образования. Для координации международных связей местных вузов при ТвГУ в 1995 году был образован также межвузовский центр международного сотрудничества (директор - А. Ф. Гиренко).
ТвГУ как центр науки и культуры
В число главных задач ТвГУ, согласно его Уставу, входят организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в
[с. 109]
_____________________________________________________________________________
том числе по проблемам образования, а также накопление и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
Общий объём научно-исследовательских работ (НИР) в начале 90-х годов оставался стабильным, однако в последние два года начал снижаться. Если в 1994 году он составил 1,5 млрд рублей, то в 1995 году – около 1 млрд рублей. Снижение этого показателя в последний год объясняется резким уменьшением доли государственного финансирования, которая в общем объёме НИР составила только треть.
Неурядицы в экономике и сфере финансов объясняют и тот факт, что постепенно сокращалось число работ, опубликованных сотрудниками ТвГУ. Дело в том, что возможности для публикации научных трудов с каждым годом сужались: росли цены на бумагу и типографские услуги, кроме того, издательства если не полностью исключали, то всё больше ограничивали выпуск «невыгодной» научной литературы. И тем не менее в 1995 году сотрудники ТвГУ опубликовали свыше 500 работ, из них около 100 – в центральной печати, более 50 – за границей (в 1991 году было более 900 публикаций). Интересно, что число студенческих публикаций, наоборот, из года в год увеличивалось: если в 1991 году студенты опубликовали 51 работу, то в 1995 году – уже 80.
Свидетельством того, что у студентов 90-х годов сохранилась тяга к научному творчеству, стал тот факт, что по-прежнему действовали возникшие ранее межвузовская студенческая научно-исследовательская лаборатория математического обеспечения ЭВМ и студенческое конструкторское бюро на физическом факультете.
Наиболее одарённые студенты могли продолжить своё образование в аспирантуре ТвГУ. К сожалению, в начале 90-х годов эффективность работы аспирантуры (число защитивших диссертации к числу её выпускников) снизилась. Если в 1991 году по России она составляла в среднем 50%, то в ТвГУ лишь 29%. В 1992 году эти показатели равнялись соответственно 40% и 20%. Дело в том, что начался массовый отток аспирантов в сферы деятельности, не связанные с наукой. Главной причиной этого была невозможность прожить на аспирантскую стипендию, которая не превышала минимального размера заработной платы. Однако уже в 1994 году Тверской университет оказался на третьем месте среди вузов России по эффективности работы аспирантуры: в среднем по стране она равнялось 50%, а в ТвГУ – 65%. Университетский показатель за 1995 год (30%) тоже был выше общероссийского (20%). Улучшение данного показателя можно объяснить тем, что в аспирантуре остались самые целеустремлённые и преданные науке, а также ростом удельного веса аспирантов-заочников, т. е. людей,
[с. 110]
_____________________________________________________________________________
способных себя обеспечить. Свою роль сыграло и решение Совета университета о социальной поддержке аспирантов и докторантов.
Докторантура в Тверском университете открылась в 1994 году. Сначала в ней было две специальности: «Прикладная математика» и «Физика твёрдого тела», а в 1996 году добавились «Физика магнитных явлений» и «Физическая химия». Разумеется, преподаватели ТвГУ защищали свои диссертации и за пределами университета. Общее количество защит за последние годы выросло: 1991 год – 19 (из них 5 докторских диссертаций), 1994 год – 23 (2 докторские), 1995 год – 58 (8 докторских).
К 90-м годам в Тверском университете сложились известные в стране научно-педагогические школы по физике, математике, химии, биологии, филологическим наукам, истории.
Преподаватели и сотрудники физического факультета (декан - В. А. Друин) успешно работали над проблемами ядерной физики (А. М. Горбатов), физики твёрдого тела (В. М. Рудяк, А. А. Богомолов. Б. Б. Педько, Н. Н. Большакова), физики магнитных явлений (Н. П. Супонев, Д. Д. Мишин, Ю. Г. Пастушенков, А. Г. Пастушенков), кристаллографии и физики жидких кристаллов (Ю. М. Смирнов, В. М. Горохов, А. Ю. Ивлев).
Значительных результатов учёные ТвГУ добились в сфере математического анализа и теории функций (Л. В. Тайков, В. Г. Шеретов, А. А. Голубев), геометрии (А. М. Шелехов), математической физики (В. П. Цветков, Б. М. Барбашев, И. Ш. Могилевский, Г. С. Шаров), философии и истории математики. Развитие прикладной математики связано с достижениями преподавателей и сотрудников ТвГУ в области математического моделирования (А. Н. Кудинов, В. А. Колдунов), исследования операций (А. Н. Катулев, Ю. С. Хохлов), компьютерных наук (М. А. Тайцлин, В. А. Масюков, Е. А. Андреева).
Химическая школа в ТвГУ обязана своим авторитетом исследованиям в области неорганической и аналитической химии (И. П. Горелов), органической химии (Л. И. Ворончихина), физики и химии полимеров (П. М. Пахомов), физической химии (Л. М. Щербаков, В. М. Самсонов, Ю. Г. Папулов, В. М. Смоляков, П. Г. Халатур).
Широкую известность получили труды университетских ученых по зоологии (В. И. Зиновьев, Л. В. Викторов, В. А. Тихомирова), ботанике (А. В. Смирнов, А. С. Сорокин, С. М. Дементьева), физиологии человека и животных (В. И. Миняев, А. Я. Рыжов, Т. А. Шверина), биохимии и биотехнологии (Г. А. Грибанов, А. А. Панкрушина), геоэкологии (А. Г. Емельянов, А. П. Тищенко).
Успешное функционирование филологической школы в Тверском уни-
[с. 111]
_____________________________________________________________________________
верситете обусловлено активной исследовательской деятельностью как преподавателей филологического факультета (Р. Д. Кузнецова, Р. В. Туркина, Г. А. Пастушенков, В. Я. Кузнецов, Т. В. Гончарова, И. В. Карташова, А. В. Огнев, В. А. Юдин, В. А. Миловидов, Н. А. Корзина. Н. В. Семёнова), так и преподавателей факультета романо-германской филологии (А. А. Залевская, К. Э. Клюканов, Г. И. Богин, А. Д. Травкина. Е. В. Розен, В. В. Климов, Ю. Л. Левитов, В. Д. Нефёдов, Д. Я. Новикова, Е. С. Воскресенская).
Весомых результатов учёные ТвГУ достигли в изучении отечественной истории (В. В. Комин, Н. В. Ефременков, М. М. Червякова. В. А. Смирнов. И. Г. Серёгина, Н. С. Воскресенская, Ф. X. Арсланова), истории древнего мира и средних веков (И. П. Портнягина, А. В. Чернышов, В. А. Закс, И. Г. Воробьёва), новой и новейшей истории (Л. А. Медведев, Л. В. Кошелев, А. Н. Квакин, Н. А. Лучинина).
На юридическом факультете идёт активная работа над решением проблем конституционного права (В. Д. Ломовский), гражданского права (Н. В. Ченцов, Р. Е. Гукасян, Л. В. Туманова), административного права (М. Я. Масленников, В. А. Владимиров), трудового (Н. Т. Мелешенко) и экологического права (М. И. Васильева).
Развитие гуманитарных наук в ТвГУ связано также с разработкой таких направлений, как теория и история культуры (Б. Л. Губман, Е. П. Беренштейн), социальная философия (Н. А. Суровегина, А. Н. Гурьянова), педагогическая психология (А. Ф. Шикун, Х. И. Лейбович, Г. В. Телятников).
Большое внимание вопросам становления рыночной экономики уделяют преподаватели экономического факультета (декан – В. А. Петрищев). На факультете физической культуры (декан – А. Н. Отраднов) главной темой исследований является совершенствование процесса физического воспитания в вузе и подготовка спортсменов высокого класса. Научные интересы преподавателей педагогического факультета (декан – А. А. Бутузов) связаны прежде всего с разработкой новых концепций и методик начального образования, а также с изучением проблем детской психологии.
Примечательно, что представители смежных наук в ТвГУ тесно сотрудничают между собой. Примером может служить история возникновения научно-исследовательской лаборатории по комплексному изучению проблем романтизма. Базой для её создания ( 1994 г.) явились давние творческие связи преподавателей филологического и педагогического факультетов, отделения психологии, кафедры теории и истории культуры.
Закономерным следствием функционирования научных школ в ТвГУ стало открытие в нём новых специализированных советов по защите диссертаций. Если к 1 сентября 1991 года в ТвГУ было 4 совета (все – по защите
[с. 112]
_____________________________________________________________________________
кандидатских диссертаций), то летом 1996 года их было уже 8: 2 – по защите докторских диссертаций (прикладная математика; физическая химия) и 6 – по защите кандидатских диссертаций (инженерная психология и психология труда: русский язык; общее языкознание; русская литература; отечественная история; биохимия, физиология человека и животных).
Фундаментальные научные изыскания в 1991–1996 годах преподаватели и сотрудники ТвГУ проводили как самостоятельно, так и в сотрудничестве с коллективами других вузов, научных учреждений и организаций – российских и зарубежных.
Университет участвовал в выполнении общероссийской программы «Фундаментальные исследования» (заключив 6 договоров с головными организациями), разрабатывал 14 тем по единому заказу-наряду Министерства науки, высшей школы и технической политики. Кроме того, сотрудники Тверского университета проводили исследования благодаря грантам Госкомвуза, Российского фонда фундаментальных исследований, а с 1995 года – и Международного научного фонда Дж. Сороса.
Тверской университет в марте 1992 года на правах учредителей и коллективного члена вошел в «Фонд научных исследований и наукоёмких технологий высшей школы». С ноября 1993 года он является членом Евразийской ассоциации университетов. Преподаватели и сотрудники ТвГУ также принимают участие в деятельности Союза учёных Верхневолжья.
ТвГУ активно сотрудничает с местными вузами – техническим университетом, медицинской академией, сельскохозяйственной академией, военной академией ПВО им. Г. К. Жукова, а также с центральными научными учреждениями: Объединённым институтом ядерных исследований. Физическим институтом РАН, Институтом славяноведения и балканистики РАН, Институтом российской истории РАН, Институтом мировой литературы РАН и др. Постоянно укрепляются и расширяются связи ТвГУ с другими вузами России, как столичными, так и провинциальными (Санкт-Петербурга, Иваново, Ярославля, Тамбова, Ростова-на-Дону. Нижнего Новгорода, Перми, Екатеринбурга и др.).
В первой половине 90-х годов преподаватели и сотрудники Тверского университета участвовали в международных конференциях и симпозиумах по кибернетике, физике, математике, химии, физиологии, культурологии, филологическим наукам, истории, экологии. Некоторые из этих научных мероприятий проходили в Твери, на базе ТвГУ. Например, под эгидой университета в июле 1992 года прошёл Международный симпозиум по логическим основаниям компьютерных наук.
В условиях становления рыночной экономики всё большую роль для
[с. 113]
_____________________________________________________________________________
ТвГУ начала играть научно-исследовательская деятельность прикладного характера, ядро которой составляла разработка хоздоговорных тем. Поначалу (в 1990–1992 годах) имел место спад объёма хоздоговорных работ. Дело в том, что с 70-х годов многие прикладные НИР в университете велись по заказам предприятий ВПК, но в начале 90-х годов финансирование оборонной промышленности и соответственной тематики сошло на нет. Однако уже к 1994 году положение удалось выправить: в 1993 году впервые за несколько лет объём хоздоговорных работ составил 50. 8% от общего объёма НИР.
Тверской университет на правах головной организации принимал участие в трёх государственных научно-технических программах. В 1991 году он возглавил программу «Технологии, машины и производство будущего» по направлению «Мелкосерийная и малотоннажная наукоёмкая продукция». В 1994 году ТвГУ вошёл в программу «Технопарки» и на следующий год стал уже головной организацией. Наконец, в 1995 году Тверской университет возглавил вузы, только что объединённые программой «Сырьевые ресурсы». Помимо этого. Тверской государственный университет являлся участником ещё четырёх общероссийских научных проектов.
В 1991 году сотрудники университета внесли свою лепту в реализацию программ «Народы России: возрождение и развитие» (8 тем) и «Автоматизированные системы медико-биологического назначения» (1 тема).
Как только приказом Госкомвуза в марте 1992 года была сформирована программа «Университеты России», ТвГУ сразу же вошёл в неё. Сначала университет разрабатывал 3 направления (из 7), а с 1993 года – уже 5: «Развитие университетов как региональных центров образования, науки и культуры» (руководитель А. Н. Кудинов), «Развитие фундаментальных исследований в университетах» (руководитель В. А. Друин), «Университеты как учебно-методические центры» (руководитель В. П. Гавриков), «Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки» (руководитель Ю. Г. Пастушенков), «Университеты как составная часть рыночной экономики и инновационной деятельности» (руководитель Е. А. Лурье).
В программе «Конверсия научно-технического потенциала вузов» (современное название – «Конверсия и высокие технологии») Тверской университет принимает участие с момента её рождения (1993 год). Среди тем, порученных университету, можно назвать такие, как «Биологические методы и средства очистки техники от нефтепродуктов и других химических веществ», «Разработка и исследование чувствительных элементов (датчиков) для приборов телевидения и ночного видения», «Управление
[с. 114]
_____________________________________________________________________________
дыханием человека в экстремальных условиях (методы и аппаратура безмассовой пневмографии на компьютерной основе)».
Расширение объёмов и проблематики научно-исследовательских работ в университете влекло за собой соответствующие структурные изменения.
Расширилось такое структурное подразделение ТвГУ, как научное учреждение. До 1992 года оно состояло из 7 научно-исследовательских лабораторий (НИЛ): 4 межвузовских (магнитных сплавов; кристаллизации; физики сегнето- и пьезоэлектриков; общих методов химического анализа), 1 отраслевой (биохимических препаратов) и 2 чисто университетских (прикладной биотехнологии и биохимии; органической химии). В феврале 1992 года научное учреждение ТвГУ пополнилось НИЛ физико-математических методов управления качеством, а в декабре того же года в него вошла НИЛ музыкального краеведения, созданная на базе кафедры теории музыки и методики музыкального воспитания.
Преобразования коснулись также информационно-вычислительного центра ТвГУ. В декабре 1992 года он стал включать 4 сектора: математического обеспечения учебного процесса и научных исследований на ЭВМ; обслуживания ПЭВМ; обслуживания ЭВМ ЕС; обеспечения работы центра.
В 1992 году научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы при ТвГУ (ИнноЦентр) стал хозрасчётным предприятием и вошёл в состав инновационных структур Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. На ИнноЦентр (директор – Е. А. Лурье) были возложены функции базовой организации по разработке и созданию в системе высшей школы научно-технологических парков, инновационных бизнес-центров и инкубаторов, развитию малого наукоёмкого бизнеса и стимулированию инновационной деятельности вузовской науки. При активном участии Тверского ИнноЦентра в октябре 1992 года в г. Ташкенте прошла III Международная научно-методическая конференция по научно-технологическим паркам, на которую съехались руководители вузов России, Украины, Казахстана и Средней Азии, а также зарубежные специалисты.
В августе 1992 года на основе решения Госкомвуза при ТвГУ был создан областной центр новых информационных технологий в сфере науки и образования (ОЦ НИТ). Цель его создания заключалась в координации деятельности по разработке и внедрению систем учебно-методического обеспечения студентов и преподавателей ТвГУ, а также автоматизированных средств и новых информационных технологий в вузах, техникумах и школах Тверской области.
В 1993 году при ОЦ НИТ (руководитель – Ф. И. Гиренко) возникли 4 подразделения: лаборатория компьютерной графики и средств анимации,
[с. 115]
_____________________________________________________________________________
лаборатория технических и программных средств информатизации и маркетинга, лаборатория средств автоматизации управления регионом и лаборатория КАДРЫ (экономико-математических и программных средств анализа рынка труда специалистов с высшим и средним специальным образованием). Кроме того, на базе ОЦ НИТ и кафедры картографии и геоэкологии в октябре 1993 года был сформирован Центр экологического образования, переименованный затем в Межрегиональный экологический центр при ТвГУ.
В 1996 году ОЦ НИТ был преобразован в Региональный центр информатизации высшей школы. Сфера его деятельности расширилась: помимо Тверской области, в неё вошли Смоленская, Новгородская и Псковская.
В августе 1992 года руководство университета приняло решение о создании научно-инновационного центра «Тверь – России» (директор – В. Н. Расторгуев), главной задачей которого была организация на базе ТвГУ научных исследований по основным направлениям Государственной программы социально-культурного развития Тверской области. Эта инициатива была подкреплена постановлением главы администрации г. Твери от 14 декабря 1992 года. В последующие годы центр «Тверь – России» координировал и разрабатывал научные проекты, темы и заказы по проблемам экологии, экономики и культуры Тверской области.
Научно-исследовательская деятельность ТвГУ в первой половине 90-х годов всё больше ориентировалась на проблемы Тверского региона. … Продолжение »