В первой половине 90-х гг. при ТвГУ продолжали работать центр научно-технических услуг “ФаВис”, одним из учредителей которого было Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, а также созданная на базе педагогического факультета экспериментальная авторская начальная школа (соучредители – гороно и фирма
[с. 101]
________________________________________________________________________
“АНТЭК-Тверь”). Наконец, в 1991–1993 гг. университет был среди учредителей ТОО “Группа Тверь-Интерконтакт”, которое проводило семинары и лекции в рамках международных программ молодёжного обмена, организовало обучение иностранным языкам (в том числе изучение русского языка иностранцами), разрабатывало туристические экскурсионные программы.
Если в 1992 г. доля внебюджетных источников составила только 5 % от общего объёма финансирования ТвГУ, то с 1993 г. она не опускалась ниже 15 %. За счёт внебюджетных источников лишь в 1994-95 гг. университет получил около 3 млрд. руб. (с учётом помощи от местной администрации).
Как образовательный центр Тверской государственный университет включал в себя структуры, обеспечивающие довузовское, высшее и дополнительное (послевузовское) образование.
Довузовское образование обеспечивали занятия на подготовительном отделении и различных курсах для абитуриентов, а также в специализированных классах ряда лицеев и школ Твери. Координацию в этой сфере деятельности с июня 1995 г. осуществлял учебный центр довузовского образования при ТвГУ. В 1996 г. в его составе была образована двухгодичная школа подготовки для поступления в ТвГУ.
На подготовительном отделении ТвГУ (заведующий – С. Г. Троицкий) в 1991–1995 гг. было дневное (с отрывом от производства) и вечернее отделения. Первая форма обучения обеспечивала подготовку по 11 специальностям: история, биология, география, химия, математика, физика, русский язык и литература, лингвистика (английский, немецкий и французский языки), физическая культура и спорт. Вечернее обучение позволяло подготовиться к поступлению в ТвГУ на специальности: история, юриспруденция, менеджмент, бухгалтерский учёт, русский язык и литература, лингвистика (английский язык). В 1991–1995 гг. эффективность работы подготовительного отделения (количество поступивших в университет из числа допущенных к итоговым экзаменам на ПО) составляла от 85 % до 92 %. В 1996 гг. на подготовительном отделении осталась лишь дневная форма обучения, зато количество специальностей увеличилось до 14 (добавились психология, педагогика и методика начального образования, социальная работа).
Благодаря своевременному реформированию процесса обучения и постоянному учёту социально-экономических реалий руководство и коллектив ТвГУ сумели добиться того, что университет сохранил свой авторитет, остался престижным центром образования. Несмотря на общее падение интереса к высшему образованию, характерное для первой половины 90-х гг., конкурс по заявлениям среди поступающих в
[с. 102]
__________________________________________________________________________
Тверской университет почти не снизился: в 1986–1990 гг. на дневном отделении он составлял в среднем 2,8 чел. на место, в 1991–1995 гг. – 2,5 чел. на место.
Этот факт вряд ли можно объяснить лишь тем, что с 1992 г. происходило сокращение приёма в ТвГУ (за счет вечернего и заочного отделений). Ведь одновременно происходило расширение дневного отделения – за счёт планового (благодаря новым специальностям) и сверхпланового приёма на компенсационной основе (университет получил право дополнительно набирать таким образом до 3 % от числа студентов, зачисленных в соответствии с планом).
Привлечению абитуриентов способствовала умелая рекламная политика и профориентационная работа. Ежегодно весной в городах Тверской области университет участвовал в ярмарках учебных мест, где потенциальные абитуриенты могли получить интересующую их информацию, а преподаватели ТвГУ – составить представление о будущем конкурсе на те или иные факультеты.
Кроме того, изменилась и система вступительных экзаменов. Во-первых, с лета 1990 г. на ряде факультетов проводились так называемые “репетиционные экзамены”: преподаватели ТвГУ принимали выпускные экзамены в специализированных классах некоторых школ Твери и области, и оценки, полученные выпускниками, засчитывались приёмной комиссией как оценки на вступительных экзаменах в университет (поступали подобным образом в среднем 20 % абитуриентов). Во-вторых, с 1993 г. выпускники педагогических училищ Твери, Торжка и Старицы зачислялись в университет (на профильные факультеты) по результатам собеседований, проводимых преподавателями ТвГУ.
Ещё одной новацией стал набор групп целевого назначения с сокращённым (3–4 года) сроком обучения. С 1993–94 учеб. г. такие группы существовали на экономическом и юридическом факультетах.
С 1991 по 1996 г. доля выходцев из Тверской области в общей численности студентов ТвГУ выросла с 80 % до 90 %. При этом жители Твери, как правило, составляли половину студенческого контингента. Тем не менее университет, в соответствии с заключёнными договорами, продолжал готовить специалистов и для соседних областей – Смоленской, Брянской, Псковской и др.
Высшее образование поступившие в ТвГУ получали на трёх отделениях: дневного, вечернего и заочного обучения. Последняя форма обучения отсутствовала лишь на 3 факультетах из 11 (на физическом, прикладной математики и кибернетики, физической культуры). На вечернем отделение набор осуществляли два факультета – юридический и прикладной математики и кибернетики.
Количество обучающихся на дневном отделении с осени 1991 по осень 1995 г. выросло с 4611 до 4949 чел. За это же время из-за
[с. 103]
________________________________________________________________________
сокращения числа студентов на вечернем и заочном отделениях общая численность студентов ТвГУ снизилась с 8454 до 8072 чел.
Сокращение набора студентов на отделение заочного обучения было вызвано, во-первых, ухудшением положения как университета, так и рядовых граждан – потенциальных студентов. Заочное обучение, подразумевающее регулярные поездки для встреч с преподавателями и длительное проживание в Твери в период сессий, с каждым годом требовало от студентов всё больших затрат. Средства же из государственного бюджета выделялись лишь в расчёте на число студентов дневного отделения. Во-вторых, необходимо было следовать рекомендациям Госкомвуза об оптимальном соотношении числа заочников и обучающихся на дневном отделении (1:2). Это соотношение в ТвГУ было достигнуто к 1996–97 учеб. г. К этому же времени было упразднено и отделение вечернего обучения.
В 1991–1996 гг. средняя успеваемость на дневном отделении ТвГУ была весьма высока: качественная успеваемость (число студентов, получавших на экзаменах лишь “4” и “5”) равнялась 50 %, абсолютная же успеваемость (учеба без “двоек”) – 95 %.
Высокий уровень образования в ТвГУ подтвердила его государственная аттестация, прошедшая в мае 1992 г. В постановлении Государственной инспекции по аттестации учебных заведений от 2 июня 1992 г. № 27-64/П отмечалось: “Кадровый, научный потенциал вуза обеспечивает уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, соответствующий требованиям, предъявляемым к университетскому образованию. Об этом свидетельствуют итоги проведённых во время аттестации контрольных работ..., результаты государственных экзаменов, анализ дипломных работ, а также отзывы органов народного образования, учреждений и предприятий. При проведении контрольного тестирования 84 % студентов справились с заданием, в том числе 52,9 % выполнили работы на “хорошо” и “отлично”.
Совершенствование учебного процесса в университете основано на использовании новых технологий обучения (деловых игр, творческих дискуссий, тренингов, широкого применения современных технических средств), осваиваются игротехнические методики проведения занятий”.
Постановлением Госкомитета по высшей школе от 19 ноября 1992 г. № 109 Тверской госуниверситет был лицензирован на право ведения образовательной деятельности по всем специальностям и направлениям подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также аттестован до 1997 г. в целом и по всем специальностям.
В первой половине 90-х гг. ХХ в. преподавательский состав Тверского университета постоянно увеличивался (1991 г. – 689 чел., 1996 г. – 747 человек). Это было вызвано, во-первых, необходимостью дальнейшего
[с. 104]
________________________________________________________________________
развития и укрепления вуза, а во-вторых, приведением в норму количественного соотношения преподавателей и студентов. Нормативной пропорции 1:8 (один преподаватель на 8 студентов) университет достиг в 1994 г. (в 1987 г. было 1:11, в 1992 г. – 1:8,5).
При этом расширение преподавательского персонала ТвГУ не приводило к ухудшению его качественной структуры: в первой половине 90-х гг. доля преподавателей с учёными степенями и званиями составляла 57–60 %, в том числе доля профессоров и докторов наук – 9 %. (Средние показатели по университетам России на 1992 г. составляли соответственно 62 % и 7 %).
В 1996 г. из 747 чел. преподавательского состава ТвГУ 69 чел. были докторами наук и профессорами, 361 чел. – кандидатами наук и доцентами.
Возрастная структура педагогических кадров ТвГУ в 1991–1996 гг. была близка к оптимальной: средний возраст преподавателей равнялся 48 годам. При этом молодые работники (до 30 лет) составляли 11,3 % преподавателей, а работники старше 65 лет – 7 %.
Новые условия существования ТвГУ вызвали усложнение его организационной структуры и учебно-педагогической деятельности.
В 1991–92 учеб. г. студенты Тверского университета обучались на 10 факультетах (историческом, математическом, педагогическом, прикладной математики и кибернетики, романо-германской филологии, физическом, филологическом, химико-биолого-географическом, экономическом и юридическом). В следующем году появился ещё один факультет – физической культуры.
К 1996–97 учеб. г. в ТвГУ были также созданы три новых отделения: журналистики, психологии и социальной работы, социологии и управления.
Осенью 1991 г. в ТвГУ насчитывалась 71 кафедра (включая общеуниверситетские), а к лету 1996 г. их стало 76. В число вновь образованных вошли кафедры: русского языка как иностранного, экологии, дошкольной педагогики и психологии, естественнонаучных дисциплин, социальной психологии. Кроме того, к 1996–97 учеб. г. было практически завершено создание ещё трёх кафедр – государственного управления, документационного обеспечения управления, журналистики и литературной критики.
В июле 1992 г. был образован филиал кафедры теоретической кибернетики (с ноября 1993 г. – кафедры исследования операций) в Межотраслевом центре эргономических исследований и разработок в военной технике (“Эргоцентре”). Создание филиала диктовалось расширением эргономических исследований в стране и ростом потребности в специалистах высшей квалификации по комплексной проблеме высокоэффективного взаимодействия человека и ЭВМ.
[с. 105]
________________________________________________________________________
Качественные изменения в учебном процессе начались уже в 1991–92 учеб. г., когда в Тверском университете был отменён государственный экзамен по научному коммунизму, а его место занял экзамен по специальности.
В том же году началось обучение студентов по специальности “Журналистика” (на филологическом факультете). В следующем учебном году на физическом факультете открылась специализация “Физика, программирование, английский язык”, а на математическом факультете – специализация “Теоретические основы школьного курса математики и методика его преподавания”.
Осенью 1993 г. была открыта специализация “Математические методы и исследование операций в экономике” (на факультете прикладной математики и кибернетики). Кроме того, число новых специальностей пополнили “Психология” (в соответствии с заказами Госкомвуза, администрации Тверской области и областного комитета занятости населения), а также “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” (в соответствии с заявками от областной администрации и Волжской природоохранной прокуратуры). Последняя специальность с 1994–95 учеб. г. называется “Геоэкология”.
С сентября 1994 г. в ТвГУ началась подготовка студентов по специальности “Социология”; на факультете прикладной математики и кибернетики открыта специализация “Применение ЭВМ в технологии создания телевизионных и радиовещательных программ” (по заявке из Управления телевидения и радиовещания РФ); на экономическом и юридическом факультетах вводятся модули интегрированной подготовки (“Менеджмент со знанием иностранного языка”, “Бухучёт и аудит с основами юриспруденции”, “Юриспруденция со знанием иностранного языка”).
В 1995–96 учеб. г. к числу специальностей добавились: “Государственное и муниципальное управление”, “Социальная работа”, “Документоведение и документационное обеспечение управления”. Кроме того, Учёный совет ТвГУ принял решение об открытии специальности “Финансы и кредит”, а также учебного отделения для подготовки специалистов по экономической кибернетике. При кафедре исследования операций (факультет прикладной математики и кибернетики) создан филиал по направлению “Телевизионная и радиовещательная кибернетика”.
С 1993–94 учеб. г. начался переход университета на многоуровневую систему образования: на 5 факультетах студенты 1 курса дневного отделения – будущие физики, математики, специалисты по прикладной математике, историки, химики – стали обучаться по программам подготовки бакалавров (4 года обучения).
[с. 106]
________________________________________________________________________
Через год в ТвГУ наряду с другими наиболее передовыми вузами России, уже была открыта магистратура (по направлениям “Прикладная математика и информатика”, “Физика”, “Химия”, “Математика, прикладная математика”, “История”). В ноябре 1994 г. Учёный совет университета утвердил “Положение о магистерской подготовке (магистратуре) ТвГУ” и “Правила приёма в магистратуру ТвГУ”.
Если осенью 1991 г. обучение студентов в ТвГУ осуществлялось по 17 специальностям, то к осени 1996 г. – по 21 специальности и 5 направлениям.
В августе 1993 г. был создан Социально-гуманитарный центр ТвГУ. Его задачей стала ориентация всего процесса обучения на усвоение будущими специалистами системы знаний о природе и человеке, истории и культуре, на развитие искусства межличностного общения (в том числе на иностранных языках), на выработку у студентов способностей к исследованию и решению социально-политических и технико-экономических проблем.
Усиление внимания к гуманитарным наукам проявилось и в организации музея истории ТвГУ и музея археологии, куда с 1993–94 учеб. г. регулярно приходят на экскурсии студенты, слушатели факультетов повышения квалификации, а также иностранные стажёры и гости.
Были и другие новации в жизни ТвГУ. С января 1992 г. стало официально отмечаться Рождество Христово, для празднования которого студенты, преподаватели и сотрудники университета получали выходные дни. В январе 1993 г. была увеличена продолжительность новогодних праздников: до 7 дней для студентов и до 5 дней для преподавателей ТвГУ.
Необходимо отметить, что студенты Тверского университета могли получить и дополнительное образование.
Во-первых, некоторые студенты использовали право учиться одновременно по двум специальностям. Приобретающих второе высшее образование (“слушателей”) в 1995–96 учеб. г. среди студентов ТвГУ было 38 чел., из них 19 – на платной основе.
Во-вторых, студенты ТвГУ могли получить дополнительное образование на факультете общественных профессий, который с 1995 г. являлся составной частью Учебного центра довузовского образования. Факультет включал в себя 5 отделений: театрально-режиссерское, школьной психологии, машинописи, журналистики, переводчиков.
С 1995 г. в университете работает также лингвистический центр, благодаря которому не только студенты, но и все желающие могут углубить знание иностранного языка или овладеть вторым иностранным языком.
В первой половине 90-х гг. ХХ в. Тверской университет выпускал примерно 1400 специалистов ежегодно. Более половины из них
[с. 107]
___________________________________________________________________________
составляли выпускники дневного отделения, эффективность выпуска (процент получивших дипломы из числа поступивших некогда на 1 курс) в среднем равнялась 71 %. Из 7002 специалистов, подготовленных университетом в 1991–1995 гг., 63 % составляли учителя, 19 % – экономисты, 11,3 % – юристы и 6, 7 % – специалисты по прикладной математике.
К сожалению, после 1990 г. возникли серьёзные проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Например, в 1991 г. из тех, кто получил дипломы по специальностям “Физика” и “Химия”, направления на работу получили только 50 %, из выпускников юридического факультета – 35 %, из числа специалистов в области прикладной математики оказались трудоустроенными 26 %, а из тех, кто закончил ТвГУ по специальности “Экономика и социология труда”, – лишь 18 %.
Появились трудности с распределением даже тех выпускников, чья специальность являлась дефицитной. Сложная ситуация возникла с учительскими кадрами: до 90-х гг. в Тверской области ежегодно не хватало 700–800 учителей, однако затем органы народного образования стали брать на места, предназначенные для окончивших вузы, учителей со средним образованием. В итоге на конец 1995 г. из 7,5 тыс. специалистов, работавших в дошкольных заведениях Тверской области, только 1,5 тыс. закончили вузы, причём лишь около 500 человек имели специальное высшее образование. Среди учителей начальных классов у 2,5 тыс. чел. вообще не было диплома о высшем образовании, при этом в сельской местности в начальных классах работали около 70 человек со средним образованием.
В этих условиях огромное значение приобрела деятельность факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающих дополнительное послевузовское образование.
Факультет повышения квалификации учительских кадров и организаторов народного образования (декан – Г. Ю. Ксензова) до 1992 г. обучал школьных администраторов, но в 1992–93 учеб. г., в соответствии с предложением областного управления народного образования, перешёл на переподготовку также школьных учителей, преподавателей техникумов и ПТУ. На факультете за 4 года прошли обучение 748 чел., причём в 1992–93 учеб. г. выпуск составил 130 человек (по 5 учебным программам), а 1995–96 учеб. г. – 260 человек (по 13 учебным программам). На факультете были разработаны и внедрены программы ООН и ЮНЕСКО “Образование во имя мира”, а также реализована программа “Региональная школа”. В 1994 г. факультет провёл международную конференцию “Духовные ценности и образование”.
В ТвГУ успешно работал и факультет повышения квалификации преподавателей вузов (декан – И. Д. Лельчицкий), на котором с 1993 г. открыто направление “Новые технологии образования в вузе”. С этого же времени на факультете в качестве хозрасчетного структурного
[с. 108]
__________________________________________________________________________
подразделения существует кафедра иностранных языков для дипломированных специалистов. В 1991–1995 гг. на факультете прошли переподготовку 509 человек (выпуск 1991 г. – 69 человек, выпуск 1995 г. – 130). Из них свою педагогическую квалификацию по новому направлению повысили 89 преподавателей.
В октябре 1991 г. при ТвГУ на условиях самофинансирования был создан специальный факультет по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки, техники и технологии (декан – А. Ф. Шикун). Вначале на нём велось обучение по трём направлениям: “Практическая психология”, “Социальная работа” и “Экономика” (специальность “Управление производством”). Затем в 1993 г. на спецфакультете открыли три отделения: психолого-социологическое, экологическое и экономико-правовое.
В первые годы спецфакультет предоставлял возможность получить второе высшее образование по пяти специальностям: “Психология”, “Социальная работа”, “Экология”, “Менеджмент”, “Юриспруденция”. В 1995–96 учеб. г. открылась ещё одна специальность – “Бухгалтерский учёт и аудит”. В 1994–95 учеб. г. здесь учились 450 человек, а приём на спецфакультет составил 180 человек. В 1995–96 учеб. г. специальный факультет при ТвГУ закончили более 200 человек.
Развитие университетского комплекса, расширение и усложнение учебно-методической, научной и экономической деятельности ТвГУ требовали совершенствования системы его управления.
В 1991–1996 гг. шёл постоянный поиск новых форм и методов управления, оптимальной административной структуры. Одним из проявлений этого процесса было сокращение числа проректоров: если весной 1992 г. их было 9, то к началу 1994 г. – 5.
С конца 80-х гг. ХХ в. Тверской университет стремится стать образовательным центром международного уровня.
В 1989 г. он принял на учёбу студентов из США, Великобритании, Болгарии, Югославии, Афганистана, Вьетнама. В 1991 г. университет стал партнёром Консорциума американских колледжей, приняв очередную партию студентов из США. В ТвГУ в первой половине 90-х гг. учились стажёры из Китая, Финляндии, Германии, Англии. Преподаватели университета обменивались опытом с коллегами в Польше, Югославии, Израиле, Японии. Университет заключил договоры о сотрудничестве с университетами гг. Оснабрюка и Касселя (Германия), Бергамо (Италия), Анже, Пуатье и Безансона (Франция), Кила (Великобритания), университетом Сунг-Хва (Южная Корея), а также с университетами США – Восточно-Вашингтонским, Миссурийским и г. Буффало (штат Нью-Йорк). Деловые и творческие отношения связывают ТвГУ с университетами Феррары (Италия), Амстердама (Нидерланды) и Висконсинским (г. Мэдисон, США).
[с. 109]
___________________________________________________________________________
В соответствии с заключёнными международными договорами происходят регулярные обмены студентами, преподавателями и стажёрами, организуются совместные проекты. В 1994 г. Тверской университет стал участником программ “Партнёрство Восток – Запад” (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, Ю. Г. Пастушенков) и “Партнерство институтов германистики” (координаторы от ТвГУ – А. Н. Кудинов, В. Д. Нефёдов), которые финансируются Службой академических обменов Германии. Благодаря этому университет получил партию компьютеров, оргтехники, учебной и научной литературы, видеоаппаратуры и видеокассет с учебными программами. Ряд преподавателей ТвГУ приняли участие в конференции по экологии (г. Оснабрюк) и прошли обучение в Международной школе экологов (г. Мюнстер).
С 1993 г. Тверской университет является участником международной программы сотрудничества в сфере высшего образования “Tempus/Tacis”, финансируемой Европейским сообществом. ТвГУ – единственный региональный университет России, имеющий в данной программе два проекта.
Летом 1994 г. руководство университета приняло решение о создании из внебюджетных источников централизованного фонда для поддержки международной деятельности в области науки и образования. Для координации международных связей местных вузов в 1995 г. при ТвГУ был образован также Межвузовский центр международного сотрудничества (директор - А. Ф. Гиренко).
ТвГУ как центр науки и культуры. В число главных задач ТвГУ, согласно его Уставу, входят организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования, а также накопление и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
Общий объём научно-исследовательских работ (НИР) в начале 90-х гг. ХХ в. оставался стабильным, однако с 1994 г. начал снижаться. Если в 1994 г. он составил 1,5 млрд. руб., то в 1995 г. – около 1 млрд. руб. Снижение этого показателя объясняется резким уменьшением доли государственного финансирования, которая в общем объёме НИР составила только треть.
Неурядицы в экономике и сфере финансов объясняют и тот факт, что постепенно сокращалось число работ, опубликованных сотрудниками ТвГУ. Дело в том, что возможности для публикации научных трудов с каждым годом сужались: росли цены на бумагу и типографские услуги, кроме того, издательства если не полностью исключали, то всё больше ограничивали выпуск “невыгодной” научной литературы. И тем не менее в 1995 г. сотрудники ТвГУ опубликовали свыше 500 работ, из них около 100 – в центральной печати, более 50 – за границей (в
[с. 110]
_________________________________________________________________________
1991 г. было более 900 публикаций). Интересно, что число студенческих публикаций, наоборот, из года в год увеличивалось: если в 1991 г. студенты опубликовали 51 работу, то в 1995 г. – уже 80.
Свидетельством того, что у студентов 90-х гг. сохранилась тяга к научному творчеству, стал тот факт, что по-прежнему действовали возникшие ранее межвузовская студенческая научно-исследовательская лаборатория математического обеспечения ЭВМ и студенческое конструкторское бюро на физическом факультете.
Наиболее одарённые студенты могли продолжить своё образование в аспирантуре ТвГУ. К сожалению, в начале 90-х гг. эффективность её работы (число защитивших диссертации к общему числу её выпускников) снизилась. Если в 1991 г. по России она составляла в среднем 50 %, то в ТвГУ – лишь 29 %. В 1992 г. эти показатели равнялись 40 % и 20 % соответственно.
Дело в том, что начался массовый отток аспирантов в сферы деятельности, не связанные с наукой. Главной причиной этого была невозможность прожить на аспирантскую стипендию, которая не превышала минимального размера заработной платы.
Однако уже в 1994 г. Тверской университет оказался на третьем месте среди вузов России по эффективности работы аспирантуры: в среднем по стране она равнялось 50 %, а в ТвГУ – 65 %. Университетский показатель за 1995 г. (30 %) тоже был выше общероссийского (20 %). Улучшение данного показателя можно объяснить тем, что в аспирантуре остались самые целеустремленные и преданные науке, а также ростом удельного веса аспирантов-заочников, т. е. людей, способных себя обеспечить. Свою роль сыграло и решение Учёного совета университета о социальной поддержке аспирантов и докторантов.
Докторантура в Тверском университете открылась в 1994 г. Сначала в ней было две специальности: “Прикладная математика” и “Физика твёрдого тела”, а в 1996 г. добавились “Физика магнитных явлений” и “Физическая химия”.
Общее количество преподавателей ТвГУ, защитивших кандидатские и докторские диссертации, ежегодно росло: 1991 г. – 19 человек (из них 5 чел. защитили докторские диссертации), 1994 г. – 23 (2 – докторские), 1995 г. – 58 (8 – докторские).
К 90-м гг. ХХ в. в Тверском университете сложились известные в стране научно-педагогические школы по физике, математике, химии, биологии, филологическим наукам, истории.
Преподаватели и сотрудники физического факультета (декан – В. А. Друин) успешно работали над проблемами ядерной физики (А. М. Горбатов), физики твёрдого тела (В. М. Рудяк, А. А. Богомолов, Б. Б. Педько, Н. Н. Большакова), физики магнитных явлений (Н. П. Супонев, Д. Д. Мишин, Ю. Г. Пастушенков, А. Г. Пастушенков),
[с. 111]
_________________________________________________________________________
кристаллографии и физики кристаллизации (Ю. М. Смирнов, И. А. Каплунов, А. И. Колесников), физики жидких кристаллов (В. Ф. Горностаев, В. М. Горохов, А. Ю. Ивлев).
Значительных результатов учёные ТвГУ добились в сфере математического анализа и теории функций (Л. В. Тайков, В. Г. Шеретов, А. А. Голубев), геометрии (А. М. Мелехов), математической физики (В. П. Цветков, Б. М. Барбашев, И. Ш. Могилевский, Г. С. Шаров), философии и истории математики. Развитие прикладной математики связано с достижениями преподавателей и сотрудников ТвГУ в области математического моделирования (А. Н. Кудинов, В. А. Колдунов), исследования операций (А. Н. Катулев, Ю. С. Хохлов), компьютерных наук (М. А. Тайцлин, В. А. Масюков, Е. А. Андреева).
Химическая школа в ТвГУ обязана своим авторитетом исследованиям в области неорганической и аналитической химии (И. П. Горелов), органической химии (Л. И. Ворончихина), физики и химии полимеров (П. М. Пахомов), физической химии (Л. М. Щербаков, В. М. Самсонов, Ю. Г. Папулов, В. М. Смоляков, П. Г. Халатур).
Широкую известность получили труды университетских учёных по зоологии (В. И. Зиновьев, Л. В. Викторов, В. А. Тихомирова), ботанике (А. В. Смирнов, А. С. Сорокин, С. М. Дементьева), физиологии человека и животных (В. И. Миняев, А. Я. Рыжов, Т. А. Шверина), биохимии и биотехнологии (Г. А. Грибанов, А. А. Панкрушина), геоэкологии (А. Г. Емельянов, А. П. Тищенко).
Успешное функционирование филологической школы в Тверском университете обусловлено активной исследовательской деятельностью как преподавателей филологического факультета (Р. Д. Кузнецова, Р. В. Туркина, Г. А. Пастушенков, В. Я. Кузнецов, А. В. Гончарова, И. В. Карташова, А. В. Огнев, В. А. Юдин, В. А. Миловидов, Н. А. Корзина, Н. В. Семёнова), так и преподавателей факультета романо-германской филологии (А. А. Залевская, И. Э. Клюканов, Г. И. Богин, А. Д. Травкина, Е. В. Розен, В. В. Климов, Ю. Л. Левитов, В. Д. Нефёдов, Д. Я. Новикова, Е. С. Воскресенская).
Весомых результатов учёные ТвГУ достигли в изучении отечественной истории (В. В. Комин, Н. В. Ефременков, М. М. Червякова, В. А. Смирнов, И. Г. Серёгина, Н. С. Воскресенская, Ф. X. Арсланова), истории древнего мира и средних веков (И. П. Портнягина, А. В. Чернышов, В. А. Закс, И. Г. Воробьёва), новой и новейшей истории (Л. А. Медведев, Л. В. Кошелев, А. Н. Квакин, Н. А. Лучинина).
На юридическом факультете шла активная работа над решением проблем конституционного права (В. Д. Ломовский), гражданского права (Н. В. Ченцов, Р. Е. Гукасян, Л. В. Туманова), административного права (М. Я. Масленников, В. А. Владимиров), трудового (Н. Т. Мелешенко) и экологического права (М. И. Васильева).
[с.112]
__________________________________________________________________… Продолжение »