[О. Г. УСЕНКО]
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В 1991–1996 ГОДАХ
Первая половина 90-х гг. ХХ в. оказалась переломным этапом как для страны в целом, так и для Тверского университета.
20 июля 1991 г. был издан указ Президента РСФСР “О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР”. Деполитизация касалась и высших учебных заведений.
2 августа партийный комитет ТвГУ, в соответствии с рекомендацией состоявшегося в тот же день совещания секретарей организаций КПСС г. Твери, принял решение о самороспуске.
5 августа ректор ТвГУ подписал приказ № 284-0 “О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в университете”.
Документ гласил:
“§ 1. Прекратить с 5 августа 1991 г. деятельность первичной парторганизации КПСС, парткома университета, партбюро факультетов и других структурных подразделений.
§ 2. Не допускать в дальнейшем создание и деятельность других организационных структур политических партий и массовых общественных движений в учебных, научных и производственных подразделениях университета, в том числе имеющих статус юридического лица и входящих в единый учебно-производственный комплекс.
§ 3. Участие преподавателей, сотрудников и студентов университета в деятельности политических и массовых общественных движений допускается в нерабочее время и за пределами университета (учебного корпуса, общежития, научно-производственного помещения и др.) и его структурных подразделений.
§ 4. Проректору по АХЧ тов. Беглярбекову Р.А. принять в установленном порядке от парткома материальные ценности и помещения и использовать их для удовлетворения потребностей других подразделений университета”.
Кардинальные преобразования в государственной, общественно-политической, идеологической сферах и становление плюрализма
[с. 79]
____________________________________________________________________
явились предпосылками формирования нового интеллектуального и морального климата в стране.
Учёные и преподаватели вузов обрели свободу научного и педагогического творчества, получили возможность беспрепятственно сотрудничать и обмениваться опытом с коллегами за границей. Расширилась автономия российских вузов (в планировании и построении образовательного процесса, в сфере хозяйственной и финансовой деятельности), началась их интеграция в общемировую систему образования.
Перед вузами России, в том числе Тверским университетом, открылись новые перспективы, однако воспользоваться ими оказалось непросто – виной тому была сложная общественно-политическая и экономическая ситуация в стране.
В декабре 1991 г. прекратил своё существование Советский Союз, а вместе с ним – и единая система высшего образования. Началось формирование самостоятельных вузовских систем во всех государствах, образованных на месте бывших союзных республик. При этом оказались разорванными многие межвузовские связи, благодаря которым ранее происходил обмен опытом, научной и учебно-методической литературой, а также проводились совместные исследования и мероприятия. Серьёзный удар был нанесён и традиционной системе повышения квалификации вузовских работников.
В России строительство новой вузовской системы сопровождалось резким обострением конкуренции в сфере университетского образования.
Правительство Российской Федерации, желая реализовать западную модель высшего образования, для которой характерен большой удельный вес университетов, санкционировало массовое преобразование в университеты узкоспециальных вузов. Только за 1992 г. число российских университетов увеличилось в 2 раза (с 48 до 97). К началу 1993 г. в них обучалось свыше 20 % всех студентов страны.
Некоторые институты, даже не меняя своего названия, получали право вести обучение по специальностям, которые традиционно входили в структуру университетского образования. Кроме того, наиболее крупные, прежде всего столичные, университеты открывали свои филиалы в других городах.
Рост конкуренции среди вузов был вызван также сокращением приёма в них. Эта негативная тенденция, в свою очередь, была обусловлена ухудшением экономического положения высшей школы.
С 1992 г. в России началось активное строительство рыночного общества. Ускорился процесс расгосударствления экономики и становления смешанной её модели, начал набирать силу механизм спроса и
[с. 80]
______________________________________________________________________
предложения, способствующий превращению конкуренции в двигатель прогресса. Однако оборотной стороной этого процесса оказалось углубление экономического кризиса.
Наряду с увеличением темпов инфляции (через год после начала реформ она составляла 20 % в месяц) происходило падение промышленного производства, которое уже за 1992–1993 гг. сократилось на 40 %. За этот же срок объём инвестиций в экономику уменьшился более чем вдвое.
Переход к рынку поставил российскую культуру и науку в тяжёлое положение. Средняя заработная плата по всем отраслям составляла в январе 1993 г. 15,3 тыс. руб., но в сфере образования – 12,5 тыс. руб., а у работников культуры и искусства – 10,5 тыс. руб. Спустя год средняя заработная плата по стране равнялась 134,2 тыс. руб., однако в сфере образования – 113,6 тыс. руб., в сфере искусства и культуры – 101,1 тыс. руб.
Резкое ухудшение материального положения лиц, занятых творческим трудом, падение престижа интеллектуальной деятельности, закрытие ряда НИИ, лабораторий и опытно-конструкторских предприятий породили такое явление, как “утечка мозгов”. Работники науки, культуры, образования уезжали за границу или переходили к другой, чаще всего торгово-предпринимательской, деятельности.
В 1992 г. науку и преподавание сменили на коммерцию около 90 тыс. чел., общая численность научно-педагогических кадров в стране уменьшилась на 27 %. В 1993 г. из научных учреждений и вузов ушло уже примерно 200 тыс. чел., из-за чего научно-педагогический потенциал страны сократился ещё на 19 %.
Негативным образом реформы сказались и на положении студентов, которым уже невозможно было прожить на одну стипендию. Следствием этого стало снижение у них интереса к учёбе. Если в 1989 г., по данным социологических исследований, с интересом учились 58 % студентов, то в 1992 г. – лишь 26 %.
На положении российских вузов сильнее всего сказался кризис финансирования. Средства, необходимые для нормального функционирования системы высшего образования, поступали из федерального бюджета нерегулярно, к тому же их объём постоянно сокращался. На нужды вузов в 1994 г. было выделено 2,7 % расходной части бюджета, в 1995 г. – 2,2 %, на 1996 г. было запланировано уже лишь 2 %. В 1993–1994 гг. российские вузы получили из федерального бюджета только 70 % запланированных средств, а в 1995 г. и того меньше – только 50 %.
Все указанные выше негативные факторы влияли и на развитие Тверского университета. Перед ним, как и многими другими
[с. 81]
_______________________________________________________________________
государственными вузами России, встала необходимость самосохранения. Главной задачей отныне было обеспечение нормальной жизнедеятельности университета и поддержание его высокого интеллектуального потенциала. Для этого было необходимо приступить к реформированию всех сфер университетской жизни: процесса обучения, научной работы, хозяйственной и управленческой деятельности, социальной инфраструктуры.
Руководство ТвГУ сумело провести необходимые преобразования, сохранив тем самым университет как мощный образовательный, научный и культурный центр. Более того, по ряду направлений Тверской государственный университет усилил свои позиции, сумел добиться значительных успехов не только в сохранении, но и в преумножении того, что было достигнуто за первые 20 лет его существования.
Тверской университет был особо отмечен в приказе Госкомитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 17 июня 1992 г. № 340 “О государственной отчётной дисциплине”. В приказе говорилось, что в 1991 г. многие вузы допускали нарушения хозяйственной и сметно-финансовой дисциплины, учёта и отчётности. При этом в качестве положительного примера приводилась деятельность ректора и главного бухгалтера ТвГУ, которым за своевременное и качественное представление бухгалтерских отчётов предписывалось объявить благодарность и выдать премию.
В 1993 г. ТвГУ попал в список 80 университетов мира, имеющих по совокупности показателей наиболее высокий рейтинг. Причём в это время, по данным газеты “Поиск”, он стоял на 28 месте среди университетов России.
Социально-экономическое и материально-техническое развитие университета в 1991–1996 гг. В этот период руководству ТвГУ пришлось решать множество проблем. Наиболее тяжёлым было финансовое положение вуза. Долги государства Тверскому университету постоянно росли: в 1994 г. они составляли примерно 800 млн. руб., в 1995 г. – 3,5 млрд. руб., а в начале 1996 г. перевалили за 5 млрд. руб. (из них 2 млрд. руб. – долги по заработной плате).
Рост цен и тарифов на работы и услуги приводил к тому, что среди должников оказывались и вузы. В середине 1995 г. совокупная задолженность тверских вузов лишь за коммунальные услуги превысила 4 млрд. руб., из которых на долю ТвГУ приходилось 1,2 млрд. руб. Постоянный рост строительных расценок в условиях недостаточного финансирования из федерального бюджета вёл к ещё большему увеличению задолженности вузов, стремившихся расширить свою материальную базу и решить жилищную проблему. В подобной ситуации оказался и Тверской университет: его задолженность по капитальному строительству в 1995 г. составляла около 2 млрд. руб.
[с. 82]
________________________________________________________________________
Но даже при том, что масштаб строительных работ, которые вёл ТвГУ в начале 90-х гг. ХХ в., сократился, университетский комплекс продолжал расширяться и укрепляться.
Летом 1991 г. ввиду аварийного состояния были закрыты два учебных корпуса педагогического факультета в пос. Мигалово. Временно студенты и преподаватели факультета были размещены в корпусе экономического факультета и в арендованных помещениях СПТУ № 39. Но уже к началу нового 1992–93 учеб. г. одно из аварийных зданий было отремонтировано (там разместился факультет физической культуры), а кроме того, в пос. Соминка был введён в строй новый корпус, куда и переехал педагогический факультет. Одновременно развернулось строительство спортивного модуля и общежития квартирного типа в пос. Соминка, началась реконструкция учебно-научной базы в дер. Ферязкино и общежития корпуса “А”. Лишь в 1994–1995 гг. объём освоенных капиталовложений составил более 4 млрд. руб., и это при том, что затраты университета в сфере капитального строительства только на треть покрывались из федерального бюджета. Правда, посильную помощь университету оказывали областная и городская администрации: за указанный период ТвГУ получил из местного бюджета более 300 млн. рублей. К лету 1996 г. был в основном завершён монтаж спортивного модуля, на 2/3 реконструировано общежитие корпуса “А” и началось техническое оборудование здания второго общежития (в пос. Соминка).
В какой-то мере компенсировать замедление темпов капитального строительства помогала аренда. Большую роль в укреплении материально-технической базы университета сыграло постановление Тверского облисполкома от 8 октября 1991 г. о передаче в аренду ТвГУ здания бывшего Дома политпросвещения (ул. Володарского, 44а) под научную библиотеку. Помимо этого здания университету приходилось арендовать помещения и для учебных занятий студентов и под общежития. С каждым годом это требовало всё больших затрат, поскольку владельцы помещений, стремясь угнаться за инфляцией, постоянно повышали арендную плату. Не случайно поэтому в 1991–1996 гг. доля арендованной площади в структуре университетского комплекса сократилась с 20 % до 14 %.
Если в сентябре 1991 г. общая площадь ТвГУ составляла 61,6 тыс. кв. м, то к началу 1996–97 учеб. г. – более 80 тыс. кв. м (осенью 1986 г. она равнялась 46,8 тыс. кв. м). Иначе говоря, за 1991–1996 гг. она выросла в 1,3 раза (с 1986 г. – в 1,7 раза).
Столь же быстрыми темпами росла и учебно-лабораторная площадь университета: осенью 1991 г. она составляла 37,6 тыс. кв. м, а в конце 1995 г. – 43,5 тыс. кв. м (в 1986 г. она равнялась 24,5 тыс. кв. м).
В то же время, несмотря на все усилия руководства ТвГУ и
[с. 83]
________________________________________________________________________
очевидные успехи, объективные обстоятельства не позволили до конца решить проблему развития университетского комплекса.
Общей площади в расчёте на одного студента дневного отделения приходилось: в 1991–92 учеб. г. – 13, 3 кв. м (при норме 22 кв. м), в 1995–96 – 16,2 кв. м (в 1986–87 – 10 кв. м).
В расчёте на одного студента дневного отделения учебно-лабораторная площадь распределялась таким образом: в 1991–92 учеб. г. – 8,2 кв. м (при норме 17 кв. м), а в 1995–96 – 8,8 кв. м (в 1986–87 – 6 кв. м).
Гораздо лучше обстояло дело с обеспеченностью студентов общежитием: в 1996 г. университет смог предоставить жилую площадь 70 % нуждающихся студентов. В принципе, уже всех нуждающихся можно было расселить в общежитиях, однако необходимо было соблюсти санитарные нормы при расчёте жилой площади на одного проживающего.
При этом надо отметить, что в 1991–1996 гг. имело место не только увеличение жилой площади университетских общежитий, но и сокращение числа иногородних студентов среди обучающихся на дневном отделении.
В целом положение студентов было нелёгким. Согласно постановлению Правительства РФ от 18 января 1992 г. № 33 “О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи”, плату за проживание в своих общежитиях Тверской университет брал в размере 3 % от стипендии. Но поскольку сама стипендия была ниже, чем минимальная заработная плата, иногородние студенты были вынуждены подрабатывать или постоянно обращаться к помощи родных.
Часть обучающихся в ТвГУ проживала в общежитиях других учебных заведений Твери. В этом случае арендная плата определялась лишь запросами администрации того или иного учебного заведения и, как правило, в 4–8 раз превышала плату за проживание в университетских общежитиях. Но тяжелее всего приходилось тем студентам, которые снимали квартиры: без дополнительных заработков им было просто не обойтись.
Руководство ТвГУ делало всё возможное, чтобы стипендиальные выплаты проводились не только в срок, но и в размерах, соответствующих последним постановлениям Правительства РФ о минимальной оплате труда.
В сентябре 1992 г. решением Учёного совета ТвГУ была изменена структура именных (повышенных) стипендий. Были упразднены стипендии имени В. И. Ленина, М. И. Калинина и Н. К. Крупской. Одновременно увеличилось число стипендий, выплачиваемых Советом университета.
Забота проявлялась и о других аспектах жизни студентов.
В июне 1995 г. Учёный совет ТвГУ принял постановление о создании
[с. 84]
______________________________________________________________________
специального органа для решения социальных проблем студентов и аспирантов, в структуру которого должны были войти студгородок, столовые, службы здравоохранения и организации молодёжного досуга. К сожалению, обстоятельства сложились так, что Центр социальной поддержки студенчества начал работать лишь в 1997 г.
В том же году при ТвГУ возродились летние студенческие отряды (ЛСО), прекратившие своё существование – как оказалось, временно – в 1991 г.
С середины 50-х гг. участие в таких отрядах – прежде всего строительных (ССО) – было существенным подспорьем для студентов, стремящихся заработать себе на жизнь. Студенты ТвГУ в составе ЛСО традиционно работали на территории Тверской области – в сфере сельского строительства, аграрного производства, а также обслуживания на турбазах. Однако были и отряды, чья деятельность не ограничивалась Тверским регионом, – их члены работали проводниками на поездах дальнего следования.
В конце 1991 г. стало ясно, что эта форма экономической деятельности студентов в новых условиях обречена на вымирание. В декабре того же года университетский штаб ЛСО, состоявший из 6 чел., был официально ликвидирован.
Но ещё некоторое время – до конца 1993 г. – сохранялась другая традиция советских времён – помощь вузов труженикам села в уборке урожая и заготовке кормов.
Студенты ТвГУ осенью 1991 г. работали в хозяйствах Сандовского и Сонковского районов, а также в совхозе “Калининский”. В этом же совхозе и хозяйствах Сонковского района студенты университета работали и осенью 1992 г. В следующем году помощью ТвГУ пользовались лишь хозяйства Селижаровского района.
Преподаватели и сотрудники Тверского госуниверситета в первой половине 90-х гг. переживали процесс адаптации к новым реалиям.
Этот процесс шёл долго и мучительно. Не случайно коллектив ТвГУ принял участие во Всероссийской неделе в защиту высшего образования России (1–8 сентября 1993 г.) и во Всероссийской акции протеста работников высшей школы против политики правительства: 15 февраля 1994 г. в ТвГУ была приостановлена работа всех факультетов и подразделений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 в Тверском университете была введена единая тарифная система (ЕТС) и началась аттестация преподавателей и сотрудников. С декабря 1992 г. в университете начался переход на контрактную систему оформления трудовых отношений.
В связи с этим были внесены изменения во временный Устав ТвГУ, принятый Учёным советом в сентябре 1991 г. В декабре 1993 г. был
[с. 85]
________________________________________________________________________
принят новый, ныне действующий Устав, где Тверской госуниверситет обозначен как центр образования, науки и культуры Верхневолжья.
Руководство и профком ТвГУ старались всячески помочь своим коллегам: изыскивали средства для оплаты преподавательского труда, обеспечивали сотрудникам университета продажу продуктов питания по ценам ниже рыночных, оказывали необходимую материальную помощь, в том числе пенсионерам, многодетным и неполным семьям. Преподаватели получили возможность совмещать работу в университете с работой в других организациях. Для персонала ТвГУ проводились бесплатные или со значительной скидкой лечебно-оздоровительные мероприятия (ультразвуковое обследование, компьютерная диагностика, оказание услуг в оздоровительном центре и т. д.).
Отдельным направлением деятельности университетского руководства и профкома была забота об участниках Великой Отечественной войны и ветеранах тыла. Ежегодно для них устраивались торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню победы. Кроме того, им вручались праздничные премии. Например, в 1992 г. подобные премии получили 30 чел. из профессорско-преподавательского состава (за счёт бюджетных средств) и 23 представителя учебно-вспомогательного персонала (за счёт фонда развития материально-технической базы университета).
Для решения жилищной проблемы сотрудников ТвГУ в 1993 г. было начато строительство университетского дома (на 96 квартир). Одновременно университет принял участие в строительстве межвузовского дома (на 90 квартир). Эти начинания опирались на финансовую поддержку Госкомвуза и администрации Тверской области. Однако в 1995 г. эта поддержка прекратилась, и жилищное строительство пришлось приостановить. Тем не менее руководство ТвГУ в 1996 г. сумело заключить договор с подрядной организацией на строительство университетского дома.
Кроме того, в августе 1994 г. университет получил разрешение предоставлять преподавателям и сотрудникам жилую площадь в студенческих общежитиях. Благодаря этому число работников университета, нуждающихся в жилье, сократилось на треть. И всё-таки жилищная проблема оставалась очень острой: в 1996 г. около 100 сотрудников ТвГУ по-прежнему ждали её решения.
Несмотря на большие трудности, в университете продолжали функционировать автопарк, лыжная база в с. Чуприяновка и ботанический сад площадью 2,4 га.
Если в 1989 г. университетский ботанический сад состоял из деревьев и кустарников 96 видов, то в 1995 г. он включал в себя уже 375 их видов, а кроме того, 600 видов цветочных культур, 550 видов травянистых растений природной флоры.
[с. 86]
_________________________________________________________________________
В мае 1993 г. началось создание филиала ботанического сада в пос. Соминка; под него университету отвели 36 га земли. Наконец, в 1995 г. ТвГУ взял в аренду на 10 лет и начал приводить в порядок лесопитомник возле с. Чуприяновка, созданный ещё в 1947 г., но впоследствии заброшенный.
Постоянно совершенствуется и работа университетской библиотеки. В 1992 г., после того как основной книжный фонд был размещён в бывшем Доме политпросвещения, появились её филиалы на юридическом, экономическом и педагогическом факультетах, а затем (в 1994 г.) – и в корпусе естественно-математических факультетов. В первой половине 90-х гг. при стабильном количестве читателей (10–11 тыс. чел.) книжные фонды активно пополнялись. В 1991 г. Научная библиотека ТвГУ хранила 805 тыс. книг, а на 1 января 1996 г. её фонд насчитывал уже 874 тыс. книг. Кроме того, в университетской библиотеке хранятся более 300 микрофильмов и около 700 комплектов периодических изданий.
Около 100 тыс. экземпляров библиотечного фонда – это редкие и дореволюционные издания. Самая ценная литература (свыше 25 тыс. томов) собрана в отделе редких книг, созданном в 1990 г. Здесь представлены издания начиная с ХVI в.: Библия на французском языке (Женева, 1588 г.), московские, киевские, черниговские и львовские издания ХVII в. (“Грамматика” М. Смотрицкого, “Соборное уложение” 1649 г., сочинения С. Полоцкого, “Синопсис” и др.), раритеты периодической печати ХVIII–ХIХ вв., коллекции географических атласов и миниатюрных изданий и т. д. На многих книгах сохранились автографы известных лиц: тверского историка Д. Карманова, поэта-декабриста Ф. Глинки, писателя И. Лажечникова, мыслителя и революционера М. Бакунина.
Пополнению фондов Научной библиотеки ТвГУ во многом способствует то, что университет располагает собственной полиграфической и издательской базой. В 1991–1996 гг. редакционно-издательский отдел ТвГУ (начальник – С. А. Сусова) выпускал ежегодно различных изданий в среднем в объёме 1,5 тыс. печатных листов. Причём в декабре 1991 г. отдел получил права издательства, закреплённые соответствующей лицензией.
ТвГУ продолжал выпускать и многотиражную газету – “Вестник Тверского университета”. С октября 1994 г. студенты вуза начали получать ещё одну газету – “Alma mater”, которая в 1996 г. стала уже единственным органом периодической печати (издание “Вестника” из-за финансовых трудностей на время прекратилось).
Важнейшим показателем развития материально-технической базы университета явилась его информатизация. Благодаря внедрению в научно-образовательный процесс информационных технологий и
[с. 87]
________________________________________________________________________
вычислительной техники повышалось качество подготовки специалистов и обеспечивалась интеграция университета в общероссийскую и мировую системы образования и науки.
Если в 1991–92 учеб. г. в университете было 3 компьютерных класса, то в сентябре 1995 г. на территории ТвГУ располагались 13 компьютерных классов (из них 4 были объединены в локальную сеть). Количество персональных ЭВМ за 1992–1995 гг. выросло в 2 раза. В 1996 г. их было более 300, причём половина была установлена в компьютерных классах.
С 1993 г. Тверской университет является участником программы по разработке и внедрению компьютерных технологий, в рамках которой он сотрудничает с Объединённым университетом г. Касселя (Германия). Партнёры разработали совместный проект “Информационные технологии для предприятий и администраций” (ИТЕА). Реализация этого проекта началась в ноябре 1993 г., когда на базе ТвГУ был проведён семинар повышения квалификации для хозяйственников и администраторов Тверской области.
В ноябре 1993 г. возник общеуниверситетский узел связи, который обеспечивает получение и отправку сообщений по электронной почте, факсимильной и телексной связи. В этом же году были созданы три специализированные лаборатории: компьютерной графики и средств анимации; технических и программных средств информатизации и маркетинга; средств автоматизации управления регионом.
Процесс информатизации охватил и университетскую библиотеку. В 1991 г. она получила первые компьютеры, необходимые для автоматизации библиотечных процессов. С февраля 1992 г. начал создаваться “электронный каталог” на вновь поступающую литературу, на основе которого с апреля 1993 г. издается ежемесячный “Бюллетень новых поступлений”. В 1995 г. начато создание локальной библиотечной сети, которая к настоящему времени обеспечила пользование “электронным каталогом” в режиме свободного доступа (в зале каталогов) и вхождение в глобальную компьютерную сеть “Интернет”.
1995 год оказался важной вехой в процессе информатизации ТвГУ ещё и потому, что университет стал участником проводимой под эгидой ЮНЕСКО программы “Юником”. Цель её – создание компьютерной сети, объединяющей зарубежные университеты и наиболее передовые российские вузы (примерно 30). В этом же году при ТвГУ возникли межвузовский центр международного сотрудничества и технологический контактный центр, оснащённые по последнему слову техники. Кроме того, с начала 1995–96 учеб. г. в ТвГУ функционирует региональный узел сети “Интернет”, ведутся работы по созданию университетской
[с. 88]
_______________________________________________________________________
[с. 89–99 = иллюстрации]
_______________________________________________________________________
телестудии, начало которым положило получение в виде дара от Государственной телерадиокомпании передвижной телестудии “Магнолия–80”.
В 1996 г. закончился начальный этап информатизации ТвГУ: завершился процесс первичного накопления программно-технологических и технических средств, а также опыта их применения в учебном и научном процессах, были созданы предпосылки для перехода на качественно новый уровень освоения современных средств информатизации.
Решению новых задач способствовало участие университета в международных программах “Партнёрство Восток – Запад” (совместно с университетом г. Оснабрюка) и “Tempus/Tacis” – совместно с университетами г. Оснабрюка (Германия) и г. Кила (Великобритания). ТвГУ в числе 30 российских вузов получил финансовую поддержку и от Международного научного фонда Дж. Сороса. Эта поддержка предусматривала выделение 100 млн. долларов на совершенствование компьютерного оснащения вузов.
Укрепление материально-технической базы университета и выполнение социальных программ в условиях спада государственного финансирования было возможным потому, что руководство ТвГУ активно занималось поиском и расширением внебюджетных источников финансирования.
Уже в 1991 г. было ясно, что становление новых производственных отношений и формирование рынка научно-технической продукции предъявляют новые требования к вузовской науке, делают необходимым развитие самостоятельной научно-производственной и коммерческой деятельности ради укрепления экономической самостоятельности университета, материального стимулирования коллектива и сохранения ТвГУ в качестве крупного центра образования и науки.
Одним из внебюджетных источников финансирования стало оказание платных услуг студентам, населению, предприятиям и организациям.
В октябре 1991 г. при ТвГУ начали действовать платные компьютерные кружки, в которых школьники обучались работе на ПЭВМ. Научная библиотека ТвГУ оказывала информационные услуги коммерческим организациям и предприятиям г. Твери.
Каждый год увеличивалось число студентов, обучающихся за плату: в 1995–96 учеб. г. у их было 277 чел. – 5,6 % от общего числа студентов. Среди них были как выходцы из России и других бывших республик СССР, так и представители “дальнего зарубежья”. Полученные таким образом денежные средства уже в 1993 г. составили 10 % от общего объёма финансирования ТвГУ из федерального бюджета.
В ноябре 1992 г. управление международных связей ТвГУ получило
[с. 100]
___________________________________________________________________________
право оказывать за плату дополнительные услуги по обслуживанию иностранных граждан и по оформлению выездных документов лицам, выезжающим за границу помимо межвузовских соглашений о международном сотрудничестве.
Важным источником пополнения университетской казны были отчисления от прибыли хозрасчетных подразделений ТвГУ – таких, как инженерный центр “Энергия” (директор – А. И. Корнеев), выполнявший от лица университета функции головной организации по программе “Мелкосерийная и малотоннажная наукоёмкая продукция”, а также подготовительные курсы, факультет общественных профессий, специальный факультет по переподготовке кадров, Тверской областной центр новых информационных технологий в сфере образования и науки, курсы по оказанию дополнительных образовательных услуг, лингвистический центр.
Внебюджетное финансирование университета обеспечивалось также созданием коммерческих предприятий при ТвГУ.
С ноября 1990 г. на базе физического факультета начали действовать малые предприятия “Кристалл” (производство оптических изделий на основе монокристаллов) и “Магнит” (серийное производство постоянных магнитов, внедрение изделий и технологий с их использованием), а с декабря 1990 г. – ещё и МП “Магнитех” (“Магнитные системы и технологии”), занимающееся разработкой и внедрением новых магнитных материалов, технологий изготовления изделий на их основе, а также конструированием и изготовлением магнитных систем, приборов и устройств. В 1992 г. учредили своё предприятие и студенты физического факультета – ТОО “Элис”. Главное направление его деятельности – ремонт и наладка видео- и радиоаппаратуры.
В 1991 г. начало действовать ТОО “Факультет экономики и предпринимательства”. Его учредителями были ТвГУ, областной комитет занятости населения, областной комитет по управлению имуществом и коммерческий банк “Тверь”. На основе договора о совместной деятельности с университетом ФЭП … Продолжение »