аутентичный вариант: 38._Rossiiskoe_obrazovanie.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тверской государственный университет

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 

 

 

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ:

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы образования Тверского региона», посвящённой 30-летию Тверского государственного университета и 25-летию факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

21 декабря 2000 года

 

 

 

ТВЕРЬ 2001

 

[с. 1]

_____________________________________________________________

 

 

     УДК  371

     ББК  Ч 420

 

     Редакционная коллегия:

Кудинов А. Н., Ксензова Г. Ю., Усенко О. Г. (отв. редактор)

 

     Российское образование на рубеже тысячелетий: проблемы дополнительного образования: Сб. материалов научно-практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 285 с.

ISBN 5-7609-0178-8

 

     В сборнике опубликованы статьи, посвящённые актуальным проблемам развития многоуровневой системы российского образования в масштабе всей страны и в границах Тверской области.

     Рассматриваются пути и перспективы совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главные тенденции развития современной педагогической теории и практики. Описывается опыт применения новейших технологий и форм обучения, а также современных подходов к управлению образовательными учреждениями. Анализируются типичные трудности учебно-воспитательной деятельности и предлагаются способы их разрешения.

     Материалы сборника будут интересны всем лицам, занятым  в педагогической сфере, – руководящим работникам, учёным, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений, учителям гимназий и средних школ, сотрудникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

 

УДК   371

ББК   Ч 420

 

ISBN 5-7609-0178-8                                     © Тверской государственный университет, 2001

 

[с. 2]

_______________________________________________________________

 

  

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОПЫТ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

 

Кудинов А.Н. Вступительное слово на открытии конференции ………………………. 7

Пищулина О.И. О задачах системы повышения

     квалификации работников образования Тверской области …………………………. 9

Муравьёв Е.М. О модели региональной системы повышения

     квалификации педагогических кадров ..................................……………………… 12

Гавриков В.П. Некоторые проблемы повышения квалификации

     преподавателей вузов ....................................……………………………………….. 14

Ксензова Г.Ю. Опыт и перспективы совершенствования системы повышения 

     квалификации работников образования .................................................................. 18

Певзнер М.Н., Шестернинов Е.Е. Развитие креативности в среде педагогов и их 

     непрерывное научно-методическое сопровождение – важнейшие факторы 

     совершенствования их подготовки и переподготовки в XXI веке .......................… 24

Реут В.И. Муниципальный заказ на повышение квалификации

     работников образования ..............................…………………………………………. 30

Махновец С.Н. Управление профессиональным ресурсом в системе

     повышения  квалификации педагогических кадров …………………………………. 34

Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Научно-методическое и

     психолого-педагогическое сопровождение обучения взрослых ............................... 38

Лельчицкий И.Д. Аксиологические аспекты повышения квалификации

     педагогических кадров ..................................………………………………………… 47

Борисова О.Н., Комогорцева И.Ф., Лельчицкий И.Д. Акмеологический подход

к повышению квалификации управленцев образовательных учреждений .................... 53 

Борисова О.Н., Комогорцева И.Ф., Лельчицкий И.Д. Методологические принципы 

     повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров .................…. 60

Борисова О.Н., Саенко И.А. Проблема психологической готовности работников

     образования к повышению квалификации ................................................................ 66

Славко  Т.И. Повышение квалификации управленческих кадров

     системы образования .................................................………………………………… 70

Отраднов А.Н. Факультет физической культуры ТвГУ в системе повышения 

     квалификации и переподготовки педагогических кадров Тверской области ............. 73

Орлов Ю.Д. Задачи и организационные формы повышения квалификации

     учителей физики в современных условиях ……………………………………………. 77

Волков А.Н. Роль и место кафедры профессионального образования ТОИУУ

     в совершенствовании процесса формирования конкурентоспособных

     специалистов в Тверском регионе ...................................................................……… 80

[с. 4]

_________________________________________________________________________

 

 

Залевская А.А. Повышение квалификации учителей английского языка ....................... 86

Николаева С.Ю. Проблемы повышения квалификации учителя-"словесника" .......…. 92

Нилов Б.М. Государственно-общественное управление образовательными

     учреждениями в системе дополнительного профессионального образования

     педагогов .................................................................................……………………….. 98

Оглезнёва Н.В. Научно-методические аспекты повышения квалификации

     школьных психологов ..................................…………………………………………. 102

Иванова Э.В. Программы учебных курсов для руководителей и менеджеров

     системы образования, повышающих квалификацию ................................................ 106

Сукманова Н.Ю. Непрерывное географическое образование в Тверском

     госуниверситете ..................................................…………………………………….. 109

Аверьянова Т.В. К проблеме совершенствования системы повышения

     квалификации педагогических кадров ..............……………………………………… 110

Шевченко Е.А., Шевченко А.С. Анализ мотивации повышения профессионализма

     работников образовательных учреждений .................................................………… 112

Фомина О.О. О некоторых проблемах профессиональной деятельности

     заместителей директоров школ по воспитательной работе ....................................... 117

Филинова И.М. Учёт оценки профессиональных качеств преподавателя

     среднего специального учебного заведения при организации повышения его 

     квалификации .................………………………………………………………………. 120

 

 

РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ

 

Андреева Е.А. Наука и образование в новом тысячелетии .....………………………… 126

Ершов В.А. Новые образовательные цели в эпоху активизации межкультурного

     взаимодействия ...........................................………………………………………….. 130

Лапушинская Г.К. Некоторые проблемы управления развитием региональной

     системы профессионального образования ................................................................ 135

Осипова Л.Е. Опыт компьютерной тестовой программы проверки знаний

     по синтаксису сложноподчинённых предложений .................................................... 140

Бабушкина Т.В. Требования к профессиональной культуре учителя

     начальных классов ...................................................…………………………………. 147

Баранова Н.А. Центр профессиональной стажировки в системе повышения 

     квалификации работников учреждений дополнительного образования детей …….. 151

Баранов А.Е. Подготовка будущих учителей начальных классов к воспитывающей

     деятельности ..............................………………………………………………………. 153

Голубев В.В. Концептуальные основания и принципы развития образовательного

     процесса в средней школе (методологический аспект) ............................................. 156

 

 

РАЗДЕЛ 3.  УЧЁНЫЕ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ – УЧИТЕЛЮ

 

Волков В.В. Проблемы языковой семантики и альтернативных грамматик в

     преподавании русского языка .................................................................................... 162

[с. 5]

____________________________________________________________________________

 

 

Медведева И.Л. Новая роль учителя английского языка в современных условиях ...... 168

Меньшикова С.И. Учитель и современная языковая ситуация ……………………….. 176

Сергеева Н.М. Тенденции в развитии современной лингвометодики и школьные

     учебники нового поколения …………………………………………………………… 180

Брадис Л.В. "Бесприданница" А.Н. Островского в школьном изучении ...................... 184

Дмитриева Н.М. Идейно-художественные функции библейского мифа в романе

     Ч. Айтматова "Плаха" и романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" ..................... 190

Яковлева С.И. Исследовательские методы в школьной географии .............................. 199

Усенко О.Г. Цивилизация и культура (в помощь учителю-обществоведу) ................... 205

Аксёнов А.В. Теория справедливости Д. Ролса (в помощь преподавателю

     общественных дисциплин) ........……………………………………………………….. 211

Флигельман М.С. Проблема взаимосвязей России и Европы (в помощь

     преподавателю общественных дисциплин) ........…………………………………...… 214

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ФПК ПП РО ТВГУ

 

Антохина Н.Н. Реализация преемственности между дошкольным, начальным

     и средним образованием ............……………………………………………………… 218

Базанова О.Ю., Бурухина Л.В. Программа лагеря "Академгородок–2001" ................ 222

Бурухина Л.В. Организация семинара для учителей, работающих по системе

     Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (из опыта работы Тверской гимназии № 44) ....... 227

Данилова А.Г. Обучение учащихся исследованию на уроках естественнонаучного

     цикла в Тверской гимназии № 44 ....………………………………………………….. 230

Иванова О.Н. Методы и приёмы преподавания биографической темы

     в средней школе ...............................………………………………………………….. 236

Ксензова Г.Ю., Марков Н.С., Бурухина Л.В. Изменение содержания и методов

     оценочной деятельности учителя – необходимое условие перехода к прогрессивным

     технологиям обучения ...........................................................………………………... 242

Ксензова Г.Ю., Марков Н.С., Бурухина Л.В., Осипова Л.А. Психологические основы

     объяснительно-иллюстративных и развивающих стратегий обучения ...................... 251

Логинова Н.В., Шевченко Т.В. Из опыта планирования предмета "Основы 

     информатики и вычислительной техники" в Тверской гимназии № 44 .................... 259

Платонова Т.И. Мониторинг деятельности учителя ...............………………………… 264

Поерова Л.А. Влияние "ситуации успеха" на эффективность обучения

     в начальной школе ................................................…………………………………… 269

Романова О.Г. Гуманизм и традиции в средней школе ..........………………………… 272

Семёнов В.И. Роль местных средств массовой информации в организации

     воспитательного пространства ........................………………………………………. 274

Ефимова Л.Л. Проблема развития коммуникативной компетенции учащихся ........... 278

[с. 6]

________________________________________________________________________

 

 

Бесплатный хостинг uCoz