О. Г. УСЕНКО
ПЕРВЫЕ ЛЖЕМОНАРХИ-НИЖЕГОРОДЦЫ (П. И. КИТАЕВ, А. И. КРЕКШИН)
Краткие очерки о П. Китаеве и А. Крекшине уже публиковались1. Однако многие факты, связанные с жизнью и похождениями этих самозванцев, до сих пор не введены в научный оборот. Ещё одним доводом в пользу дальнейшего исследования служит наличие в исторической литературе противоречивых суждений о А. Крекшине. Таким образом, целью настоящей работы является создание максимально полных и научно обоснованных биографий указанных выше лиц.
Пётр Иванов сын Китаев (Китов, Никифоров) был православным и, очевидно, русским2. Родился он предположительно в 1673–1677 г.3 в деревне Уткиной (Утка) Нижегородского уезда, расположенной на вотчинных землях Ивана Иванова сына Чаадаева4. Около 1686 г.5 Пётр вместе с отцом (о матери известий нет) перебрался в государственное село Можарово (Дмитриевское), расположенное в Сергачской волости Нижегородского уезда, «и жил с отцом своим в одном доме лет с шесть и болши». Потом (стало быть, примерно в 1692/1693 г.) Пётр женился и, «отделяс от отца своево», стал жить «своим домом в том же селе Можарове»6. Вскоре у него появились дети7. Можно полагать, что он бедняком не был, т. к. у него имелась лошадь8.
П. Китаев был неграмотен9, но при этом, по всей видимости, очень интересовался духовной литературой, которую воспринимал на слух. Так он познакомился с Евангелием, а также с двумя сборниками, издревле популярными на Руси, но впервые напечатанными в 1640-х гг., – «Прологом» и «Ефремом»10. Под последним надо, очевидно, разуметь «Паренесис» – переводной сборник «слов» (поучений, легенд, сказаний о святых и эсхатологических пророчеств), основную часть которого составляли произведения сирийского богослова, писателя и поэта Ефрема Сирина11. «Пролог» же представлял собой подборку житий, ведущую своё происхождение от византийских месяцесловов (синаксарей); одна из его редакций была дополнена поучениями и притчами – в том числе из «Паренесиса»12.
Судя по тому, что эти книги П. Китаев называл «старыми»13, он имел дело с дониконовскими изданиями. Не исключено поэтому, что круг его общения составляли, хотя бы частично, «староверы». И хотя потом Пётр уверял следователей, что «расколу де он не держитца, и расколщиков никого не знает, и у расколщиков книг ни у кого не слушал»14, тем не менее с конца 1697 или начала 1698 г.15 он стал вести себя как духовный оппозиционер и «пророк» – открыто ругать «православную христианскую веру». Примерно в это же время16 его осенило,
[с. 206]
___________________________________________________________________________
что он самим Господом уготован к тому, чтобы жениться на царевне Софии Алексеевне17. И эту идею, пока ещё не высказанную вслух, и вызывающее поведение П. Китаева можно объяснить, судя по его показаниям, зародившейся у него душевной болезнью, а также будоражившими народ слухами и толками – например, молвой о подмене Петра I «немцем»18 и о воцарении в России Антихриста (грядущем или уже свершившемся)19.
Местный священник Никита Иванов, духовный отец Петра, попытался образумить его традиционными методами – телесными наказаниями, заключением под стражу и молитвами. Вот что вспоминал П. Китаев 21 января 1703 г.: «А тому лет с пять тот ево, Петров, отец духовной Микита, поимав в Ондосове (видимо, это село Андросово, расположенное к юго-западу от Сергача20 – О. У.) на торгу, бил ево и увечил неведомо за что, и увёз, сковав ево, в село Богороцкое (в окрестностях Сергача были два села с названием Богородское – одно севернее волостного центра, другое южнее21 – О. У.), и ис того села Богороцкого ево отпустил. И он де, Пётр, с того числа за тою ссорою с тем попом в церков и не ходил, толко де а в дом де ево, Петров, он, поп Никита, со всякою требою ходил; а как он к нему, Петру, в дом ево с требою прихаживал, и он, Пётр, от того отца своего духовнаго ухоранивался, боясь ево»22.
Возможно, односельчане и посчитали его сумасшедшим, но на правовом статусе и повседневной жизни П. Китаева это не отразилось. Получив несколько «знамений» во сне и наяву23, Пётр наконец открыто возвестил о своих притязаниях на монарший статус. Вероятно, это он сделал в октябре 1702 г. перед односельчанами24. Кто-то из них донёс в Сергач местному воеводе, и тот послал по его душу людей. Самозванец был схвачен, по всей видимости, в конце октября. При задержании он пытался бежать, затем оказал сопротивление – ударил ножом местного дьякона, погнавшегося за ним. Правда, сам П. Китаев утверждал, что это произошло случайно: «А дмитровского де дьякона Васил[ь]я Иванова нарочно он ножем не резывал: наткнулся у него на нож тот дьякон сам, потому как де по него, Петра, приезжали для поимки сергацкие земские избы денщики, и в то де число он, Пётр, от них побежал, и с теми де денщиками гнался за ним и тот дьякон, а он де в то число резал вожжи, для того что зацепились за колесо, и дьякон де стал ево хватат, и упали они оба под колесо, и в то де число тот дьякон на нож ево наткнулся сам»25.
Сразу после поимки лжемонарх предстал перед воеводой Вадской и Сергачской волостей Михаилом Молвяниновым. В ходе «роспроса» Пётр «говорил православной христианской вере противно, и святым иконам не покланялся, и в противности де своей про Ево государево величество говорил непристойные слова…» Воевода заключил, что Китаев – «расколщик». Чтобы убедиться в этом, он «роспросил»
[с. 207]
__________________________________________________________________________
жену и детей самозванца26. После этого материалы первичного следствия были посланы в Приказ Большой казны (получены 8 ноября 1702 г.). В ответ воевода получил указ о присылке самозванца в Москву. Китаев прибыл туда 17 января 1703 г., а 20 января из Приказа Большой казны был отослан в село Преображенское27.
В Преображенский приказ лжемонарха доставили 21 января. В тот же день он подвергся «роспросу» в присутствии главы приказа князя Фёдора Юрьевича Ромодановского. Китаев поведал факты своей реальной биографии28, рассказал об обстоятельствах задержания29 и вновь предстал в образе пророка и жениха царевны. Вот что он поведал: «Государя де царя Петра Алексеевича и государя царевича на Москве нет – изведены: извели бояря да немцы; а кто имяны, того не ведает; а ведает он про то Святым Духом, а ни от ково про то не слыхал.
Трет[ь]я де колесница времени пришла, и быть было клятве – клясть было Антинаила, а по-книжному Антихриста; а Антихрист де ныне есть, а стал быть с Рожества Христова тому ныне пятой год, насел перед Рожеством Христовым (т. е. с 25 декабря 1698 г. – О.У.) с пятницы на суботу, и живёт и ныне в Московском государстве, и сидит ныне на царстве, а не царь Пётр Алексеевичь. А царя де Петра Алексеевича естьли ему, Петру, покажют, и он де ево узнает, а тот де Антихрист ему, Петру, не покажетца.
А знает де он, Пётр, что есть Антихрист, по Божию велению: как де ему, Антихристу, насесть на царство, он де в то число в доме ево, Петрове, явился ему во сне с пятницы на суботу.
А клять де было ево, Антихриста, чтоб он в церкве не был и царством бы не помутил.
Для ево ж, Антихриста, царь Пётр Алексеевичь стал бы соборовать девять соборов и ставит те соборы в Сергацкой волости в селе Дмитреевском, и быт было трём свадбам: женитца ему, Петру, на царевне Софее Алексеевне, да царю Петру Алексеевичю, да татарину Алексею, а как отечество и прозвание – не упомнит; а тот де татарин живёт от села Дмитреевского верстах в десяти в деревне Моклакове в татарской слободе; а на ком де было царю Петру Алексеевичю и тому татарину женитца, того он не ведает. А что было ему женитца на царевне Софии Алексеевне, про то он уведал Святым Духом.
Было ему явление наяве ввечеру: образ Казанские Богородицы, Святителев образ, Евангелие и вся сосуда церковная.
И то Евангелие ему, Петру, несть было на голове, а образ Пресвятые Богородицы несть было за ним на грудях царю Петру Алексеевичю, а Спасов образ несть было супротив пупа татарину Алексею от того татарина из Моклокова в село Дмитреевское.
А царя Петра Алексеевича в то число взят было ему с Москвы.
А ево де, Петрово, имя положено в старых книгах – в Ефреме, и в
[с. 208]
__________________________________________________________________________
Прологу, и вь Евангелье, в которых урочищах родина ево в Сундовине речке (имеется в виду Сундовик, правый приток Волги30 – О.У.); а положено для спору; а кто те книги станет честь, и сам тот ево имяни доберётца»31.
Как видим, показания П. Китаева сбивчивы: царя Петра I в Москве вроде бы нет, но в то же время он там; с одной стороны, Пётр I – слуга Антихриста, но с другой – соучастник самозванца, обличителя главного врага христиан. На трёх пытках (3, 16 и 20 февраля) Китаев лишь повторял приведённые выше показания, утверждая, что соучастников и вдохновителей у него не было («говорил он, Пётр, те все вышеписанные слова собою»)32. 2 марта 1703 г. самозванец был бит кнутом, а на следующий день послан «под начал» в Кириллов-Белозерский монастырь. Сопроводительным указом предписывалось Китаева «держать в Кирилове монастыре и приводит ево к церковному пению и х келейному правилу, чтоб он в расколе исправился и был всегда в Кирилове монастыре в лицах. <…> А без нашего, великого государя, указу и без грамоты ис Преображенского приказу ево, Петра, ис-под начал свобожат не велели»33. Больше о нём известий нет.
В заключение отметим: П. И. Китаев – самозванец, у которого, по всей видимости, не было сторонников и который не был связан с активными движениями социального протеста. С точки зрения типологии лжемонархов34 он – «блаженный» и «народолюбец».
Андрей35 Иванов сын Крекшин был, видимо, православным36 и русским37. Родился он примерно в 1693–1695 г.38 в д. Афинеево (Афонеево, Вофиняева, Офиняева) Угличского уезда, которая находилась «близ дворцового села Богоявленского» и принадлежала его отцу39. Последний – Иван Иванов сын Крекшин – «служил по Углечю в рейтарех» и относился к мелкопоместным дворянам, ибо владел одной лишь указанной деревней, да и в той было «тринатцать дворов крестьян да четыре семьи деловых40 людей»41. Мать будущего лжецаревича звалась Прасковья Григорьева дочь. У него была также сестра Пелагея42.
Все они жили в родовом поместье примерно до конца мая 1708 г.43. Тогдашней весной, как рассказывал впоследствии Андрей, их деревня опустела, ибо все «люди и крестьяня от тягости податей и от скудости збежали». Крекшины побыли ещё в деревне «месяца з два и, оставя то пустое поместье и дворовое строение, летнею порою перед Петровым днём (29 июня44 – О.У.) приехали к Москве на своих домовных лошадях»45.
По приезде И. И. Крекшин снял «двор в Мещанской слободе у посацкого человека Григорья Панфилова» в приходе Троицкой церкви, что на Капельках. «И жили бес поручной записи, а живучи отец ево на том дворе, кормился, что продал деревенской свой завод46, хлеб и скотину, и дочь свою Прасковью выдал замуж Тоболского полку за вахмистра Ивана Семёнова сына Кулпанова с приданым платьем. И жила
[с. 209]
___________________________________________________________________________
она с мужем на квартере в Кадашевской слободе…» Андрей же по-прежнему «жил с отцом своим на вышепомянутом наёмном дворе»47. Читать и писать он так и не научился48, более того, совсем отбился от рук – стал «ходить по кружалам (кабакам. – О. У.) пить и бражничать», пристрастился играть в карты и в зернь. За это отец «бивал ево, Андрея, жестоко», и юноша сбежал из дома49.
Приблизительно 20/24 марта 1710 г.50 он покинул Москву и направился «в Синбирской уезд… к свойственнику своему к дяде троюродному… Давыду Семёнову сыну Племянникову…»51. Тот, по словам самозванца, был комендантом «Урянского пригорода», под которым, видимо, нужно разуметь Уренско-Карлинскую слободу, располагавшуюся к западу от Симбирска в верховье р. Урень – правого притока Суры52. В доме дяди Андрей прожил «года з два». Где-то в середине октября 1712 г. комендант, «присмотря за ним пьянство, з двора от себя ево сослал, и в том пригороде жить ему заказал, и для того велел ево вывесть за город денщику своему Егору Иванову»53. В дорогу Андрей получил «десять алтын»54 (30 коп. – О.У.) да бараньи рукавицы «с вареги»55.
Беспутный «недоросль»56 двинулся обратно в Москву57. Он планировал добраться поначалу до с. Коврово Суздальского уезда (владение Спасо-Евфимьевского монастыря58), а там напроситься в попутчики к приехавшим на ярмарку москвичам59. «И идучи дорогою, пришол того ж Синбирского уезду в село Кандарати… (видимо, Кандарать, на р. Барыш – правом притоке Суры, к западу от Симбирска60 – О. У.). И в том селе жил с неделю в харчевне у харчевника».
В начале ноября он двинулся далее, «и на дороге де в Арзамазском уезде за рекою, что славёт Пьяная, в урочище Осинках воровские люди ево, Андрея, ограбили: сняли с него кавтан сермяжной, да шубу овчинную наголную, шапку серую с чёрным овчинным околышем, да рукавицы… которое дал ему… камендат Давыд Племянников. И после де того грабежу, будучи в том же Арзамазском уезде в боярской вотчине в селе Янове… выпросил того села у старосты… кавтанишко сермяжной ветхой чорной, – сказал ему, что он ограблен»61. Затем Андрей перебрался «в Нижегородцкой уезд в поместье Дмитрея Афанасьева сына Жердинского в село Пицу Косикину х крестьянину Афонасью Чернышёву с товарыщи»62. Там он потом «жил недели с четыре у крестьянина Артемья Михайлова – работал на него всякую крестьянскую работу ис прокорму»63.
Утром 6 декабря 1712 г. А. Крекшин вновь направился к Москве64 – по Большой Казанской дороге65. Он выглядел бедняком: всё тот же выпрошенный старый кафтан, поверх него – столь же ветхая баранья шуба, на ногах – лапти66. Его физический облик был таким: рост средний или чуть ниже среднего; плечи широкие; волосы светло-русые, «острижены по-крестьянски»; лицо плоское, без усов и бороды, кожа светлая67.
[с. 210]
__________________________________________________________________________
Вечером 6 декабря – «в Николаев день зимняго»68 – А. Крекшин оказался в д. Старое Борцово69 Терюшевской волости70 Нижегородского уезда, которое было частью вотчины бывшего грузинского царя Арчила II Вахтанговича71. «И присмотря он, Андрей, на дворе у крестьянина Анисима Савельева многолюдство гостей, попросился к нему, Анисиму, начевать…»72 При этом Крекшин поведал, что «ехал де он из Синбирска до села Коврова, которое за Вязниковскою слободою на реке Клязме, и на дороге де за рекою Пьяною ограбили ево воровские люди»73 и что «после де того грабежу нынешную ночь начевал он в Нижегородцком уезде разных помещиков в деревне Пице…»74 А. Савельев «на двор к себе начевать ево пустил и для той праздничной поры с теми своими гостями поил ево, Андрея, пивом»75. Утром Крекшин сообщил хозяину, что «он синбиренин посадцкой человек, Андреем зовут Иванов сын…, и из дому от него не пошёл, а просил… чтоб ему у него, Анисима, в доме пожить малое время…»76 – пока ему не удастся заработать «у крестьян что ни есть себе на одежду, потому что в то время были морозы и безодежному итти к Москве было ему невозможно»77. Анисим и его сыновья уважили просьбу Андрея78.
Как потом вспоминал А. Крекшин, «во время того ево житья он, Анисим, ево, Андрея, за нищество и что он ограблен, да и для того, что он, Андрей, работал домовную ево работу, поил ево и кормил. Также и у иных той же деревни у крестьян у трёх человек… крестьянскую их работу из хлеба работал же. Да и для того работал, чтоб ево ис той деревни они, крестьяня, не выслали. А житьём окромя того Анисима у иных ни у кого в той деревне Борцове он, Андрей, не живал. Толко о том, что он пришлой и жил у того Анисима, ведали той деревни все крестьяня и ево видали – для того, что он… ни от кого не скрывался, а ходил явно и многожды с ними, крестьяны, на улице сиживал. И живучи в доме у того Анисима, от пришлых к нему людей ни от кого в кут не прятывался. Толко когда прилучатца у него, Анисима, посторонние какие люди или стоялцы – проезжие и прохожие люди, и в то де время из ызбы от него, Анисима, выхаживал он, Андрей, в баню ево, Анисимову, от утеснения, а не для каковы скрывателства»79. Свидетели подтвердили, что о нём «ведали той их деревни Борцова все крестьяне – для того, что он, пришлой, выходя на улицу, многожды сиживал с крестьяны… и игрывал с малолетными их, крестьянскими, детми, а ни от кого не скрывался…»80
Статус наёмного работника не мешал Крекшину ходить вместе с Анисимом Савельевым и его сыном Фёдором «по другим крестьянским домам» и пить в гостях праздничное пиво81. Но приниженное положение всё же не устраивало Андрея, и он стал на путь самозванства – сначала вельможного, а затем и царственного82. Как показали на допросе его хозяева, он «в разные времена сказывал им, что он гостиной сын, а в ыные времена сказывался боярским человеком, Андреем зовут
[с. 211]
__________________________________________________________________________
Иванов сын Страхов, а по пьянстве, как бывал пьян, назывался великим государем царевичем и великим князем Алексеем Петровичем: а с Москвы де он сошол для того, что взял ево хмель»83.
В облике лжемонарха пришелец предстал перед своими благодетелями примерно 10/14 декабря 1712 г.84. Сам он об этом вспоминал так:
«И во время де у того Анисима житья своего, будучи во пьянстве, в два поима, сидя с ним, Анисимом, да с сыном ево… Фёдором в бане и пьючи пиво, он, Андрей, великим государем и царевичем и великим князем Алексеем Петровичем назывался – для того, что той деревни староста Яков Данилов со крестьяны говорили ему, Андрею, прежде того в два поима ж, чтоб он из деревни их Борцова шол вон – для того, что им пришлых людей держать у себя заказано, да и крестьянин де Анисим з двора от себя ссылать было ево стал же. И в те де два поима, сидя в той бане он, Анисим, с тем своим сыном Фёдором ево, Андрея, уверяя, доспрашивался, подлинно какова он чину. И по тем ево спросом для того он, Андрей, благородным государем царевичем Алексеем Петровичем им и назвался собою, чтоб они з двора ево от себя не сослали и поили б и кормили, а не для какова возмущения в народ и бунту и к воровству. И таких слов говорить ево никто не научал, и кроме тех крестьян иным никому таких слов не говаривал. А сказал им, Анисиму и Фёдору, будто он с Москвы сошёл от пьянства. Толко де они, Анисим и Фёдор, тех ево слов в ыстинну не ставили и вместо государя царевича не вменяли, а говорили: "Невозможно де сему быть; наш государь царевичь и ныне в Санкт-Питербурхе, а ты де и в персонь ево нимало не приличен; знатно де, ты – бродящей человек; ходя, пьянствуеш"»85.
Свидетели «проявления» тоже утверждали, что не верили самозванцу: «И тех ево слов в правду они не ставили – для того, что он пьянствовал, и за Государя царевича не вменяли, и в народе такова соблазна никому не сказывали…»86
Хотя лжецаревич среди местных жителей сторонников не обрёл (правда, в литературе существует и другое мнение87), однако и не пострадал. И это при том, что о его мифической ипостаси узнали «деревни Борцова крестьяня мужеска и женска полу многие» и что пошла молва, будто он «показывал им, крестьяном, на себе знак, и сказывал: тот де знак на нём начертан, как он родился. И грамоте де и писать он умеет и говорит многими иностранными языки»88. Сам Крекшин потом отрицал, что говорил кому-либо о «царском знаке» на своём теле89. Да и в самом деле никто никаких «знаков» у самозванца не видел90. Возможно, эта деталь попала в молву без участия самозванца – из фольклорных представлений о «подлинном государе»91. Данный комплекс воззрений включал также представление о грамотности «настоящего» монарха, и тут уже А. Крекшин себе подыгрывал. Как показал сын А. Савельева Фёдор, «в одно время… в разговорех сказал он, самозванец:
[с. 212]
__________________________________________________________________________
"Я де писать умею". А при них ничего не писывал, и чернил и бумаги при нём не было»92.
Итак, в лучшем случае у Крекшина были сочувствующие. К ним, помимо жителей д. Борцово, можно отнести Емельяна Борисова, сына просвирницы из лежавшего по соседству с. Успенского. В середине декабря 1712 г. он, «пришед в тое деревню Борцово, был, переходя по дворам, у многих крестьян в гостях»93. По словам самозванца, они однажды вместе очутились «деревни Борцова в мирской бане… И, парясь де в той мирской бане, он, Емельян, говорил ему, Андрею: "Слышал де я от человека, что ты называешся государем царевичем и сказываеш де, что на тебе и знак есть". И, говоря те слова, он, Емельян, на нём, Андрее, осматривал, подлинно ль знак на нём есть. И он де, Андрей, против тех ево, Емельяновых, слов ему, Емельяну, сказал, что он подлинно государь царевичь и с Москвы сошёл тайно от пьянства; "А знаку де никакова на мне нет". И тот де Емельян тем ево словам не верил же, а говорил: "Когда б де ты такой человек был, и за тобою были б люди, также и платье было на тебе хорошое"»94.
На следствии Е. Борисов говорил, что поскольку «знаку никакова на нём, Андрее, он, Емельян, не присмотрил», то и «за государя царевича ево не вменял и тем ево словам не верил»95. Но в истинности этих показаний можно усомниться. Двумя годами ранее, в январе/середине марта 1713 г.96, Емельян прямо-таки убеждал односельчан, что «в вотчине… Меретийского царя в деревне Борцове есть пришлой человек… и тот де пришлой называетца Великим Государем благородным царевичем и Великим Князем Алексеем Петровичем; "Я де ево видел: собою де он не болно низок, в плечах широк, плоск лицем де и волосом бел. И парился де я с ним в бане и видел на нём знак… И обуватца де он не умеет, а ходит де в баранье шубе, и грамоте де и писать он умеет, и говорит разными языки, а пива и вина не пьёт…"»97
Эти речи слышал, в частности, Семён Кривой, успенский псаломщик и пономарь98. Судя по тому, что он тоже не побежал доносить, к сочувствующим лжецаревичу можно отнести и его. Правда, спустя два года на следствии он заявил, что не поверил рассказчику: «И выслушав он, Семён, те ево, Емельяновы, слова, избранил ево, Емельяна: "Полно де, сукин сын, врать! Где де царевичю быть – он де, Государь царевичь, в Санкт-Питербурхе при Государе!", – и, поклонясь, пошёл он, Семён, от него, Емельяна, прочь…»99 Но ведь Семён мог и лгать следователям, пытаясь оправдаться, – не так ли?
Молва о самозванце распространялась в с. Успенском устами не одного лишь Е. Борисова100. Возможно, она пошла бы и дальше, но лжецаревич примерно 18 декабря101 покинул Борцово, наняв хозяйского сына Фёдора, дабы тот на подводе отвёз его в с. Коврово «для взятья долговых своих денег того села на крестьянех... А за провоз рядил дватцать алтын (60 коп. – О.У.) и денги обещал дать в том селе, взяв
[с. 213]
___________________________________________________________________________
те свои долговые денги, а сам хотел остатца в том селе»102. Накануне103 А. Крекшин «писал в Москву к свойственнику своему Тоболского полку к порутчику Степану Иванову сыну Колоколцову, чтоб он просил отца ево, Андреева, о прощении ево, Андрея, а будет отец ево простит, и он бы, Степан, приехал с Москвы в то село Коврово на ярмонку и взял бы ево с собою к Москве, потому что в том селе ярмонка бывает о празднике Рожества Христова. А то писмо к тому Колоколцову писал по ево, Андрееве, прошению в деревне Борцове из проезжих людей один человек… которые чрез ту деревню ехали з говяжьим салом к городу Архангелску. Дал тому писцу за работу четыре денги»104.
Видимо, утром 22 декабря105 Андрей и Фёдор прибыли в Коврово, «и взьехали на постоялой крестьянской двор…, и на том дворе начевали две ночи. И с того двора днём ходил он, самозванец, на торг…»106 При этом он Фёдору ничего не заплатил, «да и лошад де ево, будучи в том селе на постоялом дворе, хозяину отдавать было не велел – для того, чтоб он, Фёдор, от него ис того села не уехал один»107. Однако ни С. И. Колокольцова, ни знакомых москвичей Андрей не сыскал и утром 24 декабря отправился обратно в Борцово108. Своему возничему он пообещал заплатить позже – «выработав денги в той деревне Борцове у крестьян»109. Кстати, в Коврово не повезло Крекшину дважды – какому-то приезжему дьячку110 он заказал «писать грамотку к дяде своему Давыду Семёнову сыну Племянникову, а велел де в той грамотке писать, чтоб он, дядя, ево, Крекшина поберёг и был бы к нему добр»111. Дьячок либо решил посмеяться над неграмотным заказчиком, либо тоже всего лишь делал вид, что умеет писать, – в общем, за свои деньги Андрей получил бумагу, испещрённую каракулями, которые лишь отдалённо походили на слова112 (была изъята у него при первом аресте и весьма озадачила следователей113).
Вечером 27-го или утром 28 декабря114 путешественники вернулись в дом А. Савельева. Фёдор стал у самозванца «просить за провоз денег, и он сказал, что взять негде: "Как де будут, тогда и отдам". И к тем словам он ж, Фёдор, говорил ему: долго л ево им кормить? И он сказал: "В чест[ь] ли де ты меня кормиш"»115. Тогда хозяева стали прогонять его, и 29 или 30 декабря116 Андрей от них ушёл117. Покинув Борцово, он отправился в мордовскую д. Сыскино (Сескина118), также относившуюся к Терюшевской волости Нижегородского уезда119. Там он жил «у мордвина Василья Псаргина недели з две… работал… всякую работу ис прокорму». Затем Андрей на тех же условиях жил в мордовской д. Шонихе «у мордвина ж Алексея… недели з две ж... А ис той деревни Шонихи пришёл он, Андрей, по-прежнему в… деревню Борцово…»120 Там он оказался, видимо, вечером 29 или 30 января 1713 г.
Поначалу Крекшин хотел вновь остановиться у А. Савельева, но получил от ворот поворот121. Его приютил крестьянин Аггей
[с. 214]
__________________________________________________________________________
Михайлов122, у которого самозванец «жил дни с три», причём «пустил ево жить он, Агей, для домовной же своей работы»123. Однако наш герой начал требовать от крестьян, чтобы они помогли ему добраться до Москвы. По словам старосты Якова Данилова, лжецаревич «стал брать подводы насилством, и сказывал у себя указы»124. Возможно, Крекшин пугал тем самым листом с каракулями, который был вручён ему в Коврово. Однако Я. Данилов подозревал, что перед ним беглый солдат125. Утром 1 или 2 февраля126 у них был решающий разговор. Староста «ево, Андрея, ис той деревни высылал же, а говорил, что Терюшевской волости прикащики держать пришлых людей в той деревне ему, старосте, не велели; "А будет де ты не послушаеш и из деревни вон не выдеш, и те де прикащики по тебя сами будут"»127. Сразу после этой беседы Я. Данилов поехал в с. Терюшево (Терюши128) и донёс на «пришлого человека» Максиму Потапову сыну Бедауру129 – приказчику нижегородской вотчины Арчила II130.
Вечером того же дня131 М. П. Бедаур с тремя помощниками и тремя крестьянами явился в Борцово132. Терюшевские мужики и один из помощников Бедаура вместе с Я. Даниловым составили группу «погонщиков» – отправились ловить самозванца133. Остальные ждали их на дворе у старосты134. Крекшин, увидев, что по его душу пришли, покинул избу А. Михайлова через окно135 и «з двора ево, Агеева, сошёл… тайно на двор же к соседу ево… х крестьянину Мелентью Степанову и, взбежав в ызбу, спрятался было на полатях»136. Это произошло на глазах самого хозяина, который «был в той ж своей избе, толок в ступе овёс»137. Но тут же вбежали в избу «изветчик Яков Данилов с погонщики… и с собою привели… соседа ево, Мелентьева, Агея з женою ево Матрёною, и того пришлого человека, с полатей сняв, повели с собою на двор того изветчика… А Агея Михайлова з женою те погонщики з двора ево, Мелентьева, отпустили и ево, Мелентья, не взяли ж»138.
М. П. Бедаур с помощниками учинили пойманному допрос: «И спрашивали они ево, какова он чину, и для чего в деревню Борцову пришол, и давно л и для чего живёт. И он, пришлой, ничего им не сказал и слов никаких с ними не говорил – всё молчал»139. Тогда они приказали раздеть Крекшина140. Когда с него сняли рубаху, они «осматривали ево, Андрея, кругом»141 – «не бит ли он кнутом»142, «не пытан ли и на руках нет ли салдацких рекрутных пятен» (тогда рекрутов клеймили. – О. У.). Но «ничего на нём не явилось»143. Тем же вечером самозванец под караулом борцовских крестьян был препровождён в Терюшево144, а утром с новыми «провожатыми» был отправлен в Нижний Новгород145.
3 или 4 февраля 1713 г. задержанный был представлен в Нижегородскую губернскую канцелярию («в приказную полату»)146 и передан обер-коменданту князю Якову Степанову сыну Львову147. Тот переправил Крекшина в тюрьму148, и «держан был он, Андрей, за караулом недели с четыре…»149 Не позднее 9 февраля его подвергли «роспросу».
[с. 215]
__________________________________________________________________________
Самозванец реальные факты своей биографии обильно перемешал с вымышленными – например, сообщил, что родом он царедворец, а отец его – стольник, что сестру его зовут Марфой, что из дому он сбежал «тому года с три», жил в Сызрани и что в Борцово провёл только «недели з две»150 За составление и хранение «воровского письма» (той самой бумаги с каракулями!)151 губернатор казанский и астраханский Пётр Матвеевич Апраксин152 повелел Андрея «бить кнутом, чтобы впред таких писем писать не заставлевал, также и другим так делать неповадно ж было, и сво[бо]дит оного Крекшина с роспискою, кому можно верить»153. Примерно 4/6 марта Андрей был «бит на козле кнутом» и отпущен154. За него поручился бывший подьячий Нижегородской губернской канцелярии Иван Федотов сын Белаш155 (и как это Крекшин расположил его к себе?). Интересно, что осуждённый был уверен, будто его наказали за самозванство, о котором якобы донёс кто-то из его недавних знакомых156. Кстати, и борцовские крестьяне думали так же157.
Более года лжецаревич, судя по всему, бродил по Нижегородскому и Арзамасскому уездам Казанской губернии. При этом, как он сам потом говорил, «будучи де в тех уездех, на воровствах ни на каких нигде ни с кем он не бывал»158. По неподтверждённым данным159, одно время «жил он, самозванец, в нижегороцкой вотчине Михаила Ильина сына Чирикова в деревне Начинье у крестьян…»160 Примерно летом 1714 г. Андрей обосновался «в Арзамазском уезде вь ясашном селе Сергиевском, Толчиха тож, у мордвина Павла Иванова» и прожил там «в работе болши полугода». Видимо, в конце марта 1715 г.161 «от того мордвина пошёл было он к Москве»162.
5 апреля он добрался до с. Ворсмы163, которое располагалось близ Оки на западной окраине Нижегородского уезда164 и принадлежало князю Алексею Михайловичу Черкасскому165. Из-за распутицы Крекшин там задержался166. Он остановился на «постоялом дворе» крестьянина Афанасия Фёдорова и в течение двух суток «с того двора ходил на кабак и пил пьяное пойло безвременно»167. В это же время «от москвичь проезжих людей, которые ехали с Москвы в Синбирск для покупки рыбы», самозванец узнал о том, что «отец де ево, Андреев, Ива… Продолжение »