аутентичный вариант:  15._TvGU_v_1991-96_gg._-_1996.pdf

[О. Г. УСЕНКО]

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1991–1996 ГОДАХ

 

     Первая половина 90-х годов оказалась переломным этапом как для страны в целом, так и для Тверского университета.

     20 июля 1991 года был издан указ Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и органи­зациях  РСФСР". Деполитизация касалась и высших учебных заведений. С начала августа 1991 года деятельность организационных структур полити­ческих партий и массовых общественных движений внутри ТвГУ уже не допускалась. Преподаватели, сотрудники и студенты могли участвовать в общественно-политической деятельности лишь в нерабочее время и за пре­делами университетского комплекса.

     Освобождение общества из-под гнёта государственно-бюрократических структур и единственно допустимой идеологии, становление подлинного плюрализма в политике и культуре явились предпосылками формирования нового интеллектуального и морального климата в стране. Учёные и препо­даватели вузов обрели свободу научного и педагогического творчества, получили возможность беспрепятственно сотрудничать и обмениваться опы­том с коллегами за границей. Расширилась автономия российских вузов (в планировании и построении образовательного процесса, в сфере хозяйс­твенной и финансовой деятельности), а также началась их интеграция в общемировую систему образования. Перед Тверским университетом откры­лись новые перспективы, однако воспользоваться ими оказалось непросто: виной тому была ситуация в российской экономике.

     После того как в декабре 1991 года распался СССР, в России нача­лось активное строительство рыночного общества. Ускорился процесс расгосударствления экономики и становления смешанной её модели, начал на­бирать силу механизм спроса и предложения, способствующий превращению конкуренции в двигатель прогресса. Однако оборотной стороной этого про­цесса оказалось углубление экономического кризиса. Наряду с увеличени­ем темпов инфляции (через год после начала реформ она составляла 20% в месяц) происходило падение промышленного производства, которое уже за 1992–1993 годы сократилось на 40%. За этот же срок объём инвестиций в экономику уменьшился более чем вдвое. Переход к рынку поставил в тяжё­лое положение также российскую культуру и науку. Средняя заработная плата по всем отраслям составляла в январе 1993 года 15,3 тыс. рублей, но в сфере образования – 12,5 тыс. рублей, а у работников культуры и

[с. 82]

________________________________________________________________________

 

 

искусства – 10,5 тыс. рублей. Спустя год средняя заработная плата по стране равнялась 134,2 тыс. рублей, однако в сфере образования – 113,6 тыс. рублей, в сфере искусства и культуры – 101,1 тыс. рублей.

     Резкое ухудшение материального положения лиц, занятых творческим трудом, падение престижа интеллектуальной деятельности, закрытие ряда НИИ, лабораторий и опытно-конструкторских предприятий породили такое явление, как «утечка мозгов». Работники науки, культуры, образования уезжали за границу или переходили к торгово-предпринимательской дея­тельности. Лишь за один 1992 год в коммерцию ушли 90000 учёных, а чис­ленность научно-педагогических кадров в стране уменьшилась на 27%.

     На положении российских вузов сильнее всего сказался кризис фи­нансирования. Средства, необходимые для нормального функционирования системы высшего образования, поступали из федерального бюджета нерегу­лярно, к тому же их объём постоянно сокращался. На нужды вузов в 1994 году было выделено 2,7% расходной части бюджета, в 1995 году – 2,2%, на 1996 год было запланировано уже 2%. В 1993–1994 годах российские вузы получили из федерального бюджета лишь 70% запланированных средств, а в 1995 году и того меньше – только 50%.

     Перед Тверским университетом, как и другими государственными ву­зами России, встала необходимость самосохранения. Главной задачей от­ныне было обеспечение нормальной жизнедеятельности университета и под­держание его высокого интеллектуального потенциала. Для этого было не­обходимо приступить к реформированию всех сфер университетской жизни: процесса обучения, научной работы, хозяйственной и управленческой дея­тельности, социальной инфраструктуры.

     Руководство ТвГУ сумело провести необходимые преобразования, сох­ранив тем самым университет как мощный образовательный, научный и культурный центр. Более того, по ряду направлений Тверской государс­твенный университет усилил свои позиции, сумел добиться значительных успехов не только в сохранении, но и в преумножении того, что было достигнуто за первые 20 лет его существования. Не случайно в 1993 году ТвГУ попал в список 80 университетов мира, имеющих по совокупности по­казателей наиболее высокий рейтинг. Причём в это время, по данным га­зеты «Поиск», он стоял на 28 месте среди университетов России.

 

Социально-экономическое и материально-техническое развитие университета в 1991–1996 годах

 

     На положении  российских вузов более всего сказался кризис финан-

[с. 83]

________________________________________________________________________

 

 

­сирования. Долги государства Тверскому университету постоянно росли: в 1994 году они составляли примерно 800 млн рублей, в 1995 году – 3,5 млрд рублей, а в начале 1996 года перевалили за 5 млрд рублей (из них 2 млрд рублей – долги по заработной плате).

     Рост цен и тарифов на работы и услуги приводил к тому, что среди должников оказывались и вузы. В середине 1995 года совокупная задол­женность тверских вузов лишь за коммунальные услуги превысила 4 млрд рублей, из которых на долю ТвГУ приходилось 1,2 млрд руб. Постоянно росли и строительные расценки, что в условиях недостаточного финанси­рования из федерального бюджета вело к ещё большему увеличению задол­женности вузов, стремившихся расширить свою материальную базу и решить жилищную проблему. В подобной ситуации оказался и Тверской универси­тет: его задолженность по капитальному строительству в 1995 году сос­тавляла около 2 млрд  рублей.

     Но хотя масштаб строительных работ, которые вёл ТвГУ в начале 90-х годов, и сократился, тем не менее университетский комплекс продол­жал расширяться и укрепляться.

     Летом 1991 года ввиду аварийного состояния были закрыты два учеб­ных корпуса педагогического факультета в пос. Мигалово. Временно сту­денты и преподаватели факультета были размещены в корпусе экономичес­кого факультета и в арендованных помещениях СПТУ № 39. Но уже к началу нового 1992/93 учебного года одно из аварийных зданий было отремонти­ровано (там разместился факультет физической культуры), а кроме того, в пос. Соминка был введён в строй новый корпус, куда и переехал педаго­гический факультет. Одновременно развернулось строительство спортивно­го модуля и общежития квартирного типа в пос. Соминка, началась ре­конструкция учебно-научной базы в дер. Ферязкино и общежития корпуса «А». Лишь в 1994-1995 годах объём освоенных капиталовложений составил более 4 млрд рублей, и это при том, что затраты университета в сфере капитального строительства только на треть покрывались из федерального бюджета.  Правда, посильную помощь университету оказывали областная и городская администрации: за указанный период ТвГУ получил из местного бюджета более 300 млн рублей. К лету 1996 года был в основном завершен монтаж спортивного модуля, на 2/3 реконструировано общежитие корпуса «А» и началось техническое оборудование здания второго общежития (в пос. Соминка).

     В какой-то мере компенсировать замедление темпов капитального строительства помогала аренда. Большую роль в укреплении материаль­но-технической  базы университета сыграло постановление Тверского облис­полкома от

[с. 84]

________________________________________________________________________

 

 

8 октября 1991 года о передаче в аренду ТвГУ здания бывшего Дома политпросвещения (ул. Володарского, 44а ) под научную библиоте­ку. Помимо этого здания университету приходилось арендовать помещения и для учебных занятий студентов и под общежития, с каждым годом это требовало всё больших затрат, поскольку владельцы помещений, стремясь угнаться за инфляцией, постоянно повышали арендную плату. Не случайно поэтому в 1991–1996 годах доля арендованной площади в структуре уни­верситетского комплекса сократилась с 20% до 14%.

     Если осенью 1986 года общая площадь ТвГУ составляла 46,8 тыс. кв. м, то к началу 1996 года – более 80 тыс. кв. м, т. е. выросла в 1,7 раза (с 1991 по 1996 год – в 1,3 раза).

     Столь же быстрыми темпами росла и учебно-лабораторная площадь университета: в 1986 году она равнялась 24,5 тыс. кв. м, а в 1995 году – 43,5 тыс. кв. м. В расчёте на одного студента дневного отделения учеб­но-лабораторная площадь распределялась таким образом: в 1986/87 уч. го­ду – 6 кв. м (при норме 17 кв. м), в 1991/92 – 8,2 кв. м, а в 1995/96 – 8,8 кв. м.

     За первую половину 90-х годов удалось улучшить и обеспеченность студентов общежитием: в 1996 году университет смог предоставить жилую площадь 70% нуждающихся студентов.

     Однако это объясняется не только ростом жилой площади универси­тетских общежитий, но и сокращением числа иногородних студентов среди обучающихся на дневном отделении.  К 1996 году уже всех нуждающихся можно было расселить в общежитиях, однако необходимо было соблюсти са­нитарные нормы при расчёте жилой площади на одного проживающего.

     Согласно постановлению Правительства РФ от 18 января 1992 года «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодёжи», плату за проживание в общежитиях университет брал в размере 3% от стипендии. Но поскольку сама стипендия была ниже, чем минимальная заработная плата, иногородние студенты были вынуждены подрабатывать или постоянно обра­щаться к помощи родных. Часть обучающихся в ТвГУ проживала в общежити­ях других учебных заведений. В этом случае арендная плата определялась лишь запросами местной администрации и, как правило, в 4–8 раз превы­шала плату за проживание в университетских общежитиях. Но тяжелее все­го приходилось тем студентам, которые снимали квартиры: без дополни­тельных заработков им было просто не обойтись.  Руководство ТвГУ делало всё возможное, чтобы стипендиальные выплаты проводились не только в срок, но и в размерах, соответствующих последним постановлениям Прави­тельства РФ о минимальной оплате труда.

[с. 85]

________________________________________________________________________

 

 

     В январе 1991 года при студенческом профкоме ТвГУ был создан фонд социальной помощи студентам. В июне 1995 года Учёный совет ТвГУ принял решение об организации центра по социальным вопросам студенчества, в структуру которого вошли студгородок, столовые и службы организации молодёжного досуга. Кроме того, в декабре 1995 года было утверждено Положение о фонде социальной защиты студентов и аспирантов.

     Преподаватели и сотрудники университета в первой половине 90-х годов тоже нуждались в социальной защите, поэтому руководство и проф­ком ТвГУ изыскивали средства для оплаты преподавательского труда, обеспечивали сотрудникам университета продажу продуктов питания по це­нам ниже рыночных, оказывали необходимую материальную помощь, в том числе пенсионерам, многодетным и неполным семьям. Преподаватели получили возможность совмещать работу в университете с работой в других организациях. В декабре 1992 года было принято решение о создании фон­да социальной защиты сотрудников ТвГУ, а в сентябре 1993 года был об­разован фонд материальной помощи сотрудникам университета.

     Для решения жилищной проблемы сотрудников ТвГУ в 1993 году было начато строительство университетского дома (на 96 квартир). Одновре­менно университет принял участие в строительстве межвузовского дома (на 90 квартир). Эти начинания опирались на финансовую поддержку Гос­комвуза и администрации Тверской области. Однако в 1995 году эта под­держка прекратилась, и жилищное строительство пришлось приостановить. Тем не менее руководство ТвГУ в 1996 году сумело заключить договор с подрядной организацией на строительство университетского дома. Кроме того, в августе 1994 года университет получил разрешение предоставлять преподавателям и сотрудникам жилую площадь в студенческих общежитиях. Благодаря этому число работников университета, нуждающихся в жилье, сократилось на треть. И всё-таки жилищная проблема остается очень ост­рой: около 100 сотрудников ТвГУ по-прежнему ждут её решения.

     Несмотря на большие трудности, в университете продолжали функцио­нировать автопарк, лыжная база в с. Чуприяновка и ботанический сад пло­щадью 2,4 га. В мае 1993 года началось создание филиала ботанического сада в пос. Соминка; под него университету отвели 36 га земли. Наконец, в 1995 году ТвГУ взял в аренду на 10 лет и начал приводить в порядок лесопитомник возле с. Чуприяновка, созданный ещё в 1947 году, но впос­ледствии заброшенный.

     Постоянно совершенствуется работа университетской библиотеки. В 1992 году, после того как основной книжный фонд был размещён в бывшем Доме политпросвещения,   появились её филиалы на юридическом, экономи-

­[с. 86]

________________________________________________________________________

 

 

ческом и педагогическом факультетах, а затем (в 1994 г.) и в корпусе естественно-математических факультетов. В первой половине 90-х годов при стабильном количестве читателей (10–11 тыс. человек) книжные фонды активно пополнялись. В 1991 году Научная библиотека ТвГУ хранила 805 тыс. книг, а на 1 января 1996 года её фонд насчитывал уже 874 тыс. книг. Кроме того, в университетской библиотеке хранятся более 300 микрофиль­мов и около 700 комплектов периодических изданий.

    Около 100 тыс. экземпляров библиотечного фонда – это редкие и до­революционные издания. Самая ценная литература (свыше 25 тыс. томов) собрана в отделе редких книг, созданном в 1990 году. Здесь представле­ны издания начиная с XVI века: Библия на французском языке (Женева, 1588), московские, киевские, черниговские и львовские издания XVII ве­ка («Грамматика» М. Смотрицкого, «Соборное уложение» 1649 года, сочине­ния С. Полоцкого, «Синопсис» и др.), раритеты периодической печати XVIII–XIX веков, коллекции географических атласов и миниатюрных изда­ний и т. д. На многих книгах сохранились автографы известных лиц: тверского историка Д. Карманова. поэта-декабриста Ф. Глинки, писателя И. Лажечникова, мыслителя и революционера М. Бакунина.

     Пополнению фондов Научной библиотеки ТвГУ во многом способствует то, что университет располагает собственной полиграфической и изда­тельской базой. В 1991–1996 годах редакционно-издательский отдел ТвГУ (начальник – С. А. Сусова) выпускал ежегодно различных изданий в среднем в объёме 1,5 тыс. печатных листов. Причём в декабре 1991 года отдел получил права издательства, закреплённые соответствующей лицензией.

     ТвГУ выпускал и многотиражную газету – «Вестник Тверского универ­ситета". С октября 1994 года студенты вуза начали получать ещё одну газету – «Альма матер», которая в 1996 году стала уже единственным ор­ганом периодической печати (издание «Вестника» прекратилось).

     Важнейшим показателем развития материально-технической базы уни­верситета явилась его информатизация. Благодаря внедрению в науч­но-образовательный процесс информационных технологий и вычислительной техники повышалось качество подготовки специалистов и обеспечивалась интеграция университета в общероссийскую и мировую системы образова­ния и науки.

     Если в 1991/92 учебном году в университете было 3 компьютерных класса, то в сентябре 1995 года на территории ТвГУ располагались 13 компьютерных классов (из них 4 были объединены в локальную сеть). Чис­ло персональных ЭВМ к сентябрю 1995 года достигло 300, причём половина их сосредоточилась в компьютерных классах.

[с. 87]

________________________________________________________________________

 

 

     С 1993 года Тверской университет является участником программы по разработке и внедрению компьютерных технологий, в рамках которой он сотрудничает с Объединённым университетом г. Касселя (Германия). Парт­неры разработали совместный проект «Информационные технологии для предприятий и администраций» (ИТЕА). Реализация этого проекта началась в ноябре 1993 года, когда на базе ТвГУ был проведён семинар повышения квалификации для хозяйственников и администраторов Тверской области.

     В ноябре 1993 г. возник общеуниверситетский узел связи, который обеспечивает получение и отправку сообщений по электронной почте, фак­симильной и телексной связи. В этом же году были созданы три специали­зированные лаборатории: компьютерной графики и средств анимации; тех­нических и программных средств информатизации и маркетинга; средств автоматизации управления регионом.

     Процесс информатизации охватил и университетскую библиотеку. В 1991 году она получила первые компьютеры, необходимые для автоматиза­ции библиотечных процессов. С февраля 1992 года начал создаваться «электронный каталог» на вновь поступающую литературу, на основе кото­рого с апреля 1993 года издаётся ежемесячный «Бюллетень новых поступ­лений". В 1995 году начато создание локальной библиотечной сети, кото­рая в скором времени обеспечит пользование «электронным каталогом» в режиме свободного доступа (в зале каталогов) и вхождение в глобальную компьютерную сеть «Интернет».

     1995 год оказался важной вехой в процессе информатизации ТвГУ ещё и потому, что университет стал участником проводимой под эгидой ЮНЕСКО программы «Юником». Цель её – создание компьютерной сети, объединяющей зарубежные университеты и наиболее передовые российские вузы (примерно 30). В этом же году при ТвГУ возникли межвузовский центр международно­го сотрудничества и технологический контактный центр, оснащённые по последнему слову техники. Кроме того, с начала 1995/96 учебного года в ТвГУ функционирует региональный узел сети «Интернет», монтируется уни­верситетская телестудия (на основе передвижной телестудии «Магнолия–80». полученной в дар от Государственной телерадиокомпании).

     В 1996 году закончился начальный этап информатизации ТвГУ: завер­шился процесс первичного накопления программно-технологических и тех­нических средств, а также опыта их применения в учебном и научном про­цессах, были созданы предпосылки для перехода на качественно новый уровень освоения современных средств информатизации.

     Решению новых задач способствует участие университета в междуна­родных  программах «Партнерство Восток – Запад» (совместно с университе-

[с. 88]

________________________________________________________________________

 

 

[иллюстрации]

 

[с. 89–99]

________________________________________________________________________

 

 

том г. Оснабрюка) и «Темпус/Тацис» (совместно с университетами г. Оснабрюка, Германия и г. Кила, Великобритания). ТвГУ в числе 30 российских ву­зов получил финансовую поддержку и от Международного научного фонда Дж. Сороса. Эта поддержка предусматривает выделение 100 млн долларов на совершенствование компьютерного оснащения вузов.

     Укрепление материально-технической базы университета и выполнение социальных программ в условиях спада государственного финансирования было возможным потому, что руководство ТвГУ активно занималось поиском и расширением внебюджетных источников финансирования. Уже в 1991 году было ясно, что становление новых производственных отношений и формиро­вание рынка научно-технической продукции предъявляют новые требования к вузовской науке, делают необходимым развитие самостоятельной науч­но-производственной и коммерческой деятельности ради укрепления эконо­мической самостоятельности университета, материального стимулирования коллектива и сохранения ТвГУ в качестве крупного центра образования и науки.

     Одним из внебюджетных источников финансирования стало оказание платных услуг студентам, населению, предприятиям и организациям.

     В октябре 1991 года при ТвГУ качали действовать платные компь­ютерные кружки, в которых школьники обучались работе на ПЭВМ. Научная библиотека ТвГУ оказывала информационные услуги коммерческим предприя­тиям Твери.

     Каждый год увеличивалось число студентов, обучающихся за плату: в 1995/96 учебном году их было 277 человек – 5,6% от общего числа сту­дентов. Среди них были как выходцы из России и стран – бывших республик СССР, так и представители «дальнего зарубежья». Полученные таким обра­зом денежные средства уже в 1993 году составили 10% от общего объёма финансирования ТвГУ из федерального бюджета.

     В ноябре 1992 года управление международных связей ТвГУ получило право оказывать за плату дополнительные услуги по обслуживанию иност­ранных граждан и по оформлению выездных документов лицам, выезжающим за границу помимо межвузовских соглашений с международном сотрудни­честве.

     Важным источником пополнения университетской казны были отчисле­ния от прибыли хозрасчётных подразделений ТвГУ – таких, как инженерный центр «Энергия» (директор – А. И. Корнеев), выполнявший от лица универ­ситета функции головной организации по программе «Мелкосерийная и ма­лотоннажная наукоёмкая продукция», а также подготовительные курсы, фа­культет общественных профессий, специальный факультет по переподготов­ке

[с. 100]

_____________________________________________________________________________

 

 

кадров. Тверской областной центр новых информационных технологий в сфере образования и науки, курсы по оказанию дополнительных образова­тельных услуг, лингвистический центр.

     Внебюджетное финансирование университета обеспечивалось также созданием коммерческих предприятий при ТвГУ. С ноября 1990 года на ба­зе физического факультета действуют МП «Кристалл» (производство опти­ческих изделий на основе монокристаллов) и МП «Магнит» (серийное про­изводство постоянных магнитов, внедрение изделий и технологий с их ис­пользованием), а с декабря 1990 года – ещё и МП «Магнитех» («Магнитные системы и технологии»), занимающееся разработкой и внедрением новых магнитных материалов, технологий изготовления изделий на их основе, а также конструированием и изготовлением магнитных систем, приборов и устройств. В 1992 году учредили своё предприятие и студенты физическо­го факультета – ТОО «Элис». Главное направление его деятельности – ре­монт и наладка видео- и радиоаппаратуры.

     В 1991 году начало действовать ТОО «Факультет экономики и пред­принимательства". Его учредителями были ТвГУ, областной комитет по заня­тости населения, областной комитет по управлению имуществом и КБ «Тверь». На основе договора о совместной деятельности с университетом ФЭП обеспечивает переподготовку лиц с высшим образованием по специальностям «Менеджмент», «Бухгалтерский учёт и аудит». В 1992 году на фа­культете прикладной математики и кибернетики возникли ТОО «Инфомаг» и «Темп», деятельность которых направлена на создание и распространение новых информационных технологий, баз данных и программных продуктов, оказание услуг в сфере электронной и компьютерной рекламы.

     В первой половине 90-х годов при ТвГУ продолжали работать центр научно-технических услуг «ФаВис», одним из учредителей которого было Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, а также соз­данная на базе педагогического факультета экспериментальная авторская начальная школа (соучредители – гороно и Фирма «АНТЭК–Тверь»). Нако­нец, в 1991–1993 годах университет был среди учредителей ТОО «Группа Тверь–Интерконтакт», которое проводило семинары и лекции в рамках меж­дународных программ молодёжного обмена, организовало обучение иност­ранным языкам (в том числе изучение русского языка иностранцами). раз­рабатывало туристические экскурсионные программы.

     Если в 1992 году доля внебюджетных источников составила только 5% от общего объёма финансирования ТвГУ, то с 1993 года она не опускалась ниже 15%. За счёт внебюджетных источников лишь в 1994–95 годах универ-

[с. 101]

_____________________________________________________________________________

 

 

ситет получил около 3 млрд рублей (с учётом помощи от местной администрации).

 

ТвГУ как образовательный центр

 

     Тверской государственный университет включает в себя структуры, обеспечивающие довузовское, высшее и дополнительное (послевузовское) образование.

     Довузовское образование обеспечивают занятия на подготовительном отделении и различных курсах для абитуриентов, а также в специализированных классах ряда лицеев и школ Твери. Координа­цию в этой сфере деятельности с июня 1995 года осуществляет учебный центр довузовского образования при ТвГУ. В 1996 году в его составе бы­ла образована двухгодичная школа подготовки для поступления в ТвГУ.

     На подготовительном отделении ТвГУ (заведующий – С. Г. Троицкий) в 1991–1995 годах было дневное (с отрывом от производства) и вечернее отделения. Первая форма обучения обеспечивала подготовку по 11 специ­альностям: история, биология, география, химия, математика, физика, русский язык и литература, лингвистика (английский, немецкий и фран­цузский языки), физическая культура и спорт. Вечернее обучение позво­ляло подготовиться к поступлению в ТвГУ на специальности: история, юриспруденция, менеджмент, бухгалтерский учёт, русский язык и литера­тура, лингвистика (английский язык). В 1991–1995 годах эффективность работы подготовительного отделения (количество поступивших в универси­тет из числа допущенных к итоговым экзаменам на ПО) составляла от 85% до 92%.  В 1996 году на подготовительном отделении осталась лишь днев­ная форма обучения, зато количество специальностей увеличилось до 14 (добавились психология, педагогика и методика начального образования, социальная работа).

     Благодаря своевременному реформированию процесса обучения и пос­тоянному учёту социально-экономических реалий руководство и коллектив ТвГУ сумели добиться того, что университет сохранил свой авторитет, остался престижным центром образования. Несмотря на общее падение ин­тереса к высшему образованию, характерное для первой половины 90-х го­дов, конкурс по заявлениям среди поступающих в Тверской университет почти не снизился: в 1986–1990 годах на дневном отделении он составлял в среднем 2,8 человека на место, в 1991–1995 годах – 2,5.

     Этот факт вряд ли можно объяснять лишь тем, что с 1992 года про­исходило  сокращение приёма в ТвГУ (за счёт вечернего и заочного отде­-

[с. 102]

_____________________________________________________________________________

 

 

лений). Ведь одновременно происходило расширение дневного отделения – за счёт планового (благодаря новым специальностям) и сверхпланового приёма на компенсационной основе (университет получил право дополни­тельно набирать таким образом до 3% от числа студентов, зачисленных в соответствии с планом).

     Привлечению абитуриентов способствует умелая рекламная политика и профориентационная работа. Ежегодно весной в городах Тверской области университет участвует в ярмарках учебных мест, где потенциальные аби­туриенты могут получить интересующую их информацию, а преподаватели ТвГУ составить представление о будущем конкурсе на те или иные факуль­теты. Кроме того, изменилась и система вступительных экзаменов. Во-первых, с лета 1991 года на ряде факультетов проводились так назы­ваемые «репетиционные экзамены»: преподаватели ТвГУ принимали выпуск­ные экзамены в специализированных классах некоторых школ Твери и об­ласти, и оценки, полученные выпускниками, засчитывались приёмной ко­миссией как оценки на вступительных экзаменах в университет (поступали подобным образом в среднем 20% абитуриентов). Во-вторых, с 1993 года выпускники педагогических училищ Твери, Торжка и Старицы зачислялись в университет (на профильные факультеты) по результатам собеседований, проводимых преподавателями ТвГУ.

     С 1991 по 1996 год доля выходцев из Тверской области в общей чис­ленности студентов ТвГУ выросла с 80% до 90%. При этом жители Твери, как правило, составляли половину студенческого контингента. Тем не ме­нее университет, в соответствии с заключёнными договорами, продолжал готовить специалистов и для соседних областей – Смоленской. Брянской, Псковской и др.

     Высшее образование поступившие в ТвГУ получали на трех отделениях: дневного, вечернего и заочного обучения. Последняя форма обучения отсутствовала лишь на 3 факультетах из 11 (на физичес­ком, прикладной математики и кибернетики, физической культуры).На ве­чернем отделении набор осуществляли два факультета – юридический и прикладной математики и кибернетики.

     Количество обучающихся на дневном отделении с осени 1991 года по осень 1995 года выросло с 4611 до 4949. За это же время из-за сокраще­ния числа студентов на вечернем и заочном отделениях общая численность студентов ТвГУ снизилась с 8454 до 8072 человек.

     Сокращение набора студентов на отделение заочного обучения было вызвано, во-первых, ухудшением положения как университета, так и рядо­вых граждан – потенциальных студентов. Заочное обучение, подразумеваю-

[с. 103]

_____________________________________________________________________________

 

 

щее регулярные поездки для встреч с преподавателями и длительное про­живание в Твери в период сессий, с каждым годом требовало от студентов всё больших затрат. Средства же из государственного бюджета выделялись лишь в расчёте на число студентов дневного отделения. Во-вторых, необ­ходимо было следовать рекомендациям Госкомвуза об оптимальном соотно­шении числа заочников и обучающихся на дневном отделении (1:2). Это соотношение в ТвГУ было достигнуто к 1996/97 учебному году. К этому же времени было упразднено и отделение вечернего обучения.

     В 1991–1996 годах средняя успеваемость на дневном отделении ТвГУ была весьма высока: качественная успеваемость (число студентов, полу­чавших на экзаменах лишь «4» и «5») равнялась 50%, абсолютная же успе­ваемость (учеба без «двоек») – 95%.

     Высокий уровень университетского образования подтвердила Госу­дарственная аттестация ТвГУ, прошедшая в мае 1992 года. В постановле­нии Государственной инспекции по аттестации учебных заведений от 2 ию­ня 1992 года отмечалось: «Кадровый, научный потенциал вуза обеспечива­ет уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специа­листов, соответствующий требованиям, предъявляемым к университетскому образованию. Об этом свидетельствуют итоги проведённых во время аттес­тации контрольных работ, результаты государственных экзаменов, анализ дипломных работ, а также отзывы органов народного образования, учреж­дений и предприятий. Совершенствование учебного процесса в университе­те основано на использовании новых технологий обучения (деловых игр, творческих дискуссий, тренингов, широкого применения современных тех­нических средств), осваиваются игротехнические методики проведения занятий».

     В первой половине 90-х годов преподавательский состав Тверского университета постоянно увеличивался (1991 г. – 689 человек, 1996 г. – 747 человек). Это было вызвано, во-первых, необходимостью дальнейшего развития и укрепления вуза, а во-вторых, приведением в норму количест­венного соотношения преподавателей и студентов.  Нормативной пропорции 1:8 (один преподаватель на 8 студентов) университ… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz