Отсюда следует, что царистские взгляды составляли ядро общественно-политических представлений масс, подчиняли себе все другие, в том числе и церковно-религиозные, взгляды. В доказательство сошлёмся на отношение стрельцов к патриарху во время майских событий 1682 г. Сан Иоакима не уберёг его от угроз и непочтительности со стороны стрельцов. Его считали соучастником боярской «измены», а
_____________________________________
37 Там же. С. 70, 75.
38 Там же. С. 104, 106.
39 Восстание 1662 г. в Москве. М., 1964. С. 39—43, 53—54, 66.
40 См.: Буганов В. И. Московские восстания конца XVII в. М., 1969. С 98, 145, 171—172.
41 См.: Соловьёв С. М. Указ. соч. М., 1962. Кн. 7. С. 272.
42 См.: Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л., 1968. С. 109.
[с. 47]
___________________________________________________________________________
значит, как бы растерявшим часть своей святости43. Эта форма политического сознания часто обращала недовольство народа не только против угнетателей, но и против членов их семей, а то и просто «чужаков» — иностранцев, врачей и т. д. Во время стрелецкого восстания 1682 г., например, были убиты сын «изменника» Л. Иванова и «Данила дохтур» с сыном. Им приписывалось участие в подготовке покушения на жизнь царевичей. Ограниченность идеологии, построенной на «наивном монархизме», видна и в стремлении стрельцов обособиться от холопов и крестьян, желавших без царского указа «быть из домов свободными»44.
В ряде случаев повод к антифеодальному выступлению находился и без прямой санкции царя, даже без надежды на неё. Ненависть к угнетателям могла вылиться в восстание при уверенности, что монарха больше нет, а бояре сами правят от его имени. Так, поводом к стрелецкому восстанию 1698 г. явилась весть о том, что «великого государя за морем не стало». Именно поэтому было решено откликнуться на письмо царевны Софьи и просить её вступить на трон45. Известие о подавлении стрелецкого восстания всколыхнуло донских казаков, оно было воспринято ими как доказательство боярского произвола. Казаки говорили: «...буде великий государь к заговению не будет, и вестей никаких не будет же, то де нечего ево, государя, и ждать, а боярам де мы не будем служить, и царством де им не владеть»; «...до Москвы де будем городы брать и городовых людей брать с собою, а воевод будем рубить или в воду сажать»46. Наконец, распоряжения о бритье бород, усов и ношении «немецкого платья», произвол администрации послужили поводом к восстанию в Астрахани (1705 г.), потому, что осмыслены были как «измена». Примерно за месяц до выступления прошёл слух, будто «великого государя не стало, и для того де воевода Тимофей Ржевский и начальные люди стали делать неподобно, веру христианскую покинули...»47
Народному представлению об измене и о том, что при этом следует делать, обязаны своим возникновением и крестьянские войны. Движение Ивана Болотникова породил слух о вторичном чудесном спасении царевича Дмитрия, убеждённость в этом восставших (не исключая и самого Болотникова). Повстанцы выступали, что характерно, против тех феодалов и чиновников, которые оставались на стороне Василия Шуйского: «...а ково побивали и грабили, и тех называли изменники, а оне будто стоят за царевича Дмитрея»48. Сама ограниченность кругозора восставших доказывает, что на выступление их толкнуло не просто недовольство эксплуатацией, а осознание законности своего недовольства, поскольку причины его усматривались в действиях феодалов и чиновников, изменивших «законному» государю.
Желание Степана Разина «з бояры повидатца» подвигло его на вооружённое выступление, как только он убедился в их «измене». С марта 1669-го по январь 1670 г. умерли царица и два царевича, что было отнесено в народе на счёт бояр-отравителей49. Измена бояр
_________________________________________
43 См.: Буганов В. И. Московские восстания... С. 107—108, 164—166, 172.
44 Буганов В. И. Московские восстания... С. 198—202, 209—210; Восстание в Москве 1682 г. М., 1976. С. 37—38.
45 Центральный государственный архив древних актов (далее — ЦГАДА). Ф. 6. Оп. 1. Ед. хр. 12. Ч. 1. Л. 13 об. — 14.
46 Там же. Ч. 2. Л. 15.
47 Там же. Ед. хр. 17. Л. 19 об. — 20, 23.
48 Восстание И. Болотникова. М., 1950. С. 110.
49 Крестьянская война под предводительством С. Разина. М., 1954, Т. 1. С. 235, 279—280.
[с. 48]
_______________________________________________________________________________________
делала понятными все другие их «неправды» и требовала решительных действий. Но опять-таки наказанию подлежали те представители господствующего класса, которые в глазах восставших были «недобрыми», а значит, врагами государя.
Подобным образом смотрели на правящий класс и участники восстания 1707—1709 гг. на Дону. Одно из писем Кондратия Булавина было обращено не только к «посацким, торговым... и всяким черным людем», но и к «начальным добрым людем». Глава восставших призывал стать «за истинную веру христианскую, за благочестивого царя нашего». Повстанцы были уверены, что «великого государя и государя царевича вживе нет давно, а владеют де государством бояре да прибыльщики и немцы». Соответственно главной целью движения было покарать «изменников», среди которых оказались начальник сыскного отряда Ю. В. Долгорукий и войсковой атаман Л. Максимов. В письме на Кубань Булавин сообщал: «Они, Лукьян с товарыщи, списывались з бояры, чтоб у нас на реке руских пришлых людей всех без остатку выслать... И по тем их... письму и совету прислали они, бояре, от себя к нам на реку полковника... Долгорукова»50.
Наконец, не случайно, что крестьянская война 1773—1775 гг. вспыхнула из-за появления среди яицких казаков «императора Петра III». Ведь в этом случае Екатерина II представала узурпатором, что объясняло её недружелюбную политику по отношению к казакам и требовало немедленного их выступления в поддержку законного монарха. К числу своих врагов восставшие относили поначалу только тех бояр, которые «больше всего умничали» в деле постепенной ликвидации казацких «обрядов и обычаев»51. Таким образом, желание посчитаться с «умниками» переросло в решимость, в активные действия, когда казаки уяснили, что неправый характер дел этих вельмож вытекает из верной службы узурпатору, т. е. обусловлен фактом их «измены».
Роль царистских взглядов в объявлении военных действий в 1775 г. подчеркивается неудачей восстания яицких казаков в 1772 г. Оно не вылилось в крестьянскую войну потому, что было вынужденным шагом, ответом яицких казаков на насилие, но главное — авторитет Екатерины II сомнению ими ещё не подвергался. Всё началось с того, что казаки подали прошение на высочайшее имя о наказании старшин и выдаче жалованья за пять лет. В ответ был произведен арест зачинщиков, которых, однако, казаки освободили силой. Сопротивление казаков местным властям объяснялось убеждением, что императрица удовлетворила их просьбу. Эту уверенность не поколебала и высылка против них воинской комиссии. Казаки вначале не думали о вооружённой борьбе. Они хотели лишь просить главу комиссии капитана Дурново, чтобы тот выполнил решение Екатерины по делу старшин. Только после того, как солдаты открыли огонь, начались ответные действия со стороны казаков. Впрочем, поняв, что государыня решила дело не в их пользу, восставшие прекратили сопротивление52.
Приведённые примеры (число которых можно умножить) показывают, что царистские взгляды масс были не просто неким «облачением» социального протеста. Подобное мнение основано на неверном понимании «формы» как внешней оболочки, «одежды» чего-либо, а не
_______________________________________
50 Булавинское восстание (1707—1708 гг.). М., 1935. С. 203, 450, 461.
51 См.: Овчинников Р. В. Манифесты и указы Е. И. Пугачёва: источниковедческое исследование. М., 1980. С. 24.
52 См.: Мавродин В. В. Указ. соч. С. 513—514.
[с. 49]
____________________________________________________________________________________
как структуры, принципа внутренней организации объекта. Религиозные и царистские взгляды масс являлись двумя вариантами одной и той же, причем единственной формы политического сознания, двумя разновидностями одного и того же принципа формирования антифеодальной идеологии в XVII — первой половине XIX столетия. Но царистские взгляды давали большую свободу для развертывания антифеодальной борьбы, чем чисто религиозные лозунги. В этом смысле «наивный монархизм» был наиболее удобной формой антифеодальной идеологии в рамках средневекового типа политического сознания.
[с. 50]