[О. Г. УСЕНКО]
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1991–1996 ГОДАХ
Первая половина 90-х годов оказалась переломным этапом как для страны в целом, так и для Тверского университета.
20 июля 1991 года был издан указ Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР". Деполитизация касалась и высших учебных заведений. С начала августа 1991 года деятельность организационных структур политических партий и массовых общественных движений внутри ТвГУ уже не допускалась. Преподаватели, сотрудники и студенты могли участвовать в общественно-политической деятельности лишь в нерабочее время и за пределами университетского комплекса.
Освобождение общества из-под гнёта государственно-бюрократических структур и единственно допустимой идеологии, становление подлинного плюрализма в политике и культуре явились предпосылками формирования нового интеллектуального и морального климата в стране. Учёные и преподаватели вузов обрели свободу научного и педагогического творчества, получили возможность беспрепятственно сотрудничать и обмениваться опытом с коллегами за границей. Расширилась автономия российских вузов (в планировании и построении образовательного процесса, в сфере хозяйственной и финансовой деятельности), а также началась их интеграция в общемировую систему образования. Перед Тверским университетом открылись новые перспективы, однако воспользоваться ими оказалось непросто: виной тому была ситуация в российской экономике.
После того как в декабре 1991 года распался СССР, в России началось активное строительство рыночного общества. Ускорился процесс расгосударствления экономики и становления смешанной её модели, начал набирать силу механизм спроса и предложения, способствующий превращению конкуренции в двигатель прогресса. Однако оборотной стороной этого процесса оказалось углубление экономического кризиса. Наряду с увеличением темпов инфляции (через год после начала реформ она составляла 20% в месяц) происходило падение промышленного производства, которое уже за 1992–1993 годы сократилось на 40%. За этот же срок объём инвестиций в экономику уменьшился более чем вдвое. Переход к рынку поставил в тяжёлое положение также российскую культуру и науку. Средняя заработная плата по всем отраслям составляла в январе 1993 года 15,3 тыс. рублей, но в сфере образования – 12,5 тыс. рублей, а у работников культуры и
[с. 82]
________________________________________________________________________
искусства – 10,5 тыс. рублей. Спустя год средняя заработная плата по стране равнялась 134,2 тыс. рублей, однако в сфере образования – 113,6 тыс. рублей, в сфере искусства и культуры – 101,1 тыс. рублей.
Резкое ухудшение материального положения лиц, занятых творческим трудом, падение престижа интеллектуальной деятельности, закрытие ряда НИИ, лабораторий и опытно-конструкторских предприятий породили такое явление, как «утечка мозгов». Работники науки, культуры, образования уезжали за границу или переходили к торгово-предпринимательской деятельности. Лишь за один 1992 год в коммерцию ушли 90000 учёных, а численность научно-педагогических кадров в стране уменьшилась на 27%.
На положении российских вузов сильнее всего сказался кризис финансирования. Средства, необходимые для нормального функционирования системы высшего образования, поступали из федерального бюджета нерегулярно, к тому же их объём постоянно сокращался. На нужды вузов в 1994 году было выделено 2,7% расходной части бюджета, в 1995 году – 2,2%, на 1996 год было запланировано уже 2%. В 1993–1994 годах российские вузы получили из федерального бюджета лишь 70% запланированных средств, а в 1995 году и того меньше – только 50%.
Перед Тверским университетом, как и другими государственными вузами России, встала необходимость самосохранения. Главной задачей отныне было обеспечение нормальной жизнедеятельности университета и поддержание его высокого интеллектуального потенциала. Для этого было необходимо приступить к реформированию всех сфер университетской жизни: процесса обучения, научной работы, хозяйственной и управленческой деятельности, социальной инфраструктуры.
Руководство ТвГУ сумело провести необходимые преобразования, сохранив тем самым университет как мощный образовательный, научный и культурный центр. Более того, по ряду направлений Тверской государственный университет усилил свои позиции, сумел добиться значительных успехов не только в сохранении, но и в преумножении того, что было достигнуто за первые 20 лет его существования. Не случайно в 1993 году ТвГУ попал в список 80 университетов мира, имеющих по совокупности показателей наиболее высокий рейтинг. Причём в это время, по данным газеты «Поиск», он стоял на 28 месте среди университетов России.
Социально-экономическое и материально-техническое развитие университета в 1991–1996 годах
На положении российских вузов более всего сказался кризис финан-
[с. 83]
________________________________________________________________________
сирования. Долги государства Тверскому университету постоянно росли: в 1994 году они составляли примерно 800 млн рублей, в 1995 году – 3,5 млрд рублей, а в начале 1996 года перевалили за 5 млрд рублей (из них 2 млрд рублей – долги по заработной плате).
Рост цен и тарифов на работы и услуги приводил к тому, что среди должников оказывались и вузы. В середине 1995 года совокупная задолженность тверских вузов лишь за коммунальные услуги превысила 4 млрд рублей, из которых на долю ТвГУ приходилось 1,2 млрд руб. Постоянно росли и строительные расценки, что в условиях недостаточного финансирования из федерального бюджета вело к ещё большему увеличению задолженности вузов, стремившихся расширить свою материальную базу и решить жилищную проблему. В подобной ситуации оказался и Тверской университет: его задолженность по капитальному строительству в 1995 году составляла около 2 млрд рублей.
Но хотя масштаб строительных работ, которые вёл ТвГУ в начале 90-х годов, и сократился, тем не менее университетский комплекс продолжал расширяться и укрепляться.
Летом 1991 года ввиду аварийного состояния были закрыты два учебных корпуса педагогического факультета в пос. Мигалово. Временно студенты и преподаватели факультета были размещены в корпусе экономического факультета и в арендованных помещениях СПТУ № 39. Но уже к началу нового 1992/93 учебного года одно из аварийных зданий было отремонтировано (там разместился факультет физической культуры), а кроме того, в пос. Соминка был введён в строй новый корпус, куда и переехал педагогический факультет. Одновременно развернулось строительство спортивного модуля и общежития квартирного типа в пос. Соминка, началась реконструкция учебно-научной базы в дер. Ферязкино и общежития корпуса «А». Лишь в 1994-1995 годах объём освоенных капиталовложений составил более 4 млрд рублей, и это при том, что затраты университета в сфере капитального строительства только на треть покрывались из федерального бюджета. Правда, посильную помощь университету оказывали областная и городская администрации: за указанный период ТвГУ получил из местного бюджета более 300 млн рублей. К лету 1996 года был в основном завершен монтаж спортивного модуля, на 2/3 реконструировано общежитие корпуса «А» и началось техническое оборудование здания второго общежития (в пос. Соминка).
В какой-то мере компенсировать замедление темпов капитального строительства помогала аренда. Большую роль в укреплении материально-технической базы университета сыграло постановление Тверского облисполкома от
[с. 84]
________________________________________________________________________
8 октября 1991 года о передаче в аренду ТвГУ здания бывшего Дома политпросвещения (ул. Володарского, 44а ) под научную библиотеку. Помимо этого здания университету приходилось арендовать помещения и для учебных занятий студентов и под общежития, с каждым годом это требовало всё больших затрат, поскольку владельцы помещений, стремясь угнаться за инфляцией, постоянно повышали арендную плату. Не случайно поэтому в 1991–1996 годах доля арендованной площади в структуре университетского комплекса сократилась с 20% до 14%.
Если осенью 1986 года общая площадь ТвГУ составляла 46,8 тыс. кв. м, то к началу 1996 года – более 80 тыс. кв. м, т. е. выросла в 1,7 раза (с 1991 по 1996 год – в 1,3 раза).
Столь же быстрыми темпами росла и учебно-лабораторная площадь университета: в 1986 году она равнялась 24,5 тыс. кв. м, а в 1995 году – 43,5 тыс. кв. м. В расчёте на одного студента дневного отделения учебно-лабораторная площадь распределялась таким образом: в 1986/87 уч. году – 6 кв. м (при норме 17 кв. м), в 1991/92 – 8,2 кв. м, а в 1995/96 – 8,8 кв. м.
За первую половину 90-х годов удалось улучшить и обеспеченность студентов общежитием: в 1996 году университет смог предоставить жилую площадь 70% нуждающихся студентов.
Однако это объясняется не только ростом жилой площади университетских общежитий, но и сокращением числа иногородних студентов среди обучающихся на дневном отделении. К 1996 году уже всех нуждающихся можно было расселить в общежитиях, однако необходимо было соблюсти санитарные нормы при расчёте жилой площади на одного проживающего.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 января 1992 года «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодёжи», плату за проживание в общежитиях университет брал в размере 3% от стипендии. Но поскольку сама стипендия была ниже, чем минимальная заработная плата, иногородние студенты были вынуждены подрабатывать или постоянно обращаться к помощи родных. Часть обучающихся в ТвГУ проживала в общежитиях других учебных заведений. В этом случае арендная плата определялась лишь запросами местной администрации и, как правило, в 4–8 раз превышала плату за проживание в университетских общежитиях. Но тяжелее всего приходилось тем студентам, которые снимали квартиры: без дополнительных заработков им было просто не обойтись. Руководство ТвГУ делало всё возможное, чтобы стипендиальные выплаты проводились не только в срок, но и в размерах, соответствующих последним постановлениям Правительства РФ о минимальной оплате труда.
[с. 85]
________________________________________________________________________
В январе 1991 года при студенческом профкоме ТвГУ был создан фонд социальной помощи студентам. В июне 1995 года Учёный совет ТвГУ принял решение об организации центра по социальным вопросам студенчества, в структуру которого вошли студгородок, столовые и службы организации молодёжного досуга. Кроме того, в декабре 1995 года было утверждено Положение о фонде социальной защиты студентов и аспирантов.
Преподаватели и сотрудники университета в первой половине 90-х годов тоже нуждались в социальной защите, поэтому руководство и профком ТвГУ изыскивали средства для оплаты преподавательского труда, обеспечивали сотрудникам университета продажу продуктов питания по ценам ниже рыночных, оказывали необходимую материальную помощь, в том числе пенсионерам, многодетным и неполным семьям. Преподаватели получили возможность совмещать работу в университете с работой в других организациях. В декабре 1992 года было принято решение о создании фонда социальной защиты сотрудников ТвГУ, а в сентябре 1993 года был образован фонд материальной помощи сотрудникам университета.
Для решения жилищной проблемы сотрудников ТвГУ в 1993 году было начато строительство университетского дома (на 96 квартир). Одновременно университет принял участие в строительстве межвузовского дома (на 90 квартир). Эти начинания опирались на финансовую поддержку Госкомвуза и администрации Тверской области. Однако в 1995 году эта поддержка прекратилась, и жилищное строительство пришлось приостановить. Тем не менее руководство ТвГУ в 1996 году сумело заключить договор с подрядной организацией на строительство университетского дома. Кроме того, в августе 1994 года университет получил разрешение предоставлять преподавателям и сотрудникам жилую площадь в студенческих общежитиях. Благодаря этому число работников университета, нуждающихся в жилье, сократилось на треть. И всё-таки жилищная проблема остается очень острой: около 100 сотрудников ТвГУ по-прежнему ждут её решения.
Несмотря на большие трудности, в университете продолжали функционировать автопарк, лыжная база в с. Чуприяновка и ботанический сад площадью 2,4 га. В мае 1993 года началось создание филиала ботанического сада в пос. Соминка; под него университету отвели 36 га земли. Наконец, в 1995 году ТвГУ взял в аренду на 10 лет и начал приводить в порядок лесопитомник возле с. Чуприяновка, созданный ещё в 1947 году, но впоследствии заброшенный.
Постоянно совершенствуется работа университетской библиотеки. В 1992 году, после того как основной книжный фонд был размещён в бывшем Доме политпросвещения, появились её филиалы на юридическом, экономи-
[с. 86]
________________________________________________________________________
ческом и педагогическом факультетах, а затем (в 1994 г.) и в корпусе естественно-математических факультетов. В первой половине 90-х годов при стабильном количестве читателей (10–11 тыс. человек) книжные фонды активно пополнялись. В 1991 году Научная библиотека ТвГУ хранила 805 тыс. книг, а на 1 января 1996 года её фонд насчитывал уже 874 тыс. книг. Кроме того, в университетской библиотеке хранятся более 300 микрофильмов и около 700 комплектов периодических изданий.
Около 100 тыс. экземпляров библиотечного фонда – это редкие и дореволюционные издания. Самая ценная литература (свыше 25 тыс. томов) собрана в отделе редких книг, созданном в 1990 году. Здесь представлены издания начиная с XVI века: Библия на французском языке (Женева, 1588), московские, киевские, черниговские и львовские издания XVII века («Грамматика» М. Смотрицкого, «Соборное уложение» 1649 года, сочинения С. Полоцкого, «Синопсис» и др.), раритеты периодической печати XVIII–XIX веков, коллекции географических атласов и миниатюрных изданий и т. д. На многих книгах сохранились автографы известных лиц: тверского историка Д. Карманова. поэта-декабриста Ф. Глинки, писателя И. Лажечникова, мыслителя и революционера М. Бакунина.
Пополнению фондов Научной библиотеки ТвГУ во многом способствует то, что университет располагает собственной полиграфической и издательской базой. В 1991–1996 годах редакционно-издательский отдел ТвГУ (начальник – С. А. Сусова) выпускал ежегодно различных изданий в среднем в объёме 1,5 тыс. печатных листов. Причём в декабре 1991 года отдел получил права издательства, закреплённые соответствующей лицензией.
ТвГУ выпускал и многотиражную газету – «Вестник Тверского университета". С октября 1994 года студенты вуза начали получать ещё одну газету – «Альма матер», которая в 1996 году стала уже единственным органом периодической печати (издание «Вестника» прекратилось).
Важнейшим показателем развития материально-технической базы университета явилась его информатизация. Благодаря внедрению в научно-образовательный процесс информационных технологий и вычислительной техники повышалось качество подготовки специалистов и обеспечивалась интеграция университета в общероссийскую и мировую системы образования и науки.
Если в 1991/92 учебном году в университете было 3 компьютерных класса, то в сентябре 1995 года на территории ТвГУ располагались 13 компьютерных классов (из них 4 были объединены в локальную сеть). Число персональных ЭВМ к сентябрю 1995 года достигло 300, причём половина их сосредоточилась в компьютерных классах.
[с. 87]
________________________________________________________________________
С 1993 года Тверской университет является участником программы по разработке и внедрению компьютерных технологий, в рамках которой он сотрудничает с Объединённым университетом г. Касселя (Германия). Партнеры разработали совместный проект «Информационные технологии для предприятий и администраций» (ИТЕА). Реализация этого проекта началась в ноябре 1993 года, когда на базе ТвГУ был проведён семинар повышения квалификации для хозяйственников и администраторов Тверской области.
В ноябре 1993 г. возник общеуниверситетский узел связи, который обеспечивает получение и отправку сообщений по электронной почте, факсимильной и телексной связи. В этом же году были созданы три специализированные лаборатории: компьютерной графики и средств анимации; технических и программных средств информатизации и маркетинга; средств автоматизации управления регионом.
Процесс информатизации охватил и университетскую библиотеку. В 1991 году она получила первые компьютеры, необходимые для автоматизации библиотечных процессов. С февраля 1992 года начал создаваться «электронный каталог» на вновь поступающую литературу, на основе которого с апреля 1993 года издаётся ежемесячный «Бюллетень новых поступлений". В 1995 году начато создание локальной библиотечной сети, которая в скором времени обеспечит пользование «электронным каталогом» в режиме свободного доступа (в зале каталогов) и вхождение в глобальную компьютерную сеть «Интернет».
1995 год оказался важной вехой в процессе информатизации ТвГУ ещё и потому, что университет стал участником проводимой под эгидой ЮНЕСКО программы «Юником». Цель её – создание компьютерной сети, объединяющей зарубежные университеты и наиболее передовые российские вузы (примерно 30). В этом же году при ТвГУ возникли межвузовский центр международного сотрудничества и технологический контактный центр, оснащённые по последнему слову техники. Кроме того, с начала 1995/96 учебного года в ТвГУ функционирует региональный узел сети «Интернет», монтируется университетская телестудия (на основе передвижной телестудии «Магнолия–80». полученной в дар от Государственной телерадиокомпании).
В 1996 году закончился начальный этап информатизации ТвГУ: завершился процесс первичного накопления программно-технологических и технических средств, а также опыта их применения в учебном и научном процессах, были созданы предпосылки для перехода на качественно новый уровень освоения современных средств информатизации.
Решению новых задач способствует участие университета в международных программах «Партнерство Восток – Запад» (совместно с университе-
[с. 88]
________________________________________________________________________
[иллюстрации]
[с. 89–99]
________________________________________________________________________
том г. Оснабрюка) и «Темпус/Тацис» (совместно с университетами г. Оснабрюка, Германия и г. Кила, Великобритания). ТвГУ в числе 30 российских вузов получил финансовую поддержку и от Международного научного фонда Дж. Сороса. Эта поддержка предусматривает выделение 100 млн долларов на совершенствование компьютерного оснащения вузов.
Укрепление материально-технической базы университета и выполнение социальных программ в условиях спада государственного финансирования было возможным потому, что руководство ТвГУ активно занималось поиском и расширением внебюджетных источников финансирования. Уже в 1991 году было ясно, что становление новых производственных отношений и формирование рынка научно-технической продукции предъявляют новые требования к вузовской науке, делают необходимым развитие самостоятельной научно-производственной и коммерческой деятельности ради укрепления экономической самостоятельности университета, материального стимулирования коллектива и сохранения ТвГУ в качестве крупного центра образования и науки.
Одним из внебюджетных источников финансирования стало оказание платных услуг студентам, населению, предприятиям и организациям.
В октябре 1991 года при ТвГУ качали действовать платные компьютерные кружки, в которых школьники обучались работе на ПЭВМ. Научная библиотека ТвГУ оказывала информационные услуги коммерческим предприятиям Твери.
Каждый год увеличивалось число студентов, обучающихся за плату: в 1995/96 учебном году их было 277 человек – 5,6% от общего числа студентов. Среди них были как выходцы из России и стран – бывших республик СССР, так и представители «дальнего зарубежья». Полученные таким образом денежные средства уже в 1993 году составили 10% от общего объёма финансирования ТвГУ из федерального бюджета.
В ноябре 1992 года управление международных связей ТвГУ получило право оказывать за плату дополнительные услуги по обслуживанию иностранных граждан и по оформлению выездных документов лицам, выезжающим за границу помимо межвузовских соглашений с международном сотрудничестве.
Важным источником пополнения университетской казны были отчисления от прибыли хозрасчётных подразделений ТвГУ – таких, как инженерный центр «Энергия» (директор – А. И. Корнеев), выполнявший от лица университета функции головной организации по программе «Мелкосерийная и малотоннажная наукоёмкая продукция», а также подготовительные курсы, факультет общественных профессий, специальный факультет по переподготовке
[с. 100]
_____________________________________________________________________________
кадров. Тверской областной центр новых информационных технологий в сфере образования и науки, курсы по оказанию дополнительных образовательных услуг, лингвистический центр.
Внебюджетное финансирование университета обеспечивалось также созданием коммерческих предприятий при ТвГУ. С ноября 1990 года на базе физического факультета действуют МП «Кристалл» (производство оптических изделий на основе монокристаллов) и МП «Магнит» (серийное производство постоянных магнитов, внедрение изделий и технологий с их использованием), а с декабря 1990 года – ещё и МП «Магнитех» («Магнитные системы и технологии»), занимающееся разработкой и внедрением новых магнитных материалов, технологий изготовления изделий на их основе, а также конструированием и изготовлением магнитных систем, приборов и устройств. В 1992 году учредили своё предприятие и студенты физического факультета – ТОО «Элис». Главное направление его деятельности – ремонт и наладка видео- и радиоаппаратуры.
В 1991 году начало действовать ТОО «Факультет экономики и предпринимательства". Его учредителями были ТвГУ, областной комитет по занятости населения, областной комитет по управлению имуществом и КБ «Тверь». На основе договора о совместной деятельности с университетом ФЭП обеспечивает переподготовку лиц с высшим образованием по специальностям «Менеджмент», «Бухгалтерский учёт и аудит». В 1992 году на факультете прикладной математики и кибернетики возникли ТОО «Инфомаг» и «Темп», деятельность которых направлена на создание и распространение новых информационных технологий, баз данных и программных продуктов, оказание услуг в сфере электронной и компьютерной рекламы.
В первой половине 90-х годов при ТвГУ продолжали работать центр научно-технических услуг «ФаВис», одним из учредителей которого было Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, а также созданная на базе педагогического факультета экспериментальная авторская начальная школа (соучредители – гороно и Фирма «АНТЭК–Тверь»). Наконец, в 1991–1993 годах университет был среди учредителей ТОО «Группа Тверь–Интерконтакт», которое проводило семинары и лекции в рамках международных программ молодёжного обмена, организовало обучение иностранным языкам (в том числе изучение русского языка иностранцами). разрабатывало туристические экскурсионные программы.
Если в 1992 году доля внебюджетных источников составила только 5% от общего объёма финансирования ТвГУ, то с 1993 года она не опускалась ниже 15%. За счёт внебюджетных источников лишь в 1994–95 годах универ-
[с. 101]
_____________________________________________________________________________
ситет получил около 3 млрд рублей (с учётом помощи от местной администрации).
ТвГУ как образовательный центр
Тверской государственный университет включает в себя структуры, обеспечивающие довузовское, высшее и дополнительное (послевузовское) образование.
Довузовское образование обеспечивают занятия на подготовительном отделении и различных курсах для абитуриентов, а также в специализированных классах ряда лицеев и школ Твери. Координацию в этой сфере деятельности с июня 1995 года осуществляет учебный центр довузовского образования при ТвГУ. В 1996 году в его составе была образована двухгодичная школа подготовки для поступления в ТвГУ.
На подготовительном отделении ТвГУ (заведующий – С. Г. Троицкий) в 1991–1995 годах было дневное (с отрывом от производства) и вечернее отделения. Первая форма обучения обеспечивала подготовку по 11 специальностям: история, биология, география, химия, математика, физика, русский язык и литература, лингвистика (английский, немецкий и французский языки), физическая культура и спорт. Вечернее обучение позволяло подготовиться к поступлению в ТвГУ на специальности: история, юриспруденция, менеджмент, бухгалтерский учёт, русский язык и литература, лингвистика (английский язык). В 1991–1995 годах эффективность работы подготовительного отделения (количество поступивших в университет из числа допущенных к итоговым экзаменам на ПО) составляла от 85% до 92%. В 1996 году на подготовительном отделении осталась лишь дневная форма обучения, зато количество специальностей увеличилось до 14 (добавились психология, педагогика и методика начального образования, социальная работа).
Благодаря своевременному реформированию процесса обучения и постоянному учёту социально-экономических реалий руководство и коллектив ТвГУ сумели добиться того, что университет сохранил свой авторитет, остался престижным центром образования. Несмотря на общее падение интереса к высшему образованию, характерное для первой половины 90-х годов, конкурс по заявлениям среди поступающих в Тверской университет почти не снизился: в 1986–1990 годах на дневном отделении он составлял в среднем 2,8 человека на место, в 1991–1995 годах – 2,5.
Этот факт вряд ли можно объяснять лишь тем, что с 1992 года происходило сокращение приёма в ТвГУ (за счёт вечернего и заочного отде-
[с. 102]
_____________________________________________________________________________
лений). Ведь одновременно происходило расширение дневного отделения – за счёт планового (благодаря новым специальностям) и сверхпланового приёма на компенсационной основе (университет получил право дополнительно набирать таким образом до 3% от числа студентов, зачисленных в соответствии с планом).
Привлечению абитуриентов способствует умелая рекламная политика и профориентационная работа. Ежегодно весной в городах Тверской области университет участвует в ярмарках учебных мест, где потенциальные абитуриенты могут получить интересующую их информацию, а преподаватели ТвГУ составить представление о будущем конкурсе на те или иные факультеты. Кроме того, изменилась и система вступительных экзаменов. Во-первых, с лета 1991 года на ряде факультетов проводились так называемые «репетиционные экзамены»: преподаватели ТвГУ принимали выпускные экзамены в специализированных классах некоторых школ Твери и области, и оценки, полученные выпускниками, засчитывались приёмной комиссией как оценки на вступительных экзаменах в университет (поступали подобным образом в среднем 20% абитуриентов). Во-вторых, с 1993 года выпускники педагогических училищ Твери, Торжка и Старицы зачислялись в университет (на профильные факультеты) по результатам собеседований, проводимых преподавателями ТвГУ.
С 1991 по 1996 год доля выходцев из Тверской области в общей численности студентов ТвГУ выросла с 80% до 90%. При этом жители Твери, как правило, составляли половину студенческого контингента. Тем не менее университет, в соответствии с заключёнными договорами, продолжал готовить специалистов и для соседних областей – Смоленской. Брянской, Псковской и др.
Высшее образование поступившие в ТвГУ получали на трех отделениях: дневного, вечернего и заочного обучения. Последняя форма обучения отсутствовала лишь на 3 факультетах из 11 (на физическом, прикладной математики и кибернетики, физической культуры).На вечернем отделении набор осуществляли два факультета – юридический и прикладной математики и кибернетики.
Количество обучающихся на дневном отделении с осени 1991 года по осень 1995 года выросло с 4611 до 4949. За это же время из-за сокращения числа студентов на вечернем и заочном отделениях общая численность студентов ТвГУ снизилась с 8454 до 8072 человек.
Сокращение набора студентов на отделение заочного обучения было вызвано, во-первых, ухудшением положения как университета, так и рядовых граждан – потенциальных студентов. Заочное обучение, подразумеваю-
[с. 103]
_____________________________________________________________________________
щее регулярные поездки для встреч с преподавателями и длительное проживание в Твери в период сессий, с каждым годом требовало от студентов всё больших затрат. Средства же из государственного бюджета выделялись лишь в расчёте на число студентов дневного отделения. Во-вторых, необходимо было следовать рекомендациям Госкомвуза об оптимальном соотношении числа заочников и обучающихся на дневном отделении (1:2). Это соотношение в ТвГУ было достигнуто к 1996/97 учебному году. К этому же времени было упразднено и отделение вечернего обучения.
В 1991–1996 годах средняя успеваемость на дневном отделении ТвГУ была весьма высока: качественная успеваемость (число студентов, получавших на экзаменах лишь «4» и «5») равнялась 50%, абсолютная же успеваемость (учеба без «двоек») – 95%.
Высокий уровень университетского образования подтвердила Государственная аттестация ТвГУ, прошедшая в мае 1992 года. В постановлении Государственной инспекции по аттестации учебных заведений от 2 июня 1992 года отмечалось: «Кадровый, научный потенциал вуза обеспечивает уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, соответствующий требованиям, предъявляемым к университетскому образованию. Об этом свидетельствуют итоги проведённых во время аттестации контрольных работ, результаты государственных экзаменов, анализ дипломных работ, а также отзывы органов народного образования, учреждений и предприятий. Совершенствование учебного процесса в университете основано на использовании новых технологий обучения (деловых игр, творческих дискуссий, тренингов, широкого применения современных технических средств), осваиваются игротехнические методики проведения занятий».
В первой половине 90-х годов преподавательский состав Тверского университета постоянно увеличивался (1991 г. – 689 человек, 1996 г. – 747 человек). Это было вызвано, во-первых, необходимостью дальнейшего развития и укрепления вуза, а во-вторых, приведением в норму количественного соотношения преподавателей и студентов. Нормативной пропорции 1:8 (один преподаватель на 8 студентов) университ… Продолжение »