О. Г. УСЕНКО
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА (В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ-ОБЩЕСТВОВЕДУ)
Современная школьная программа предусматривает изучение не только «мировой художественной культуры», но также «истории цивилизаций». Между тем, несмотря на обилие соответствующей научной, научно-популярной и учебной литературы1, школьникам и даже самому учителю весьма сложно уяснить, чем «культура» отличается от «цивилизации». Единственное, что улавливается легко, – это то, что культура может быть «мировой» и «национальной», а цивилизация – «мировой» и «локальной».
_________________________________________
1 См., например: Античная цивилизация. М., 1975; Бажов С. И. Проблемы культуры и цивилизации в философско-исторической концепции Н. Я. Данилевского // Социальная философия в России в XIX веке. М., 1985; Барг М. А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования // История СССР. 1991. № 5; Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993; Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М., 1976; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988; Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Месоамерики. М., 1972; Гуревич П. С. Культурология. М., 1996; Гутнова Е. В. Средневековье: место в европейской цивилизации // Средние века. М., 1990. Вып. 53; Драгунский Д. В. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. № 1; Древние цивилизации. М., 1989; Ерыгин А. Н. Восток – Запад – Россия (Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов н/Д., 1993; Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М., 1986; Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992; Ионов И. Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4; История европейской цивилизации в русской науке. М., 1991; Иэнага С. История японской культуры. М., 1972; Кондратов А. М. Погибшие цивилизации. М., 1968; Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989; Немировская Л. З. Культурология. М., 1992; Новикова Л. И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1992. № 10; Рейснер Л. И. Цивилизация и способ общения. М., 1993; Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Формации или цивилизации? (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1989. № 10; Цивилизации. М., 1992–1993. Вып. 1–2; Цивилизации и культуры. М., 1994. Вып. 1; Цивилизация и исторический процесс. М., 1983; Цивилизация и общественное развитие человека. М., 1989; Цивилизация как проблема исторического материализма. М., 1983. Ч. 1–3; Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988; Цивилизация: теория, история и современность. М., 1989; Человек и общество. М., 1993. Кн. 1–3; Черняк Е. Б. Цивилизации и революции // Новая и новейшая история. 1993. № 4; Он же. Цивилиография: наука о цивилизации. М., 1996; Яковец Ю. В. История цивилизации. М., 1995.
[с. 205]
________________________________________________________________________
Взять, к примеру, учебник И. Н. Ионова «Российская цивилизация». Здесь интересующие нас понятия объясняются одно через другое, вследствие чего читатель скорее запутывается, нежели приближается к пониманию: «По своему содержанию понятие "локальная цивилизация" близко понятию "национальная культура". Но в отличие от истории культуры, изучающей конкретные формы последней (материальная культура, духовная культура, искусство), история цивилизаций в основном занята изучением основополагающих идеалов, которые придают культуре целостность, проявлению этих идеалов в различных областях индивидуальной, семейной, общественной, государственной жизни людей. История цивилизаций изучает формы и степень универсализации национальной культуры, т. е. её способность стать организующей силой нового, наднационального (цивилизационного) единства в государственной жизни, экономике, духовной жизни»1.
Не слишком большую пользу принесёт и обращение к научным работам и справочным изданиям. Во-первых, предлагаемые в них определения оказываются слишком общими и мудрёными. Во-вторых, для них тоже характерна «игра слов», когда взаимосвязанные понятия раскрываются посредством перекрёстных отсылок.
Например, «Философский энциклопедический словарь» сообщает: «Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской лит-ре употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)»2.
Ещё один пример. В исследовании Э. В. Соколова утверждается: «Культура – одно из самых общих философско-социологических понятий, охватывающее огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции. Подобно другим категориям такого рода, оно не может быть исчерпывающим образом определено в одной фразе»3. Тем не менее краткое определение этому понятию автор даёт: «Культура в современном понимании есть совокупность материалов и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности»4.
Всё бы хорошо, но Э. В. Соколов попутно добавляет: «Близок по значению к термину культура термин "цивилизация", происходящий от латинского civis, что значит город». И вместо того, чтобы развести эти
___________________________________________
1 Ионов И. Н. Российская цивилизация: IX – начало XX века. М., 1995. С. 5–6.
2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 765.
3 Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972. С. 32.
4 Там же. С. 20.
[с. 206]
______________________________________________________________________
понятия, автор просто описывает ситуацию с их употреблением в научном мире, заставляя тем самым читателя ещё больше напрячься: «В английской социологической литературе чаще употребляется термин "цивилизация", а в американской антропологии – "культура", но различия между ними почти никогда не делается. (...) Культура и цивилизация определяются часто друг через друга: культура рассматривается как стадия цивилизации, а цивилизация – как стадия культуры... Некоторые авторы, основываясь на этимологии, стремятся употреблять слово "цивилизация" только применительно к обществам, имеющим письменность и городские поселения, а слово "культура" – применительно к сельским, дописьменным обществам... Такой подход противоречит широко распространённому мнению, что культура есть нечто высшее по сравнению с цивилизацией»1.
Итак, поскольку интересующие нас понятия оказываются неразрывно связанными, логично определять их путём сравнения по одним и тем же параметрам (см. таблицу).
«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» | «КУЛЬТУРА» |
1) объект анализа и угол зрения на него | |
социум и природа (кормящий ландшафт) в их единстве, причём рассматриваемые как равнозначные субъекты | преимущественно социум (если природа и рассматривается, то лишь как объект человеческой активности) |
2) предмет анализа | |
только типические* проявления человеческой и природной активности за большой период времени (несколько столетий или даже тысячелетий) | все проявления человеческой жизнедеятельности (и типические, и уникальные) – за любой период времени (и большой, и малый) |
3) ход анализа | |
от окружающего мира к человеку: индивид – лишь часть социума и природы; он – объект и продукт их воздействия | от общества к человеку и обратно (индивид и социум – равноправные и взаимовлияющие субъекты) |
4) получаемая в результате анализа модель | |
преимущественно статическая (изучаемый объект рассматривается как неизменный или слабо подверженный эволюции) | а) статическая, б) динамическая (описывающая развитие объекта), в) смешанная |
_________________________________
1 Там же. С. 22, 30–31.
* признаки типического – массовость и повторяемость (воспроизводимость).
[с. 207]
________________________________________________________________________
5) соответствующая понятию историческая эпоха | |
стадия государственности1 (т. е. за пределами первобытности) | любая эпоха (в том числе и первобытность) |
6) классы феноменов, обозначаемые понятием | |
а) реальные культурно-исторические общности (= «локальные цивилизации»):
¨ этнос; ¨ суперэтнос; ¨ группа этносов или суперэтносов; б) всё человечество в целом (= «мировая» или «человеческая» цивилизация); в) умозрительные общности:
| а) индивид; б) семья; в) социальная группа или коллектив; г) реальные культурно-исторические общности:
д) умозрительные общности:
е) всё человечество в целом |
___________________________________
1 Первичной формой государственности можно считать устойчивый (существующий десятилетия) союз племён.
2 «Этническая система – сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения»; «Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности»; «Суперэтнос – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших в одном ландшафтном регионе, и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность» (Гумилёв Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 331–332).
[с. 208]
______________________________________________________________________
Если для правильного понимания термина «культура» вполне достаточно краткого определения Э. В. Соколова, приведённого выше, то для другого термина требуется развёрнутая дефиниция.
В общих чертах цивилизация представляет собой этносоциальную общность (этническую систему или совокупность подобных систем), связанную с естественным образом отграниченной территорией и отличающуюся характерными особенностями хозяйственно-экономической, социальной, политической, религиозной, интеллектуально-творческой жизни, а также особенностями мышления (ментальностью1).
Какие именно «характерные особенности» имеются в виду, позволяет понять перечень конкретных параметров цивилизации:
1) территория: а) границы и их динамика;
б) географические условия;
2) этнодемографическая характеристика:
а) этносы-носители («ядро» и «периферия»);
б) этническое окружение (соседи; «друзья» и «враги»);
в) динамика этнического развития;
г) численность населения;
д) продолжительность жизни;
е) особенности расселения и проживания;
3) хозяйственно-экономическая активность:
а) главные секторы экономики;
б) технологический уровень:
- производственные технологии;
- средства сообщения (транспорт и связь);
в) взаимодействие с природой;
4) социальная жизнь:
а) общественный строй;
б) социальная структура:
- половозрастная;
- формально-правовая2;
в) особенности личности:
- отношения индивида и социума (понятия «человек», «личность», «индивидуальность»);
______________________________________
1 «Ментальность... – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное», «совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом» (Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 176).
2 Имеется в виду официально оформленное разделение людей на категории в зависимости от объёма приписываемых им прав и обязанностей.
[с. 209]
_________________________________________________________________________
- механизмы социализации1 (воспитание; социальное инкорпорирование);
г) культура повседневности:
- будни и праздники;
- структура питания, пищевые предпочтения;
- культура пития;
- брак и семья;
- положение женщины;
5) политическая жизнь:
а) политическая «оболочка» цивилизации (характер и тип политического образования, в рамках которого она существует);
б) преобладающая форма правления:
- система управления;
- отношения внутри государственного аппарата;
в) взаимоотношения государства и общества:
- государственная идеология;
- отношения между госаппаратом и населением:
¨ отношение к верховному правителю и его окружению;
¨ взаимодействие государства и общества;
¨ взаимоотношения государства и духовенства;
г) правовая система;
6) религиозная жизнь:
а) конфессии, отношения между ними;
б) господствующая конфессия:
- вероучение;
- религиозные воззрения мирян и духовенства;
- организация духовенства, особенности его внутренней жизни;
- взаимоотношения мирян и духовенства;
7) интеллектуально-творческая жизнь:
а) социокультурные языки, отношения между ними;
б) характер и степень культурной разнородности;
в) словесность (литература; деловая письменность; фольклор);
г) архитектура;
д) изобразительное искусство;
8) ментальность2:
а) парадигма сознания:
- концепция мироздания:
_____________________________________
1 Социализация – процесс усвоения индивидом общепринятой системы знаний, норм и ценностей и превращения его в полноправного члена общества (См.: Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 138).
2 См.: Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999. С. 23–77.
[с. 210]
________________________________________________________________________
¨ восприятие времени и пространства;
¨ различение природы и общества;
- универсальные оппозиции сознания;
- фундаментальные ценности;
б) «картина (образ, модель) мира»:
- модель мироздания;
- представления об обществе:
¨ о месте «своего» общества в мире;
¨ социальные идеалы;
¨ видение общественных перспектив;
- преобладающий эмоциональный настрой;
в) «стиль мышления»:
- представления об истине и путях её достижения;
- господствующие принципы и стереотипы мышления;
- отношение к творчеству;
- особенности юмора и комического.
[с. 211]
____________________________________________________________________