аутентичный вариант: 72._Novye_dannye_o_lzhemonarhah_v_Rossii_17_v.pdf

О. Г. УСЕНКО

НОВЫЕ ДАННЫЕ О ЛЖЕМОНАРХАХ В РОССИИ XVII ВЕКА

 

 

     Задача нашего исследования – подытожить и уточнить уже известные данные о российских лжемонархах XVII в. и сообщить новые сведения.

     Концептуальную основу работы составляет прежде всего тезис, что далеко не каждый индивид, называющий себя «царём» или «государем», подпадает под квалификацию «лжемонарх (псевдомонарх, самозванец монархического типа)» и что нельзя смешивать лжемонархов с лицами, повинными лишь в «непригожих речах», – с бахвалами и болтунами, которые если не забывали тут же о своих словесных притязаниях, то стыдились их и отнюдь не подкрепляли никакими поступками1.

     Критериями отнесения индивида к «лжемонархам» («самозванцам монархического типа») представляются:

     1) публичное притязание на статус верховного правителя отдельного государства или члена высочайшей фамилии (в неё входят ближайшие родственники и свойственники монарха);

     2) стремление получить соответствующие новому статусу властные полномочия: либо инкорпорироваться в высшие эшелоны официальной власти, либо создать свою собственную, автономную сферу властвования – сформировать группу сторонников и добиться того, чтобы они беспрекословно его слушались, т. е. вели себя как его «подданные».

     «Российскими» следует, очевидно, считать лишь тех самозванцев, которые в своей мифической ипостаси не просто находились на территории Московского царства (по состоянию границ в данный период), но хотя бы недолго играли там свою роль, будучи на свободе. При этом неважно, каково было их реальное подданство (гражданство) и этническое происхождение.

     Соответственно за рамки исследования выводятся лица, которые действовали только за границей (М. А. Молчанов, Я.-Ф. Луба, запорожский «царевич Иван Дмитриевич», И. Вергунёнок, молдавский «царевич Симеон Шуйский» и его польский, так сказать,

________________________________

     1 См.: Усенко О. Г. Кто такой «самозванец»? // Вестник славянских культур. [М.], 2002. № 5–6. С. 39–51.

[с. 119]

_______________________________________________________________________________

 

 

клон) или же оказались на территории  Российского государства не по своей воле – под стражей (Т. Акиндинов)2.

     Кроме того, нужно исключить и российских подданных, произносивших «непригожие слова». Речь идёт о персонажах, которых неправомерно записали в самозванцы К. В. Чистов и П. В. Лукин3, а также о Г. Балееве, которого отнёс к лжемонархам Н. Н. Покровский4.

     Да, Г. Балеев «назывался бутто от роду Государева», но вот в какой ситуации прозвучало его заявление: 8 января 1699 г. «приходил де на караул х казне великого государя (на посольском дворе в Китае. – О. У.) х караулщиком... купчины Спиридона Лянгусова работной ево человек Гурька Балеев и бранил де ево всякою неподобною бранью... и говорил великое государево дело – непристойные слова... и похвалялся купчину Спиридона убить» 5.

     Нельзя согласиться и с причислением к самозванцам сына Лжедмитрия II и М. Мнишек6. Нужно учитывать, что Ивана сызмальства воспитывали как царевича, и эта социальная роль была у него единственной. Но раз не было отказа от реального статуса в пользу мифического, то не было и самозванства7.

     Точно так же следует исключить из категории лжемонархов И. М. Заруцкого, который, по версии С. М. Соловьёва, будучи в

____________________________

     2 См. о них: Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М., 1994. С. 318–321, 324–325; Соловьёв С. М. Соч.: В 18 кн. М., 1989. Кн. 4. С. 392, 452–454, 462, 474–475; М., 1990. Кн. 5. С. 148–149, 235–236, 445–448, 542–548, 583–587; Смирнов И. И. Восстание Болотникова (1606–1607). Л., 1951. С. 102–105, 138–143, 168–170; Тюменцев И. О. Русские самозванцы 1606–1607 годов и народная религиозность // Средневековое Православие от прихода до патриархата. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 223–238; Он же. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. С. 61–87; Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М., 1967. С. 66–67, 70–76; Троицкий С. М. Самозванцы в России XVII–XVIII веков // Вопросы истории. 1969. № 3. С. 144–145; Лукин П. В. Народные представления о государственной власти в России XVII века. М., 2000. С. 106–107; Симченко Ю. Б. Лжешуйский II: Православный, мусульманин, католик, протестант // Русские: Историко-этнографические очерки. М., 1997. С. 14–41; Bercé Y.-M. Le roi caché: Sauveurs et imposteurs. P., 1990. P. 129–132;  Szvák G. False tsars. Boulder; Wayne, 2000. P. 47–59.

     3 Чистов К. В. Указ. соч. С. 121, 129–130; Лукин П.В. Указ. соч. С. 112–163.

     4 Покровский Н. Н. Обзор сведений судебно-следственных источников о политических взглядах сибирских крестьян конца XVII – середины XIX в. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982. С. 51–52.

     5 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 3. Д. 1423. Л. 9.

     6 См.: Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 1995. С. 337, 352; Логинова А. С. Провинциальные «лжецаревичи» Смутного времени и отражение самозванчества в русской общественной мысли первой трети XVII века: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2004. С. 4, 16.

     7 См.: Чистов К. В. Указ. соч. С. 65–66.

[с. 120]

_______________________________________________________________________________

 

 

Астрахани (осень 1613 – весна 1614 г.), выдавал себя за «царя Дмитрия». Дело в том, что историк произвольно связывает с личностью атамана некую челобитную «от 1614 года... с обращением к царю Димитрию Ивановичу, царице Марии Юрьевне и царевичу Ивану Димитриевичу» 8. На самом она была написана ранее 1614 г. и, быть может, ещё до появления И. Заруцкого в Астрахани. Но даже если она писалась для подачи именно Заруцкому, это ещё не значит, что он стал очередным Лжедмитрием. Во-первых, осенью 1613 г. на Дону, а вполне возможно, и в низовьях Волги прошла молва, что царь Дмитрий жив и пребывает в Персии. Во-вторых, источники сообщают нам довольно много сведений о жизни И. Заруцкого в Астрахани, но не содержат прямых указаний на то, что он взял новое имя и царский статус. Будь это так, то московское правительство уж не преминуло бы заклеймить его как самозванца9.

     Теперь перечислим самозванцев, уже известных по литературе (в квадратных скобках указан период пребывания лжемонарха в его мифической ипостаси на российской территории – время от его «проявления» до разоблачения, а если такового не было, то до смерти или отъезда за границу; знак вопроса означает гипотетичность данных):

     1. «Царевич Дмитрий Иванович, сын царя Ивана IV», он же Лжедмитрий I [13 октября 1604 – 17 мая 1606] – предположительно Григорий (в миру Юрий Богданов сын Отрепьев), беглый монах10.

     2. «Царевич Пётр, сын царя Фёдора Ивановича» [зима 1605/1606 – 10 октября 1607] –Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков), по прозвищу Муромец, терский казак11.

_____________________________

    8 Соловьёв С. М. Соч. Кн. 5. С. 23. См. также: Чистов К. В. Указ. соч. С. 64–65.

    9 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 5. С. 19–26; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 770–777; Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. М., 1990. С. 76–78; Бернадский В. Н. Конец Заруцкого // Уч. зап. Ленинградского гос. пед. ин-та. 1939. Т. 19. С. 88–128.

     10 См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 56–273; Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 390–442; Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 162–191; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII века: Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987; Васильев П. П. Тайны русской истории конца XVI – начала XVII в. М., 1990. С. 83–141.

11 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 435–436, 462–469; Смирнов И. И. Указ. соч. С. 172–193, 365–492; Смирнов И. И., Маньков А. Г., Подъяпольская Е. П., Мавродин В. В. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. М.; Л., 1966. С. 36–88; Тюменцев И. О. Русские самозванцы... С. 213–221, 239–241, 249; Он же. Смута в России... С. 54–61, 73–79, 99–100; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism in Early Modern Russia: The False Tsars of the Time of Troubles. Cambridge, 1995. P. 90–97, 133–144, 147–153, 163–164, 168–181; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar: Cossack «Tsareviches» in Seventeenth-Century Russia // Von Moskau nach St. Petersburg: Das russische Reich im 17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2000. P. 244–246.

[с. 121]

______________________________________________________________________________

 

 

     3. «Царевич Иван, по прозвищу Август, сын царя Ивана IV» [лето 1606 – лето/осень 1608] – предположительно «вольный» казак12.

     4. «Царевич Фёдор, сын царя Фёдора Ивановича» [лето 1606 ? – перед 14 апреля 1608] – предположительно «вольный» казак13.

     5. «Царь Дмитрий Иванович», он же Лжедмитрий II [12 июля 1607 – 11 декабря 1610] – предположительно школьный учитель, бежавший из Речи Посполитой14.

     6. «Царевич Лаврентий (Лавр, Лавёр), сын царевича Ивана Ивановича» [осень 1607/начало 1608 ? – лето/осень 1608] – предположительно «вольный» казак15.

     7–13. «Царевичи, сыновья царя Фёдора Ивановича» – Клементий, Савелий, Симеон, Василий, Ерошка (Ерофей), Гаврилка (Гавриил), Мартынка (Мартын) [1607 ? – лето/осень 1608 ?] – предположительно «вольные» казаки16.

     14. «Царевич Осиновик, сын царевича Ивана Ивановича» [зима/весна ? – лето 1608] – предположительно «вольный» казак17.

     15. «Царь Дмитрий Иванович», он же Лжедмитрий III [начало 1611 – 20 мая 1612] – предположительно Сидор (Исидор, Сидорка) или Матвей (Матюшка), беглый дьякон или дьяк18.

_____________________________

     12 См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 452–453; Смирнов И. И. Указ. соч. С. 244–253; Тюменцев И. О. Смута в России... С. 60; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 131–135, 175–176, 179–181; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 246–247; Усенко О. Г. 17 самозванцев у русского трона // Родина. [М.], 2004. № 5. С. 68.

     13 См.: Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 230; Тюменцев И. О. Смута в России... С. 112; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 174–178; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 247.

     14 См.: Соловьёв С. М. Соч. кн. 4. С. 456–600; Платонов С. Ф. Указ. соч. С. 228–289; Тюменцев И. О. Русские самозванцы... С. 241–252; Он же. Смута в России... С. 79 сл.; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 133–134, 157–228, 239–250.

     15 См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 452–453; Смирнов И. И. Указ. соч. С. 244–246, 253; Тюменцев И. О. Смута в России... С. 60; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 176–181; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 246–247.

     16 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 469; Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 214; Тюменцев И. О. Смута в России... С. 60; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 176–178; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 247.

     17 См.: Костомаров Н. И. Смутное время... С. 452; Смирнов И. И. Указ. соч. С. 244, 253; Тюменцев И.О. Смута в России... С. 60; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 176–179; Eadem. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 247.

     18 См.: Щербатов М. М. Краткая повесть о бывших в России самозванцах. СПб., 1774. С. 173–177; Костомаров Н. И. Смутное время... С. 699–701, 738; Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 634, 646–649; Кн. 5. С. 329–330; Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 1. С. 263–271; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 211–217.

[с. 122]

_______________________________________________________________________________

 

 

     16. «Царь Дмитрий Иванович», он же Лжедмитрий IV [1611 ? – начало ? 1612]19.

     17. «Султан Ахия (Иахия, Якия), в крещении – Александр, великий князь Оттоманский, сын турецкого султана Магомета III» [2 декабря 1625 – май ? 1626] – иноземец, путешественник20.

     18. «Царевич Иван, сын царя Дмитрия Ивановича» [между 13 июля 1645 и 30 января 1676] – бродяга21.

     19. «Царевич Алексей, сын царя Алексея Михайловича» [август ? 1670 – перед 6 июня ? 1671] – предположительно бродяга22.

     20. «Царевич Алексей, сын царя Алексея Михайловича» [1/12 августа – 2/11 октября 1671] – Иван Алексеев сын Клеопин, путешествующий дворянин23.

     21. «Царевич Симеон, сын царя Алексея Михайловича» [сентябрь/ноябрь ? 1673 – 17 сентября 1674] – Семён Иванов сын Воробьёв, «вольный» казак24.

     22. «Царевич Матвей Леонтьев, по прозвищу Дедионов или Дидьянец, сын царя Мегрелии Левана II Дадиани» [1681/начало 1682 ? – 14 июня 1682] – иноземец на положении высокого гостя25.

_____________________________

     19 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 645; Чистов К. В. Указ. соч. С. 64; Perrie M. Pretenders and Popular Monarchism... P. 176.

     20 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 5. С. 424–428; Макушев В. В. Болгария под турецким владычеством, преимущественно в XV и XVI веках // Журнал Министерства народного просвещения. 1872. № 10 (октябрь). С. 324; Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 148–153, 157–286 (источники опубликованы со множеством неточностей и пропусков).

     21 К сожалению, информация о нём имеется лишь такая: «в царствование Алексея Михайловича в Москве был повешен некий безымянный бродяга, также выдававший себя за сына царя Дмитрия и Марины» (Думин С. Царица Марина // Родина. 1994. № 5. С. 55).

     22 См.: Щербатов М. М. Указ. соч. С. 189–197; Соловьёв С. М. Заметки о самозванцах в России // Русский архив. 1868. Т. 2. Стб. 271; Он же. Соч. М., 1991. Кн. 6. С. 298–299; Тхоржевский С. И. Стенька Разин. Пг., 1923. С. 83; Троицкий С. М. Указ. соч. С. 139; Чистякова Е. В., Соловьёв В. М. Степан Разин и его соратники. М., 1988. С. 54–56; Усенко О. Г. Об отношении народных масс к царю Алексею Михайловичу // Царь и общество в русском общественном сознании. М., 1999. С. 84–89; Perrie M. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 249–252.

     23 См.: Соловьёв С. М. Соч. М., 1991. Кн. 7. С. 128–129; Он же. Самозванец Ивашка Клеопин // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Кн. 1. Отдел V. С. 1–2; Лукин П. В. Указ. соч. С. 124–125.

     24 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 6. С. 440–446, 453–455, 458–459; Костомаров Н. И. Самозванец лже-царевич Симеон // Он же. Самозванцы и пророки: Исторические монографии и исследования. М., 1997. С. 172–199; Perrie M. Pretenders in the Name of the Tsar... P. 252–253.

     25 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 7. С. 280, 323–324; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 1. С. 79–80; Аристов Н. Я. Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны. Варшава, 1871. С. XXII–XXIII, прим. 86; Козловский И. П. Сильвестр Медведев: Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века. Киев, 1895. Приложение. С. 97–98; Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 267, 371; Буганов В. И. Московские восстания конца XVII века. М., 1969. С. 205–206.

[с. 123]

_______________________________________________________________________________

 

 

     23. «Побочный сын польского короля Яна Собеского» [1682/1683 ?] – Бризасье (Brisacier), французский подданный, путешественник26.

     24. «Царевич Иван, сын царя Ивана IV» [21–25 октября 1690] –Иван Васильев сын, бродяга27.

     25. «Первый капитан Преображенского полка Пётр Алексеев», т. е. царь Пётр I [7–30 января 1697] –Тимофей Евтифеев сын Кобылкин, путешествующий посадский человек28.

 

     Приведённый перечень целесообразно снабдить комментариями и дополнениями. Оговоримся вначале относительно Бризасье. Мы знаем, что за границей он изображал особу королевской крови, но не знаем точно, продолжилась ли эта мистификация после его приезда в Россию. Скорее всего, продолжилась, но данное утверждение доказать пока нельзя – увы, на этот счёт первоисточник (мемуары аббата Ф.-Т. де Шуази) не сообщает ничего определённого29.

     Перейдём к разговору о Лжедмитрии IV. Единственное упоминание о нём содержат грамоты, посланные в январе 1612 г. в Кострому и Ярославль московскими боярами – сторонниками польского королевича Владислава. В этих грамотах после обличения «Псковского вора» (Лжедмитрия III) сообщалось: «...А другой вор, также Димитрий, объявился в Астрахани у князя Петра Урусова, который калужского убил» 30.

     Можно полагать, что этот самозванец был ставленником татарского князя, который таким способом пытался избежать возможной мести со стороны донских и волжских казаков за убийство Лжедмитрия II. Кроме того, данное лицо мы можем предположительно отождествить с тем самым Гурием, который в «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства» (1612 г.) фигурирует как самозваный царевич наряду с «Иваном-Августом» и «Лавром». Это произведение было написано, вероятно, в Казани, поэтому логично заключить, что оно говорит лишь о волжских самозванцах, каковыми, собственно, и были «Иван-Август» и «Лавр». Причём эти двое называются именно в том порядке,

_______________________________

     26 См.: Строев А. Ф. «Те, кто поправляет Фортуну»: Авантюристы Просвещения. М., 1998. С. 250–251.

     27 См.: Лукин П. В. Указ. соч. С. 125–127 (в цитатах из источников много ошибок).

     28 См.: Соловьёв С. М. Соч. Кн. 7. С. 563; Чистов К.В. Указ. соч. С. 113; Лукин П.В. Указ. соч. С. 128–134 (в цитатах из источников много ошибок).

     29 См.: Choisy, l’abbé de. Mémoires pour servir à l’histoire de Louis XIV. Utrecht, 1727. T. 2. P. 176–184.

     30 Соловьёв С. М. Соч. Кн. 4. С. 645.

. 124]

_______________________________________________________________________________

 

 

как они и «проявлялись». Гурий же упомянут последним, значит он стал «царевичем» позднее их31.

     Остановимся теперь на соратнике С. Разина – «царевиче Алексее». Среди архивных материалов удалось обнаружить новую информацию о нём. Её сохранило предание, существовавшее более 70 лет и частично зафиксированное в начале 1759 г., когда один из его «разгласителей» – крестьянин Кадомского уезда С. Афанасьев – попал в Тайную канцелярию. На допросе тот сообщил: «Тому де назад лет з десять...как жил он, Афонасьев, в означенном селе Селище, и тогда де того села крестьянин Март[ын] Нечаев (которой тому лет з десять умре), будучи в поле при пазбе лошадей, в разговорах... сказывал ему, Афонасьеву, наодине [без] свидетелей слова такие, что де разбойник Стенка Разин з государем (а с которым государем, не выговорил) вместе воровал и будто оной Стенка того государя бил и за волосы драл» 32.

     Конечно, достоверность этого известия может быть подвергнута сомнению. Но я склонен считать, что историческая память народа сохранила реальный факт из истории разинщины. Однако вряд ли правильно думать, что Степан Разин постоянно унижал самозванца, – тогда он просто не мог бы привлекать к себе людей, ведь они должны были верить, что служат настоящему царевичу33. Непочтительное поведение Разина вполне могло быть его первой и спонтанной реакцией на «проявление» самозванца при их знакомстве – на слова, что атаман видит перед собой не простого человека, а наследника престола, чудесным образом ускользнувшего от бояр-изменников.

     Надо сказать, что в России XVII–XVIII вв. откровения лжемонархов о себе не раз вызывали  реакцию, подобную разинской. В качестве примера подходит случай с Ф. Казиным-Богомоловым, который в 1772 г. под именем Петра III поднял часть волжских казаков на восстание. Один из арестованных офицеров потребовал встречи с «императором» и, когда его подвели к Богомолову, набросился на него и стал бить, называя самозванцем и требуя взять его под караул. Эффект был столь сильным, что казаки отступились от Лжепетра и сами же заковали его в кандалы34.

     Тщательное изучение опубликованных и архивных источников позволило включить в список российских лжемонархов XVII в. ещё четырёх человек.

______________________________

     31 См.: Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI – начало XVII веков. М., 1987. С. 138–139, 566.

     32 РГАДА. Ф. 7. Оп. 3. Картон 344. Д. 792. Л. 1 об. –2.

     33 См.: Усенко О. Г. Об отношении народных масс... С. 78–88.

     34 Мордовцев Д. Л. Самозванцы и понизовая вольница. СПб., 1886. Т. 1. С. 88–89.

[с. 125]

_______________________________________________________________________________

 

 

     1. «Московский царевич», предположительно – «Иван, сын царя Дмитрия Ивановича и царицы Марии Юрьевны» [вторая половина июня 1641 – начало 1642 ?] – Мануил Сеферов (?) сын, по прозвищу Дербинский, польский подданный, арестант.

     Этот самозванец интересен своей, так сказать, скромностью – тем, что в России о своих притязаниях открыто не заявлял, а только намекал35. Хотя в источниках нет явных указаний на то, что он и ранее – в Польше – выдавал себя за царевича, причём открыто, тем не менее об этом свидетельствуют его близкие отношения с польским королём и знатью, а также «знаки» на его теле, которые в России были квалифицированы как «царские» (см. ниже).

     Российскому правительству он стал известен 12 июня 1641 г., когда в Москву прибыла «станица» с Дона, которая и передала его властям. Из «войсковой отписки» и «роспросных речей» казаков следовало, что Мануил появился на Дону осенью 1640 г. и представился армянином, вышедшим из турецкого плена. Сначала он жил в Маныче («Маночском городке»), потом перешёл в Азов, где провёл зиму и где «учал на кабакех пит, и зернью играт, и ясыр собе на постелю покупати». Растратив свой запас «червонных золотых», Мануил влез в долги, но не смог их оплатить. Весной (вероятно, в марте) 1641 г. кредиторы «учали его бит на правеже», и тут он заявил о своей неприкосновенности: «И он де сказался литвин, а послан де он от полского короля к Сефий-шаху персицкому з грамотою, а велено де ему идти на Азов, а из Азова идти в Кизыл-баши (государство Сефевидов. – О. У.) с шаховым послом, которой приезжал в Азов к атаманом и х казаком от шаха». В подтверждение своих слов Мануил предъявил «литовского короля семь листов за глухими печатми». Тем не менее казаки ему не поверили – «чаяли того, что он лазутчик», почему и отправили под караулом в Москву. Уже после отъезда «станицы» Азов посетили посланцы короля с просьбой, чтобы казаки «тово поляка, которой послан от него к шаху персицкому, пропустили его в Кизыл-баши или б отпустили его в Полшу. И атаманы де и казаки тем королевским посланцом отказали, что им того поляка без государева указу из Азова никуды отпустит немочно...» 36

     На допросах (с 12 июня по 2 сентября 1641 г.) арестант сообщил о себе, что «родом арменин, Мануилом зовут, отец де ево и мать жили в Астарахани, а держали веру арменскую, а он де, Мануйло, родился в Астарахани».Его отец был «армянин торговой

____________________________

     35 Подобным «скромником» был В. Бунин, который в 1787–1788 гг. изображал Петра III, ни разу открыто не назвавшись этим именем. «Разглашала» о нём его напарница – М. Тюменева (см.: Усенко О. Г. Кто такой «самозванец»? С. 45).

     36 РГАДА. Ф. 210. Оп. 13 (Столбцы Приказного стола). Д. 152. Л. 5, 11–12, 19, 79–82.

[с. 126]

_______________________________________________________________________________

 

 

человек, имя ему по-армянски Сефер, а по-русски Сергей... и ево де знали руские многие люди, что отец был богат и честен». В Астрахань «отец ево переехал ис Кизыл-баш..., а в Кизыл-башех де он у шаха был чесной человек». Отправившись обратно в Персию, отец взял с собою малолетнего Мануила «для грамотново ученья и в Кизыл-башех отдал ево учит грамоте. А учился он грамоте три годы, и как отец ево в Кизыл-башех умер, и его ис Кизыл-башские земли свезли во Царь-город торговые люди»37.

     Если верить Мануилу, он побывал «в розных государьствах и грамотам и языком многим научен»; «а языком де он умеет арменским, кизыл-баским (видимо, фарси. – О. У.), туретцким, венгерским, волосским, полским, нагайским и крымским языком»38.

     В Стамбул Мануил приехал, насколько можно высчитать на основе его показаний, в 1621 или 1622 г. Прожил он там «лет с пят». Возможно, именно в Стамбуле родилась у него идея выдать себя за «московского царевича». Ради этого он выколол у себя на груди загадочное слово «арменским писмом» под титлом, а на руках сделал особые «знаки». В материалах следствия они описаны с вариациями: «на правой руке знамя – крест начерчен син[ь]ю, да на правой же руке и на левой на запяст[ь]е зжено, да у левой же руки на мышке пятно черновато, кабы што зжено»; «на руках на обеих кресты написаны и подле крестов клейма выжжены», а «у левова плеча вызжен арёл»39.

     Около 1626/1627 г. будущий лжемонарх «из Царя-города с торговыми людми приехал в Полшу» и не покидал её 12 лет. Там он встретился с коронным гетманом С. Конецпольским и, видимо, сумел убедить его в своём высоком происхождении. После этого «многое де время жил он при гетмане» и «служил» ему, причём тот «звал его Мануйлом Дербинским». Однажды «был карол полской в гостях на пиру у гетмана Концеполскова, и он де, увидя ево, Манушку, и розспрося де про нево гетмана, какой он человек, и у гетмана де Концаполскова выпросил ево, Манушку, карол, и был де он при карале». («И Конецполской отдал ево королю, и он служил королю»)40. В 1639 г. Мануил познакомился с другим самозванцем – «царевичем Симеоном Васильевичем Шуйским». И «знал де он тово вора... с полгода», более того, «ему де, Манушке, он другом учинился»41.

     «И как послан был от полского короля к Сефий-шаху персицкому посланник Шемберек (очевидно, Шемберг. – О. У.), и он

_____________________________

     37 Там же. Л. 13, 44, 49, 61.

     38 Там же. Л. 35, 61.

     39 Там же. Л. 13, 40, 58–59, 61.

     40 Там же. Л. 13–14, 61.

     41 Там же. Л. 41–43, 45–47, 57, 63.

[с. 127]

________________________________________________________________________________

 

 

поехал ис Полши с тем посланником в Кизыл-баши. А ис Кизыл-башские земли отпустил ево посланник к полскому королю з грамотою через Царь-город с торговыми людми, да с ним же послана была х королю шахова грамота. И как де он в Полшу х королю приехал, и корол де ево за тое службу пожаловал: велел его испоместит из своих сёл [в] Варшавском повете. А как де полскому королю учинилос ведомо, что посланника ево Шемберека на дороге воры убили буйнацкие люди, и – тому де ныне девятой месяц – послал ево корол из Варшавы к Сефий-шаху персицкому з грамотою, а отпустит было ево хотел через Московское государство, а об ево отпуске хотел было с ним послат ко государю свою королевскую грамоту. И как де королю ведомо учинилос от запорожских казаков, что пришол в Азов кизыл-башской посол, и корол де его через Московское государство послат не изволил, а послал ево в Азов для того, чтоб ему застат в Азове кизыл-башского посла и с тем послом из Азова ехат к шаху с королевскими грамоты. <...> А грамоты с ним от короля в Азов к атаманом и х казаком не было, а послал де с ним грамоту к шахову послу Конецполской, чтоб он из Азова взял с собою. И как де он в Азов приехал, и кизыл-башского де посла в Азове не застал, а ведомо ему про него учинилос, что тот посол на Терке. И он де ту грамоту послал к тому шахову послу на Терек... А в Азове де он атаманом и казаком не сказался для того, что об нём от короля грамоты не было»42.

     Перед отъездом из Варшавы Мануил был на королевской аудиенции: «отпустил де ево полской Владислав корол к шаху перситцкому с листами сам, да при короле ж де в то время, как ево корол отпускал, были и сенатари. И приказывал ему, Мануйлику, корол Владислав шаху поклон правит и чтоб шах с ним, королём, был в братцкой дружбе и в ссылке. Да Владислав же корол к шаху с ним, с Мануйликом, приказывал: будет турской салтан пойдёт на нево, на короля, и перситцкой бы шах в то время шол на турсково, а будет де турской салтан пойдёт на шаха, и он де, корол, в то время пойдёт на турсково салтана и учнёт де ему, шаху, в то время на полской корол на турсково помогат»43.

     По всей видимости, российские власти поначалу подозревали Мануила в шпионаже. Но характер подозрений изменило найденное у него 17 июня письмо, которое, как он после заявил, адресовалось его родственникам в Астрахань. Оно было написано по-армянски, начиналось церковными молитвами, а затем шёл такой текст (цитируется в переводе):

___________________________

     42 Там же. Л. 14–18.

     43 Там же. Л. 38–39, 53–54.

[с. 128]

_______________________________________________________________________________

 

 

     «Здоровье моё от земли до небес вам. А я в кручине и в поиман[ь]е, а спрашивают: "Откуды де ты едеш? Государю де ты изменник". А того у меня не спрашивают, откуды я и где родина моя (весьма странный пассаж, если учесть, что он уже отвечал на такие вопросы. – О. У.). И вам бы, приехав, бит челом государю со слезами о моей голове и про меня учинит ведомо, как я взят (не намёк ли это на то, что он приёмный ребёнок? – О. У.) и где я родился и каков я к вам близок. А мне здес не верят, и посадили в тесную тюрму, и пить и есть мне дают из скаредных судов. И вам бы не поплошитца – порадет о мне спешно и учинит про меня ведомо. А мне быт истратену внапрасне – потому: чают меня чюжим человеком. И вам бы меня избавить от сее беды. А я приехал чистым сердцем и в добром здоровье. И привезли к Москве, а на Москве чаял себе, что в раю, всякого добра, ажно меня засадили. И вам бы, приехав, о мне бит челом государю, чтоб мне внапрасне не погинуть. Аз было обрадовался тому, что в свою землю бог вынес ис полону, ажно горче того бог попустил меня на скорбные беды»44.

     Во второй половине июня 1641 г., будучи под стражей в доме С. В. Волынского, Мануил начал и устно намекать на свой высокий статус. Как донёс его «пристав», он «в розговорех де себя обышным простым человеком называт не велит и с людми ево за то бранитца», при этом сказывается «чесног[о] отца сын». С. Волынский также сообщил, что «у тово колодника на теле на грудях и на руках писмо неведомо какое»45.

     Давая объяснения следователям (9 августа и 2 сентября), самозванец говорил, что на груди у него наколото иглой и «написано красками» его имя, причём сначала сообщил, что это дело рук его матери, а потом сказал, что это сделала «во Царе-городе девка, любя ево». Что касается «знаков», то «крест учинён на руке для тово, что в Кизыл-башех крестов не носят, и он де, Мануйлик, на себе крест назнаменовал, чтоб ему без креста не быт и чтоб тот крест на нём был не знатен, а на руках де у нево зжено для счастья...», причём «то де всё зделал он, Мануйлик, сам про девкино здоров[ь]е, любя её». Наконец, «а что у нево на мышке пятно, и в том де месте ево укусила девка»46.

     В приватных же беседах за чаркой вина (между 2 сентября и 20 ноября 1641 г.) Мануил поведал своему «приставу» нечто иное: «В арменском де их абычее тово нет, что токие признаки делат, каторые на нём признаки. А на груди де написано имя ево,

____________________________

     44 Там же. Л. 21, 26–29, 55.

     45 Там же. Л. 36, 44.

     46 Там же. Л. 40–41, 48, 56.

[с. 129]

_______________________________________________________________________________

 

 

Манушкино, а у плеча де напечатон арёл, а на руках де кресты для тово, что он крестьянской (христианской. – О. У.) природы». При этом самозванец добавил, что «тово де он не ведоет и не помнит, как те на нём признаки учинены, – как де почал разумет издеска, а те де признаки на нём...»47 Здесь явно виден след фольклорных представлений о том, что подлинный – богоизбранный – монарх с рождения носит на себе некие «царские знаки»48.

     Относительно же татуировки на груди Мануила С. Волынский 20 ноября доносил царю следующее: «А про писмо мне, холопу твоему, скозал, что у нево на груди написаны те слова арменским писмом: первое слово мен, по-руски мыслете, другое слова аип, третее слова ген, а написаны ане под титлою – в одном слове всё именован[ь]е. Хто де разумеет то писмо под титлою, и в тех де во всех словах по именован[ь]ю. И я, холоп твой, допрашивал ево, кое именован[ь]е мен. И он мне, холопу твоему, сказал: "Мен – с тово слова… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz