МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тверской государственный университет
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ:
ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы образования Тверского региона», посвящённой 30-летию Тверского государственного университета и 25-летию факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
21 декабря 2000 года
ТВЕРЬ 2001
[с. 1]
_____________________________________________________________
УДК 371
ББК Ч 420
Редакционная коллегия:
Кудинов А. Н., Ксензова Г. Ю., Усенко О. Г. (отв. редактор)
Российское образование на рубеже тысячелетий: проблемы дополнительного образования: Сб. материалов научно-практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 285 с.
ISBN 5-7609-0178-8
В сборнике опубликованы статьи, посвящённые актуальным проблемам развития многоуровневой системы российского образования в масштабе всей страны и в границах Тверской области.
Рассматриваются пути и перспективы совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, главные тенденции развития современной педагогической теории и практики. Описывается опыт применения новейших технологий и форм обучения, а также современных подходов к управлению образовательными учреждениями. Анализируются типичные трудности учебно-воспитательной деятельности и предлагаются способы их разрешения.
Материалы сборника будут интересны всем лицам, занятым в педагогической сфере, – руководящим работникам, учёным, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений, учителям гимназий и средних школ, сотрудникам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
УДК 371
ББК Ч 420
ISBN 5-7609-0178-8 © Тверской государственный университет, 2001
[с. 2]
_______________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОПЫТ, ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Кудинов А.Н. Вступительное слово на открытии конференции ………………………. 7 Пищулина О.И. О задачах системы повышения квалификации работников образования Тверской области …………………………. 9 Муравьёв Е.М. О модели региональной системы повышения квалификации педагогических кадров ..................................……………………… 12 Гавриков В.П. Некоторые проблемы повышения квалификации преподавателей вузов ....................................……………………………………….. 14 Ксензова Г.Ю. Опыт и перспективы совершенствования системы повышения квалификации работников образования .................................................................. 18 Певзнер М.Н., Шестернинов Е.Е. Развитие креативности в среде педагогов и их непрерывное научно-методическое сопровождение – важнейшие факторы совершенствования их подготовки и переподготовки в XXI веке .......................… 24 Реут В.И. Муниципальный заказ на повышение квалификации работников образования ..............................…………………………………………. 30 Махновец С.Н. Управление профессиональным ресурсом в системе повышения квалификации педагогических кадров …………………………………. 34 Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение обучения взрослых ............................... 38 Лельчицкий И.Д. Аксиологические аспекты повышения квалификации педагогических кадров ..................................………………………………………… 47 Борисова О.Н., Комогорцева И.Ф., Лельчицкий И.Д. Акмеологический подход к повышению квалификации управленцев образовательных учреждений .................... 53 Борисова О.Н., Комогорцева И.Ф., Лельчицкий И.Д. Методологические принципы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров .................…. 60 Борисова О.Н., Саенко И.А. Проблема психологической готовности работников образования к повышению квалификации ................................................................ 66 Славко Т.И. Повышение квалификации управленческих кадров системы образования .................................................………………………………… 70 Отраднов А.Н. Факультет физической культуры ТвГУ в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Тверской области ............. 73 Орлов Ю.Д. Задачи и организационные формы повышения квалификации учителей физики в современных условиях ……………………………………………. 77 Волков А.Н. Роль и место кафедры профессионального образования ТОИУУ в совершенствовании процесса формирования конкурентоспособных специалистов в Тверском регионе ...................................................................……… 80 [с. 4] _________________________________________________________________________
Залевская А.А. Повышение квалификации учителей английского языка ....................... 86 Николаева С.Ю. Проблемы повышения квалификации учителя-"словесника" .......…. 92 Нилов Б.М. Государственно-общественное управление образовательными учреждениями в системе дополнительного профессионального образования педагогов .................................................................................……………………….. 98 Оглезнёва Н.В. Научно-методические аспекты повышения квалификации школьных психологов ..................................…………………………………………. 102 Иванова Э.В. Программы учебных курсов для руководителей и менеджеров системы образования, повышающих квалификацию ................................................ 106 Сукманова Н.Ю. Непрерывное географическое образование в Тверском госуниверситете ..................................................…………………………………….. 109 Аверьянова Т.В. К проблеме совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров ..............……………………………………… 110 Шевченко Е.А., Шевченко А.С. Анализ мотивации повышения профессионализма работников образовательных учреждений .................................................………… 112 Фомина О.О. О некоторых проблемах профессиональной деятельности заместителей директоров школ по воспитательной работе ....................................... 117 Филинова И.М. Учёт оценки профессиональных качеств преподавателя среднего специального учебного заведения при организации повышения его квалификации .................………………………………………………………………. 120
|
РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ
Андреева Е.А. Наука и образование в новом тысячелетии .....………………………… 126 Ершов В.А. Новые образовательные цели в эпоху активизации межкультурного взаимодействия ...........................................………………………………………….. 130 Лапушинская Г.К. Некоторые проблемы управления развитием региональной системы профессионального образования ................................................................ 135 Осипова Л.Е. Опыт компьютерной тестовой программы проверки знаний по синтаксису сложноподчинённых предложений .................................................... 140 Бабушкина Т.В. Требования к профессиональной культуре учителя начальных классов ...................................................…………………………………. 147 Баранова Н.А. Центр профессиональной стажировки в системе повышения квалификации работников учреждений дополнительного образования детей …….. 151 Баранов А.Е. Подготовка будущих учителей начальных классов к воспитывающей деятельности ..............................………………………………………………………. 153 Голубев В.В. Концептуальные основания и принципы развития образовательного процесса в средней школе (методологический аспект) ............................................. 156
|
РАЗДЕЛ 3. УЧЁНЫЕ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ – УЧИТЕЛЮ
Волков В.В. Проблемы языковой семантики и альтернативных грамматик в преподавании русского языка .................................................................................... 162 [с. 5] ____________________________________________________________________________
Медведева И.Л. Новая роль учителя английского языка в современных условиях ...... 168 Меньшикова С.И. Учитель и современная языковая ситуация ……………………….. 176 Сергеева Н.М. Тенденции в развитии современной лингвометодики и школьные учебники нового поколения …………………………………………………………… 180 Брадис Л.В. "Бесприданница" А.Н. Островского в школьном изучении ...................... 184 Дмитриева Н.М. Идейно-художественные функции библейского мифа в романе Ч. Айтматова "Плаха" и романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" ..................... 190 Яковлева С.И. Исследовательские методы в школьной географии .............................. 199 Усенко О.Г. Цивилизация и культура (в помощь учителю-обществоведу) ................... 205 Аксёнов А.В. Теория справедливости Д. Ролса (в помощь преподавателю общественных дисциплин) ........……………………………………………………….. 211 Флигельман М.С. Проблема взаимосвязей России и Европы (в помощь преподавателю общественных дисциплин) ........…………………………………...… 214
|
РАЗДЕЛ 4. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ФПК ПП РО ТВГУ
Антохина Н.Н. Реализация преемственности между дошкольным, начальным и средним образованием ............……………………………………………………… 218 Базанова О.Ю., Бурухина Л.В. Программа лагеря "Академгородок–2001" ................ 222 Бурухина Л.В. Организация семинара для учителей, работающих по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (из опыта работы Тверской гимназии № 44) ....... 227 Данилова А.Г. Обучение учащихся исследованию на уроках естественнонаучного цикла в Тверской гимназии № 44 ....………………………………………………….. 230 Иванова О.Н. Методы и приёмы преподавания биографической темы в средней школе ...............................………………………………………………….. 236 Ксензова Г.Ю., Марков Н.С., Бурухина Л.В. Изменение содержания и методов оценочной деятельности учителя – необходимое условие перехода к прогрессивным технологиям обучения ...........................................................………………………... 242 Ксензова Г.Ю., Марков Н.С., Бурухина Л.В., Осипова Л.А. Психологические основы объяснительно-иллюстративных и развивающих стратегий обучения ...................... 251 Логинова Н.В., Шевченко Т.В. Из опыта планирования предмета "Основы информатики и вычислительной техники" в Тверской гимназии № 44 .................... 259 Платонова Т.И. Мониторинг деятельности учителя ...............………………………… 264 Поерова Л.А. Влияние "ситуации успеха" на эффективность обучения в начальной школе ................................................…………………………………… 269 Романова О.Г. Гуманизм и традиции в средней школе ..........………………………… 272 Семёнов В.И. Роль местных средств массовой информации в организации воспитательного пространства ........................………………………………………. 274 Ефимова Л.Л. Проблема развития коммуникативной компетенции учащихся ........... 278 [с. 6] ________________________________________________________________________
|