О. Г. УСЕНКО
СТРУКТУРА КУРСА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДО СЕРЕДИНЫ XV В.»
В 1995–96 учебном году на дневном отделении исторического факультета ТвГУ был введён курс «История отечественной культуры». Это было связано с переходом на четырёхлетний цикл подготовки бакалавров и направлено на то, чтобы создать условия для развития духовного мира студентов, добиться наиболее полного усвоения соответствующих разделов учебной программы, т. к. историко-культурным вопросам ранее, как правило, уделялось недостаточно времени и внимания.
Изучать данный курс студенты начинают со второго семестра, в конце которого сдают зачёт по истории отечественной культуры с VI до середины XV вв.
В основе построения начальной части курса лежат следующие принципы: отказ от «всеядности», углублённость изучения за счёт разумного сужения тематики; увязывание культурных феноменов с общеисторическими явлениями и процессами; использование элементов культурно-антропологического подхода, активизация самостоятельной работы студентов.
Курс «История отечественной культуры до середины XV в.» ориентирует студентов на углублённое изучение лишь трёх сфер культуры: словесности, архитектуры, изобразительного искусства.
Под словесностью разумеются все виды текстов (как письменных, так и устных), имеющих социальную, политическую или эстетическую ценность и повторяемых (используемых) неоднократно. Внутри неё выделяются книжность (литература и памятники деловой письменности), а также фольклор. История древнерусской письменности глубоко не
[с. 109]
_______________________________________________________________________________
анализируется, рассматриваются лишь две проблемы: вопрос о наличии письменности у восточных славян до конца Х в. и проблема сосуществования церковнославянского и древнерусского языка.
При изучении древнерусской архитектуры основное внимание уделяется церковному зодчеству, хотя раскрытию также подлежат деревянное зодчество, каменная гражданская архитектура и градостроительство. Жанрами изобразительного искусства, подлежащими рассмотрению, являются мозаика, фреска, иконопись. При этом акцент делается на выявлении и сопоставлении региональных особенностей и школ – с тем, чтобы студенты могли самостоятельно определить, к какой школе и какому времени относится тот или иной памятник архитектуры или изобразительного искусства.
Основой членения историко-культурного процесса является общая периодизация истории Древней Руси до образования Российского государства, правда, подкорректированная таким образом, чтобы чётче высветить чисто культурные изменения и их причины (прежде всего роль религии). В результате курс делится на следующие части: 1) культура восточных славян до принятия христианства (VI – конец X вв.); 2) древнерусская культура в XI – сер. XV вв.: а) в XI – сер. XIII вв., б) в сер. XIII – сер. XIV вв., в) в сер. XIV – cep. XV вв.
При изучении последних двух периодов в поле зрения преподавателя и студентов попадает не только Северо-Восточная и Северо-Западная Русь, но и древнерусские земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского.
Указанная периодизация получает дополнительное обоснование с точки зрения культурно-антропологического подхода, в рамках которого VI–X вв. предстают временем господства архаической культуры, XI–XII вв. – периодом культурной ломки, a XIV–XV вв. – начальным этапом существования средневековой культуры.
Кроме того, данный подход заставляет идти от рассмотрения вещей (культурных памятников) к реконструкции психологии и мировосприятия
[с. 110]
_______________________________________________________________________________
людей прошлого, требует употребления тех же критериев, что были для них привычны. Исходя из этого, изучение, к примеру, книжности Древней Руси опирается не на современное понимание «литературы» и «нелитературы», а на древнерусское представление об этом. Поскольку в Киевской Руси литературой считалось всё, написанное церковнославянским языком и его русским вариантом, постольку в число литературных жанров попадают и богослужебные тексты, и юридические памятники, и некоторые научные сочинения. В памятники же деловой письменности зачисляются тексты, написанные на древнерусском языке и не имеющие сакральных функций.
В процессе изучения курса студенты самостоятельно читают произведения древнерусской литературы, помещённые в хрестоматии; усвоение прочитанного проверяется на зачёте методом тестирования: получив отрывок на древнерусском языке, студент должен узнать, из какого произведения взят текст и когда это произведение было создано. Помимо этого тестирование подразумевает ответ на вопрос по материалам лекций, а также демонстрацию студентом своих навыков по различению архитектурных стилей и живописных школ – по фотографии и репродукции студент обязан определить время и место создания архитектурного памятника и произведения изобразительного искусства. Таким образом, чтобы успешно сдать зачёт, мало знать содержание лекций – надо в течение семестра изучать альбомы и иллюстративный материал в работах по истории отечественной культуры.
[с. 111]
_______________________________________________________________________________